Библиографическое описание:

Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 999-1002.

Ключевые слова:иностранный язык, мотивация, образовательный процесс, академическая мобильность, образовательная дисциплина, компетенция.

 

Многие студенты, приходя учиться в ВУЗ, изучают английский язык. Иностранные языки преподаются в университетах повсеместно, так как это важный аспект формирования компетенций будущего специалиста. Владение иностранным языком открывает обучающемуся огромное количество возможностей, начиная от свободного общения с иностранцами до трудоустройства за границей. Поэтому знание иностранного языка, в частности английского, является существенным плюсом в различных видах деятельности.

К сожалению, некоторая часть студентов не интересуется и не пытается понять, для чего нужно изучение английского языка. В результате, по окончании курса дисциплины «Иностранный язык», данный сегмент обучающихся не владеет языком на том уровне, какого от них требует образовательная программа [6, с.801]. Это случается из-за отсутствия у студентов мотивации: обучающиеся не обращают должного внимание на изучение иностранного языка, не проявляют активности на практических занятиях, весьма поверхностно, а иногда и небрежно, относятся к выполнению домашних заданий.

Здесь неоспоримым является тот факт, что именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка: его способность убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать, преподавательский профессионализм, опыт и практические знания дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык»; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать студентов к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта.

Немаловажным является и формулирование чётких установок в изучении иностранного языка: для чего выполняется тот или иной вид деятельности на занятии; объяснение трудностей процесса усвоения. Также следует убедить студента в значимости и неоспоримой ценности владения иностранным языком в дальнейшей профессиональной деятельности [2;5;7].

Многие исследователи данного вопроса подразделяют мотивацию на следующие виды:

-        мотивация самого себя;

-        мотивация других людей;

-        мотивация извне;

-        мотивация изнутри;

-        реактивная;

-        проактивная [4].

Общепризнанным является тот факт, что самой сильной мотивацией является личная мотивация человека. Самомотивацией к изучению иностранного языка может быть желание человека уехать жить за границу, возможность получить работу в иностранной компании, возможность путешествовать по миру и общаться с иностранцами, поскольку английский язык является одним из самых распространенных языков общения в мире.

Если человек владеет иностранным языком, то он получает доступ к огромному объему информации. Известно, что 80 % всей информации, содержащейся в глобальной сети Интернет, это англоязычная информация.

Однако не каждый может мобилизовать собственные мотивирующие силы к изучению иностранного языка. Причин этому достаточно. Например, многие думают, что им это просто не нужно, они не смогут овладеть иностранным языком, некоторым студентам просто лень учить язык. Для того, чтобы пробудить у этой категории обучающихся интерес к изучению иностранного языка, можно использовать следующие виды мотивации:

-        мотивация других людей;

-        мотивация извне;

-        проактивная мотивация

Активизировать каждый из обозначенных выше типов мотивации можно различными способами.

Мотивация других людей: данный вид можно реализовать посредством прямого общения преподавателей и студентов, когда обучающий вызывает интерес у обучаемых, проводя интересное занятие. Например, проводит занятие в игровой форме, с использованием различных интерактивных компьютерных программ обучающей направленности, аудио записей, различных картинок; дает задания, интересные для выполнения студентам, творческие виды деятельности: подготовить информационный стенд узкой тематики, посвященный какому либо празднику (New Year, Christian and Catholic Christmas, Easter, Halloween и др.). Таким образом, преподаватель сможет привлечь внимание студентов к изучению страноведения, что, в свою очередь, так же будет стимулировать учащихся к изучению иностранного языка.

Мотивация извне реализуется посредством размещения информационных стендов и организации встреч со студентами и выпускниками, которые, изучая английский язык в таких же условиях, как и они сами, добились определенных успехов в учебе за счет владения иностранным языком.

Проактивная мотивация: этот вид можно реализовать посредством активного распространения информации (любыми способами) о программах академического обмена, о перспективах трудоустройства в зарубежных предприятиях, больше говорить об их доступности и реальности.

Например, в Томском Политехническом Университете существует Центр международных образовательных программ (ЦМОП), предоставляющий студентам ТПУ возможность участия в программах академического обмена, академической мобильности, программах двойного диплома.

Таким образом, студенты имеют возможность приобрести знания, навыки и бесценный практический опыт, пройдя часть учебной программы ТПУ в зарубежном вузе в течение одного семестра или года, не уходя в академический отпуск.

Томский Политехнический университет активно и плодотворно сотрудничает с ВУЗами таких стран, как Чехия (Институт химической технологии г. Прага), Германия (Технический университет г. Берлин), Франция (Политехническая школа г. Париж), Китай (Цзилиньский университет г. Чаньчунь), Южная Корея (Университет Аджу г. Сувон) и другими иностранными вузами [8].

Нами проведен опрос студентов различных курсов, в котором мы попытались выяснить, какой из данных видов мотивации самый действенный и реально привлекает внимание обучающихся к изучению английского языка.

Респондентами являлись студенты Томского политехнического университета, обучающиеся на 1,2,3,4 курсах, а так же в магистратуре и аспирантуре, иностранные студенты.

Общее количество опрошенных составило 90 человек.

Количество человек на каждом курсе:

-        1 курс — 20 человек 18 %

-        2 курс — 15 человек 13,5 %

-        3 курс — 10 человек 9 %

-        4 курс — 20 человек 18 %

-        Магистранты- 15 человек 13,5 %

-        Аспиранты — 5 человек 4,5 %

-        Иностранные студенты — 5 человек 4,5 %

Вопрос, который был задан всем респондентам:

Какой из видов мотивации вы считаете самым действенным?

Ответы, предложенные респондентам:

-        Мотивация других людей

-        Мотивация извне

-        Проактивная мотивация

Подробную информацию о респондентах можно увидеть в приведенной ниже таблице.

Статистическая информация приведена нами в Таблице 1 и на Графиках 1,2

Таблица 1

Уровень подготовки

Кол-во опрошенных

Виды мотивации

Чел.

%

Мотивация др. людей

Мотивация извне

Проактивная мотивация

1 курс

20

18

6

30 %

2

10 %

12

60 %

2 курс

15

13,5

7

47 %

3

20 %

5

33 %

3 курс

10

9

5

50 %

2

20 %

3

30 %

4 курс

20

18

10

50 %

3

15 %

7

35 %

Магистранты

15

13,5

4

27 %

7

47 %

4

27 %

Аспиранты

5

4,5

1

20 %

3

60 %

1

20 %

Иностранные студенты

5

4,5

2

40 %

0

0 %

3

60 %

 

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Проведя данный вид исследования, выяснилось, что большинство опрошенных нами студентов считают проактивную мотивацию самой действенной.

Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что самой действенной мотивацией для каждого человека является личная заинтересованность к изучению иноязычного средства коммуникации. Перспектива активного использования иностранного языка в повседневном общении раскрывает не только внутренний потенциал студента, но и позволит ему в будущем быть конкурентоспособным специалистом на мировом рынке труда.

 

Литература:

 

1.                  Гришаев М. П. Типы мотивов овладения иностранным языком [Электронный ресурс] / М. П. Гришаев // URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008–1.html (дата обращения: 05.04.2015).

2.             Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3.                  Иерархия потребностей Маслоу [Электронный ресурс] — URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/ierarhiya-potrebnostey-maslou.html (дата обращения: 05.04.2015).

4.                  Мотивация // Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] — URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/motivaciya (дата обращения: 05.04.2015).

5.                  Педагогика профессионального образования под редакцией Сластёнина В. А. — М., 2006.

6.                  Сенцов А. Э., Муратова Е. Н., Онищенко А. К. Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 799–802.

7.                  Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

8.                  Центр международных образовательных программ ТПУ [Электронный ресурс] — URL: http://portal.tpu.ru:7777/portal/page/portal/ciap (дата обращения: 15.03.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle