Библиографическое описание:

Захарченко Е. А., Тумакова Н. А. К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 924-926.

Ключевые слова:дистанционное обучение, инженерное образование, навыки, образовательный процесс, профессиональная деятельность.

 

Стремительное развитие всех отраслей жизнедеятельности индивидуума не оставляет без изменений и образовательную сферу человеческой жизни. Процесс получения знаний дистанционно в настоящее время является довольно актуальной и широко используемой формой получения первого или второго высшего профессионального образования в техническом вузе.

Дистанционное образование часто отождествляют с Интернет-образованием, однако установления знака равенства между вышеуказанными формами обучения представляется нам не совсем правильным.

Дистанционная форма обучения реализуется на расстоянии, без обязательного условия присутствия как обучающихся, так и преподавателя в аудитории высшего учебного заведения.

При реализации Интернет-обучения не всегда предполагается, что слушатели образовательной дисциплины будут приобретать знания в режиме удаленного доступа. Группа студентов может находиться в компьютерном классе, оборудование которого подключено к всемирной сети Интернет.

Дистанционное обучение — это новая форма обучения, отличная от привычных форм очного и заочного обучения. Отличием дистанционного образования от других форм образования является то, что план обучения формируется для каждого студента индивидуально.

Технология дистанционного обучения впервые была применена американскими специалистами в середине 1960-х годов. Трансляция учебных курсов проводилась с использованием местных телеканалов [1]. В настоящее время трансляция учебных процессов проводится посредством информационной среды Интернет [2].

Взаимодействие преподавателя и обучающихся обеспечивается разными способами, такими как

-        обмен печатными материалами через почту и телефакс;

-        аудиоконференция;

-        компьютерная конференция;

-        видеоконференция [3].

Используя дистанционную форму обучения, слушатель имеет возможность получить высшее образование в технической, экономической и гуманитарной сферах [4].

Рассматривая процесс инженерного дистанционного обучения, стоит отметить, что студентам, получающим образование дистанционно, предоставляются видеозаписи лекций для их самостоятельного изучения.

Промежуточный контроль изученного материала проводится в виде электронных тестов, написания письменных работ, курсовых, контрольных. В конце семестра обучающиеся сдают итоговые зачеты или экзамены. Вуз также может проводить сдачу экзаменов в режиме on-line, использую программу Skype. Результаты всех видов контроля отражаются в личном кабинете студента.

Практические и лабораторные занятия проходят в виртуальных лабораториях с компьютерными симуляторами и виртуальными тренажерами. Заключительным этапом обучения является сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы, которые проводятся непосредственно в самом вузе. И последний, заключительный момент — выдача диплома, которая может проходить при личном посещении вуза выпускником или отправкой почтовой корреспонденции [5].

Для того чтобы обучатся дистанционно, необходим бесперебойный и достаточно быстрый выход в Интернет. Также абитуриенту, сделавшему выбор в пользу дистанционного обучения, необходимо обладать высокой самодисциплиной, организованностью и мотивацией, однако отсутствие вышеупомянутых личностных качеств обрекут любое обучение на провал, независимо от его формы.

Рассмотрим плюсы дистанционного образования:

-        Возможность получать качественное образование, находясь при этом в любой точке земного шара.

-        Студенты могут работать в удобном для себя месте, в удобное время, в удобном темпе.

-        Дистанционное обучение доступно для людей с ослабленным здоровьем и ограниченными физическими возможностями.

-        Скорость осуществления коммуникативного процесса позволяет обеспечить практически реактивную обратную связь между участниками образовательного процесса.

-        Использование информационных и телекоммуникационных технологий делают процесс обучения динамичным, актуальным и соответствующим современным требованиям ведения занятий в техническом вузе.

-        Креативность образовательного процесса: каждый студент имеет возможность творческой и профессиональной самореализации на протяжении всего периода обучения.

-        Стоимость дистанционного обучения меньше, чем стоимость традиционной формы обучения [1].

Закономерно возникает вопрос: что может быть лучше дистанционного образования? Всё кажется удобным и будто бы создано индивидуально для каждого обучающегося, однако знания инженерных специалистов, отдавших предпочтение дистанционной форме обучения, намного ниже, чем знания инженеров, обучавшихся по традиционной, очной форме.

Инженер, получивший навыки работы с оборудование в виртуальной лаборатории, будет обузой на производстве, поскольку одних теоретических навыков, приобретенных в процессе дистанционного обучения, будет недостаточно для осуществления квалифицированной профессиональной деятельности на предприятии [6, c. 36].

Кроме того, в процессе дистанционного обучения практически отсутствует фактор живого, эмоционально-окрашенного общения между преподавателем и студентом; воспитательного момента и учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся в их традиционной форме.

Вместе с тем дистанционное обучение набирает все большие обороты, и скоро дистанционно можно будет получить профессию не только инженера или педагога, но и медика.

В связи со стремительным развитием дистанционно образования нами был проведен опрос студентов Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Студентам был задан всего 1 вопрос «Нужно ли дистанционное образование?». Респондентам предлагались следующие варианты ответа:

-        Да нужно, но не в инженерном деле

-        Да нужно, но не в медицине

-        Да нужно, во всех сферах деятельности

-        Нет не нужно

Нами было опрошено 50 человек из них:

-        5 человек (10 %) считают, что дистанционное образование нужно, но не в инженерии;

-        16 человек (32 %) считают, что дистанционное образование нужно, но не в медицине;

-        10 человек (20 %) считают, что дистанционное образование нужно во всех сферах деятельности;

-        19 (38 %) человек считают, что дистанционное образование не нужно.

Результаты в процентном соотношении приведены нами на диаграмме 1.

Рис. 1

 

По результатам проведенного нами опроса видно, что большинство респондентов считает, что дистанционное образование не нужно, однако данное мнение весьма субъективно и основано исключительно на наших собственных исследованиях в области данного вопроса: в процессе дистанционного обучения невозможно получить практические знания, столь необходимые на производстве.

Конечно, нельзя не отметить удобство дистанционного образования в связи с нынешним ускоренным темпом жизни, однако, дистанционно можно получать только образование в гуманитарной сфере деятельности, в которой не требуется прикладные умения работать с техническим оборудованием, а, тем более, проведение оперативных вмешательств и исследований в сфере медицины.

 

Литература:

 

1.                  Дистанционное образование — образование для всех [Электронный ресурс] — URL: http://hr-portal.ru/article/distancionnoe-obrazovanie-obrazovanie-dlya-vseh (дата обращения: 02.04.2015).

2.                  Дистанционное обучение — это [Электронный ресурс] — URL: http://www.slideshare.net/serg32/ss-30924104 (дата обращения: 02.04.2015).

3.                  Зуева Е. С. Куприянова А. А. Силаева С.В/ Дистанционное обучение- 2002 год

4.                  Институт дистанцонного образования ТПУ [Электронный ресурс] — URL: http://portal.tpu.ru/ido (дата обращения: 12.03.2015).

5.                  Как проходит дистанционное обучение [Электронный ресурс] — URL: http://obrazor.ru/kak-prohodit-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 22.03.2015).

6.                  Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Выражение концепта «народ» в английской лингвокультуре // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 35–37.

7.                  Психологический тест выбора профессии [Электронный ресурс] — URL: http://университет.рф (дата обращения: 12.03.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle