Библиографическое описание:

Шабалин Р. В., Куимова М. В. О возможностях интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1074-1075.

Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение.

Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Конфуций

Развитие политической и социально-экономической жизни общества не может не затрагивать систему образования. Современные выпускники должны обладать рядом компетенций и быть ориентированными на практические потребности предприятий, что в свою очередь, предполагает введение активных форм и методов обучения. Одним из способов решения данной задачи является интерактивное обучение.

Интерактивное обучение обеспечивает формирование глубоких знаний по изучаемому предмету, содействует развитию взаимодействия, взаимопонимания, учит критически мыслить, отстаивать свою точку зрения [1], способствует индивидуализации процесса обучения [6]. Интерактивное обучение мотивирует творческую деятельность, формирует ответственность, коммуникабельность, толерантность, культуру общения [5].

Интерактивное обучение предполагает:

-      вовлеченность обучающихся в процесс познания;

-      совместную активную, творческую, инициативную деятельность обучающихся;

-      развитие коммуникативных умений;

-      увеличение объема самостоятельной работы обучающихся [8].

Исследователи отмечают, что интерактивное обучение направлено на решение следующих задач:

-      повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету и его эффективное усвоение;

-      развитие умений работать в команде;

-      развитие умений общения;

-      развитие критического мышления;

-      развитие терпимости, уважения к другой точке зрения [3, 8].

Условиями реализации интерактивного обучения являются:

-      внешняя и внутренняя мотивация деятельности;

-      доброжелательная атмосфера;

-      демократический стиль;

-      максимальная приближенность заданий к профессиональным интересам обучающихся;

-      опора на опыт обучающихся;

-      многообразие форм и методов представления информации и деятельности обучающихся.

В интерактивном обучении преподаватель формулирует проблемные задания, направляет обучающихся к достижению поставленной цели, инициирует общение, стимулирует их самостоятельную деятельность, регламентирует время выполнения зданий [2, 4, 7].

В методической литературе существует несколько форм интерактивного обучения. Например:

-      творческие или профессиональные конкурсы;

-      бинарные лекции;

-      интерактивные лекции;

-      проблемные лекции;

-      видеоконференции;

-      уроки пресс-конференции;

-      уроки-семинары;

-      учебные дискуссии;

-      деловые и ролевые игры;

-      мозговой штурм;

-      разработка проекта (метод проектов);

-      решение конкретных ситуаций (case-study);

-      коллоквиумы и т. д. [2, 4, 7, 8].

Таким образом, интерактивное обучение способствует не только приобретению профессиональных знаний, но и развивает важные качества обучающихся: самостоятельность, инициативность, решительность, умения критически мыслить и осуществлять намеченные цели.

 

Литература:

 

1.      Абдулов Р. М. Использование современных интерактивных средств обучения при развитии исследовательских умений учащихся в обучении физике // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 180–184.

2.      Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 101–104.

3.      Добрынина Д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 172–176.

4.      Кунжигитова Г. Б., Рсмаханбетова Ш. Е., Жанибекова Э. Ж. Интерактивные методы обучения, влияющие на активность личности в процессе обучения // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 3 (7). С. 65–70.

5.      Рысбаева А. К., Ершина А. К., Кожабекова А. Д. Интерактивное обучение в вузе: аспект успешности учебной деятельности студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 11. С. 55–56.

6.      Сафронова И. В. Интерактивное обучение как метод индивидуализации образовательного процесса // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 079–083.

7.      Седакова В. И. Интерактивное обучение при формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 11. С. 174–184.

8.      Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 167–169.

9.      Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. URL: http://balota2.narod.ru/data/mietodyka.html (дата обращения 15. 04. 2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle