Библиографическое описание:

Ростова Е. С., Тумакова Н. А. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1028-1030.

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс, умения.

 

Изучение иностранного языка в настоящее время становится неотъемлемым компонентом языковой подготовки в системе образования. Образование, как и любая другая сфера человеческой деятельности, подвержена серьезным изменениям. Приоритетной задачей преподавателя иностранного языка является поиск эффективных форм, методов и приёмов введения нового материала и закрепления ранее изученного в иноязычном процессе обучения.

Пробуждение интереса к изучению иностранного языка (в частности английского) и к иноязычной коммуникативной деятельности является весьма сложной педагогической задачей [3, c.41]. Вызвать интерес к овладению иноязычным средством коммуникации у обучающегося может какой-либо мотивационный фактор.

Общепризнанным является тот факт, что мотивация играет немаловажную роль в процессе изучения иностранного языка.

Мотив — это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация — это побуждения, активизирующие деятельность субъекта и определяющие ее направленность. Именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка. Педагогическое мастерство, профессионализм, опыт, компетентность и творческий подход преподавателя к образовательной деятельности может сделать когнитивный процесс интересным, увлекательным и достаточно результативным.

Умение убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать обучающихся к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта.

Немаловажным является и формулирование чётких установок в изучении иностранного языка: для чего выполняется тот или иной вид деятельности на занятии; объяснение трудностей процесса усвоения. Также следует убедить обучающегося в значимости и неоспоримой ценности владения иностранным языком в дальнейшей профессиональной деятельности [5].

В современном образовательном процессе особое место отводится игре. Использование разнообразных обучающих игр и воображаемых ситуаций общения способствует формированию положительных взаимоотношений между иноязычным средством коммуникации и теми, кто этот язык изучает. Помимо этого, игровая форма организации занятия играет роль сильного мотивационного фактора в развитии умений устной и письменной речевой деятельности; позволяет успешно привлекать и эффективно удерживать внимание обучающихся; развивает творческое воображение студентов и дает возможность обогатить их социальный опыт.

Использование игровых приемов на занятии можно применять для решения разнообразных задач и достижения различных педагогических целей. Посредством игры можно не только развивать различные компетенций у обучающихся, но и облегчать учебный процесс, делать более эффективным усвоение материала. Игровой форме деятельности отводится большая роль при изучении иностранных языков.

Значимость игровой деятельности в обучении иностранным языкам отмечалась многими специалистами.

Так Д. Б. Элькониным обозначены следующие важные функции игры:

-        средство развития мотивационно-потребностной сферы;

-        средство познания;

-        средство развития умственных способностей обучающихся;

-        средство развития произвольного поведения [6].

Известный методист Е. И. Пассов в игровой деятельности, как в средстве обучения, отмечает следующие черты:

-        мотивированность;

-        отсутствия принуждения;

-        индивидуализированная личная деятельность;

-        обучение и воспитание в коллективе и посредством коллектива;

-        развитие психических функций и способностей обучающихся;

-        обучение с увлечением [4].

Игры способствуют выполнению ряда важных методических задач, среди которых следует отметить

-        создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;

-        обеспечение естественной необходимости многократного повторения обучающимися языкового материала;

-        тренировке обучающихся в выборе нужного речевого варианта.

Среди основных целей использования игр на занятиях по иностранному языку можно выделить следующие:

1.                  Формирование навыков

2.                  Развитие речевых умений

3.                  Обучение умению ведения коммуникативного процесса

4.                  Развитие необходимых способностей и психических функций

5.                  Языковое познание (язык как средство коммуникации)

6.                  Запоминание речевого материала.

Игровая деятельность влияет на развитие у обучающихся внимания, памяти, мышления, воображения и других когнитивных процессов.

В методической литературе существует достаточно большое количество классификаций игровой деятельности по тому или иному классификационному критерию. Так, например, исследователь данного вопроса А. А. Деркач говорит о том, что каждая из игр на иностранном языке характеризуется

-        определенными учебными целями и задачами;

-        формой проведения;

-        продолжительностью проведения;

-        способом организации;

-        степенью сложности

-        количественным составом участников.

По количеству обучающихся, задействованных в игровой форме деятельности, игры можно подразделить на индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

По степени сложности сюжета игры можно дифференцировать на простые, сложные, моноситуационные и полиситуационные.

По способу организации игры бывают компьютерные, письменные, на досках и другие.

По времени, отводимому на проведение, игры можно подразделить на продолжительные и не продолжительные.

По способу, характеру и форме проведения, игры можно классифицировать на письменные, устные, предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые игры-соревнования, интеллектуальные (загадки, тесты, ребусы, кроссворды.), игры-взаимодействия (коммуникативные), комплексные и другие.

По цели и содержанию игры подразделяются на языковые, речевые и игры для общения. Целью языковых игр является помощь в усвоении различных аспектов языка (фонетики, лексики, грамматики и стилистики).

Языковые игры делятся на

-        фонетические

-        лексические

-        грамматические

-        стилистические

Фонетические игры призваны обеспечить постановку или коррекцию произношения, тренировку произношения звуков в отдельно-взятых словах, фразах, предложениях, отработку правильной интонации в предложении и текстах.

Успех использования фонетических игр на занятии обуславливается регулярностью их применения, особенно на начальном этапе обучения, как элемент вводно-коррективного курса в техническом вузе, поскольку иногда студентам, имеющим недостаточно высокий уровень владения иностранным языком, сложность в произношении некоторых звуков и интонаций в английском языке, может сыграть некую роль в формировании языкового барьера. Использование преподавателем принципа «от простого к сложному» в обучении иностранному языку (от отдельных слов и предложений — к рифмовкам, скороговоркам, стихам и песням), позволяет студентам приобрести определенный опыт в играх данного вида и использовать его в дальнейшем на занятиях.

Лексические игры позволяют сосредоточить внимание обучающихся исключительно на лексическом материале и позволяют студенту помочь расширить словарный запас, проиллюстрировать и отработать употребление слов, предложений в ситуациях общения.

Грамматические игры обеспечивают умение обучающихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать мыслительную деятельность студентов, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных коммуникативных ситуациях общения.

Стилистические игры направлены на обучение студентов умению различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в разных коммуникативных ситуациях.

Речевые игры позволяют обучающимся использовать языковые средства в процессе коммуникативного акта и отталкиваться от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия [1].

Таким образом, использование игровой формы обучения на занятиях по иностранному языку, помогает преподавателю снять усталость и напряжение у студентов, создать доброжелательную, коммуникативно-ориентированную обстановку в аудитории, убрать языковой (или минимизировать его негативное воздействие) и психологический барьеры, повысить у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка, раскрыть творческие способности каждого студента и сделать образовательный процесс по дисциплине «Иностранный язык (английский) увлекательным, познавательным и динамичным на всех этапах вузовского обучения.

 

Литература:

 

1.                  Деркач А. А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному языку) М., 1991

2.                  Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.

3.                  Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Выражение концепта «народ» в русском языке // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 40–42.

4.                  Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.

5.                  Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

6.                  Эльконин Д. Б. Психология игры. [Электронный ресурс] — URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM (дата обращения: 10.04.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle