Библиографическое описание:

Остроумова А. Ю. Диверсификация средств и форм интерактивного обучения как условие создания урока «нового» типа // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1153-1155.

В условиях глобализации образования большое значение приобретает реализация указанного в образовательном стандарте Томского политехнического университета компетентностного подхода, который предполагает контроль над исполнением поставленных задач, анализ полученных знаний, умений и навыков, готовность выпускника пополнять свои знания [1].

Целью в обучении иностранному языку в техническом ВУЗе является создание условий для формирования и развития коммуникативной компетенции.

Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу. Студентам легче вникать, понимать и запоминать то, что они смогли изучить, если они станут субъектами учебного процесса. Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств, обеспечивающих активное вовлечение студента в учебный процесс в ходе выполнения манипуляций с языковым материалом при помощи современных технических средств [2].

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [3]. Если провести сравнение с традиционными формами проведения учебных занятий, происходит обмен преподавателя и обучаемого в процессе их взаимодействия при интерактивном обучении: деятельность преподавателя уступает место деятельности студентов, а формирование условий для их инициативы становится основной задачей преподавателя.

Интерактивное обучение тесно связано с информационными технологиями, дистанционным образованием, с применением Интернет-ресурсов, а также электронных учебников и справочной литературы, работой в режиме онлайн и т. д. Уровень развития современных компьютерных технологий дает возможность студентам вступать в интерактивный диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также позволяют активно обмениваться сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме онлайн.

Новые информационные технологии, широкое применение которых в образовательном процессе, обусловлено необходимостью вхождения в мультикультурное коммуникативное пространство, позволяют перейти от занятия традиционного типа к «уроку нового типа». В последнее время все больше говорится о концепции «умного английского» или обучения английскому языку без использования бумажных учебников, тетрадей и ручек. При таком подходе весь учебный процесс строится на компьютерных средствах обучения. Работа студентов на занятии носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Овладение языком предполагает целенаправленную и систематическую работу по формированию целого комплекса различных навыков и развития разных видов умений, поэтому формирование коммуникативно-достаточной компетенции может быть достигнуто посредством диверсификации средств и приемов интерактивного обучения. Только комплексное применение интерактивных технологичных средств позволяет перейти к новой «умной» форме занятия.

Данная учебно-методическая разработка занятия по теме «Окаменелости» представляется собой попытку реализации занятия нового типа с использованием технических средств, предоставляемых Томским политехническим университетом. Для разных этапов работы на занятии и решения основных задач урока было использовано компьютерное обеспечение, проектор, смартборд, интернет ресурсы (словари, сайты с видео загрузкой, гугл-документы), возможности системы электронного обучения e-learning на основе виртуальной обучающей среды Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Приемы интерактивного обучения

-        «Мозговой штурм»

-        Интерактивная викторина

-        Игра на смарт-борд

-        Работа с он-лайн словарями

-        Работа с видео с он-лайн загрузкой

-        Интерактивная он-лайн игра

-        Самостоятельная работа на платформе MOODLE.

Преподавателями английского языка Национального исследовательского Томского политехнического университета разработан банк заданий по профессиональному английскому языку для самостоятельной работы студентов старших курсов. На портале moodle.lcg.tpu под личным логином и паролем каждый студент может выполнить ряд интерактивных упражнений, которые включают и видео-задания. Этот вид самостоятельной работы помогает студентам закрепить материал, пройденный на практических занятиях, включая специальную лексику, развивать языковые навыки. [4].

Комплекс языковых и условно-речевых упражнений, направленных на отработку и закрепление лексических единиц, развитие умений их употребления в речи, узнавания и восприятия на слух и в процессе чтения позволяет обеспечить формирование лексических и грамматических навыков и развитие умений понимания речи на слух, а также умений монологической речи при рассмотрении особенностей процесса образования окаменелостей и основных факторов, определяющих его протекание. В ходе выполнения данных упражнений студенты осуществляют анализ языковых и геологических явлений и процессов, исследуют предлагаемые данные, выдвигают гипотезы о сути рассматриваемых явлений, используя имеющиеся у них знания по данной профессиональной тематике, аргументируют свою точку зрения. Кроме развития общенаучных умений формы работы, предлагаемые на занятии, способствуют совершенствованию умений самостоятельной работы и работы в команде. Особое внимание уделяется вопросам организации самостоятельной работы студентов, что, в свою очередь, ставит перед преподавателем задачу выделения тех видов учебных заданий, которые необходимы для освоения материала. [5].

Комплексное применение интерактивных технологичных средств позволяет организовать обучение английскому языку без использования бумажных носителей — учебников, тетрадей и ручек, и перейти к новой нетрадиционной форме занятия. Данная учебно-методическая разработка представляет собой попытку реализации занятия нового типа с использованием технических средств, предоставляемых Томским политехническим университетом.

Интерактивные методы и приемы, которые составляют специфику подхода, реализуемого на данном занятии, позволяют развивать компьютерные навыки, сформировать навыки поиска информации в сети интернет, таким образом, обеспечивают основу для самообучения и самообразования студентов в дальнейшем. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт является главным источником учебного процесса. Преподаватель не даёт студентам готовых знаний, но побуждает их к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника. Интерактивные формы проведения практических занятий на английском языке:

-        пробуждают у студентов интерес;

-        поощряют активное участие каждого участника;

-        способствуют эффективному усвоению учебного материала;

-        оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

-        осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

-        формируют у студентов мнения и отношения;

-        формируют жизненные навыки;

-        способствуют изменению поведения

Результатом применения данной стратегии является возможность организации эффективного и интересного процесса обучения иностранному языку и одновременное усовершенствование компьютерных навыков.

Данная методическая разработка занятия предназначена для студентов со знанием английского языка уровня Intermediate (B2), прослушавших курс «Общая геология» на русском языке и изучающих модуль «Геология» в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык».

Целью данного практического занятия является формирование лексических и грамматических навыков и развитие умений понимания речи на слух, а также умений монологической речи при рассмотрении особенностей процесса образования окаменелостей и основных факторов, определяющих его протекание. Разработка содержит комплекс языковых и условно-речевых упражнений, направленных на отработку и закрепление лексических единиц, развитие умений их употребления в речи, узнавания и восприятия на слух и в процессе чтения. В ходе выполнения данных упражнений студенты осуществляют анализ языковых и геологических явлений и процессов, исследуют предлагаемые данные, выдвигают гипотезы о сути рассматриваемых явлений, используя имеющиеся у них знания по данной профессиональной тематике, аргументируют свою точку зрения. Кроме развития общенаучных умений формы работы, предлагаемые на занятии, способствуют совершенствованию умений самостоятельной работы и работы в команде. Интерактивные методы и приемы, составляющие специфику подхода, реализуемого на данном занятии, позволяют развивать компьютерные навыки, поиска информации в сети интернет, тем самым обеспечивают основу для дальнейшего самообучения и самообразования студентов.

Комплексное применение интерактивных технологичных средств позволяет организовать обучение английскому языку без использования бумажных носителей — учебников, тетрадей и ручек, и перейти к новой нетрадиционной форме занятия. Данная учебно-методическая разработка представляет собой попытку реализации занятия нового типа с использованием технических средств, предоставляемых Томским политехническим университетом.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения является одним из самых важных путей совершенствования подготовки студентов в современном вузе и необходимым условием эффективной реализации компетентностного подхода.

 

Литература:

 

1.      Болсуновская Л. М., Матвеенко И. А. Диверсификация методик обучения иностранному языку в условиях перехода на многоуровневую систему профессиональной подготовки специалистов (на примере Института геологии и нефтегазового дела) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. № 1 (5): в 2-х ч. Ч. I. C. 42–46.

2.      Чучалин А. И. Язиков Е. Г. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) // сб. инструктивно-методических мат-лов. 2-е изд. расширен. и перераб. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 153 с.

3.      Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. — 2013. — № 11 (ноябрь).

4.      Дистанционное обучение ТПУ (e-Learning Management System:MOODLE) [Электронный ресурс]. URL:http://mdl.lcg.tpu.ru:82/

5.      Остроумова А. Ю. Использование видеоматериалов с помощью мультимедийных средств в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. I. C. 153–156)

6.      Макаровских А. В. Формирование интереса к изучению иностранного языка и будущей профессии через аутентичные видеоматериалы: на примере обучения

7.      студентов-химиков томского политехнического университета Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (18): в 2-х ч. Ч. II. C. 106–108.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle