Библиографическое описание:

Лукьянова А. А., Данилова М. В. Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1119-1121.

Одна из актуальных проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является высокий уровень правонарушений среди подростков. Необходимость скорейшего решения этой проблемы обусловлена тем, что в нашей стране все больше несовершеннолетних втягивается в сферы организованной преступности; криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

Федеральной службой государственной статистики были приведены данные числа лиц, совершивших преступления в возрасте 14–15 лет (Таблица 1).

Таблица 1

Статистика данных о количестве лиц, совершивших преступления в возрасте 14–15 лет

Год

Число продростков-правонарушителей, тыс. чел.

2009

23,7

2010

21,5

2011

20,5

2012

18,5

2013

19,7

 

Из приведенных данных видно, что хотя число подростков — правонарушителей с каждым годом и становиться меньше, но до сих пор остается достаточно высоким.

Одной из главных причин правонарушений среди подростков выделяют резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Не имея возможности удовлетворить свои потребности законным путем, подростки начинают их удовлетворять через совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности [2].

Одной из специфических причин преступности подростков является неорганизованность досуга детей и подростков. Многие организации либо прекратили свое существование, либо их посещение не «по карману» несовершеннолетним.

Обострение проблем семейного неблагополучия также является одной из причин правонарушений среди подростков. Известно, что несовершеннолетние из неблагополучных семей чаще совершают преступления [3]. В основном для таких семей характерно пьянство, наркомания, отсутствие каких-либо нравственных устоев, культуры. В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям.

Одним из условий, которое способствует преступному поведению подростков, является недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних.

На мотивацию преступного поведения несовершеннолетних оказывают особенности подростковой психики: повышенная внушаемость по отношению к авторитетам и юношеский негативизм по отношению к лицам, пытающимся осуществить педагогическое воздействие.

Чтобы лучше понять специфическую природу делинквентного поведения подростков, необходимо рассмотреть то, что характерно для данного возраста.

Подростковый возраст является противоречивым периодом. В этот период у подростков возникают притязания на взрослость и признание, углубление самоанализа, становления «Я-концепции», развитие самосознания, стремление к социальному и личностному самоопределению. Если взрослые продолжают относиться к подростку как к ребенку, то у него могут возникнуть подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. Многие ученые пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой [2].

Подростковый возраст — возраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства у подростка, который выражает потребность в самоопределении и самоутверждении в мире взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями так же имеются значительные противоречия. С одной стороны, подросток не может отказаться от своих притязаний, а с другой стороны, не всегда может сделать то, что задумал. Поэтому подростки часто маскируют свои слабости внешней независимостью и развязностью в поведении.

Подростковый возраст — это время социализации подростка и индивидуализации, т. е. вхождение в мир человеческой культуры, общественных ценностей и открытия, и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».

Индивидуализация подростка проявляется в форме самоутверждения, которое положительно влияет на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, самоутверждение старших подростков может иметь и социально-полярные основания — от подвига до правонарушения.

А. Е. Личко подчеркивает важность для подростка интеграции в группу сверстников, так как общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. Потребность подростков в общении, изучение межличностного взаимодействия — основные факторы в их психологическом развитии. Действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта [5].

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в образовательном учреждении.

Подросток стремится завоевать уважение и признание своей независимости. Если это не получается добиться принимая участия в спортивных, музыкальных, и других академических мероприятиях, подросток может вступить в неформальную группу. Такие группы складываются стихийно, и обычно на почве нездоровых интересов и часто представляют собой микросреду, которая отрицательно влияет на подростка, формируя социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в неформальных молодежных объединениях становится залогом делинквентного поведения подростка. Принадлежность к такой группе дает подростку возможность самоутвердиться за счет социально-отрицательных черт и действий [6, с. 103].

М. Г. Дмитриев утверждает, что аморфная нравственность подростка делает его зависимым в своих суждениях от мнения других, поскольку нравственная позиция у подростков формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, — то под влиянием любого референтного для подростка человека [9]. Подростки не знают, что такое преступление, закон, и какие последствия будут, если его нарушить. Имея столь низкий уровень правовой грамотности, подростки могут совершить любой поступок.

В подростковом возрасте происходит отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, недостатке общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей. Это является одним из факторов риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

В последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации, а отвержение социальных ценностей является первопричиной делинквентного поведения. «Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами» [7, с. 127].

Изучая личность несовершеннолетнего правонарушителя, И. А. Двойменный утверждает, что их «характерной личностной особенностью является глубокая деформация нравственных ориентаций и установок» [8, с. 117.]. Подросткам свойственно искаженное представление о моральных понятиях. Они смешивают такие понятия, как «настойчивость» и «упрямство», «смелость» и «лихачество». Поведение у таких подростков становится неустойчивым, противоречивым, они легко поддаются чужому влиянию, а искаженные моральные представления ведут к ложным убеждениям и установкам [8].

Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм.

Центральным новообразованием в подростковом возрасте является формирование самооценки, представление о себе как о субъекте деятельности. Адекватная самооценка формируется у подростков при влиянии благоприятных внешних факторов. В результате неблагоприятных условий воспитания у подростков с делинквентным поведением формируется заниженная или завышенная самооценка.

У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Они не умеют себя сдерживать, контролировать свои эмоции, регулировать потребности. Поэтому следование антиобщественным формам поведения для них представляется наиболее легким и удобным вариантом существования. При наличии недостатков в воспитании, некоторые волевые свойства могут закрепиться и выступать как отрицательные волевые черты характера [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель — это молодой человек в возрасте от 13 до 17 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он имеет проблемы с учебой, что связанно с различными трудностями в школе и дома.

У такого подростка отмечается узкий кругозор, низкий уровень правовой грамотности, отсутствие интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Для него характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, несформированность моральных понятий, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Волевые усилия у такого подростка направлены на достижение собственных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей. Его привлекает лишь то, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Для того чтобы помочь подростку справиться с проявлениями делинквентного поведения, ведущими к совершению правонарушений, необходима помощь и поддержка как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения, в котором подросток проводит большую часть своего времени.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный сайт государственной статистики// http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo/10–02.htm

2.                  Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М.: Социальное здоровье России, 1994–280 с..

3.                  Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М.: Юрид. лит., 2011. — 384 с. ISBN: 978–5-468–00252–0

4.                  Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика. Учебник для вузов / Ф. А. Мустаева. — М.: Академический проект, 2003–528 с. ISBN: 5–8291–0271–4.

5.                  Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — СПб.: Речь, 2009. — 256 с. — ISBN: 978–5-9268–0828–6.

6.                  Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. М.: Академия, 2000. — 183 с. ISBN 5–7695–0408–0

7.                  Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. — М.: Академический Проект, 2003. — 272 с. ISBN 5–8291–323–0

8.                  Двойменный, И. А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников / И. А. Двойменный // Социологические исследования. — 1994. — № 8–9. — С. 117–120

9.                  Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков/под ред. Г. М. Дмитриева, В. Г. Белова, Ю. А. Парфенова. — СПб.: ЗАО ≪ПОНИ≫, 2010 г. — 316 с. ISBN 5–89940–008–0

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle