Библиографическое описание:

Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н., Рыбушкина С. В. Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 959-964.

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятельности и результаты практического применения метода проектов. Авторы описывают личный опыт использования практико-ориентированного проекта на занятиях английского языка и предлагают его как эффективный способ развития творческой самостоятельности.

Ключевые слова:метод проектов, творческая самостоятельность, обучение иностранному языку, роли преподавателя, учебный проект, учебный процесс

 

Стремительное технологическое развитие современного общества и, как следствие, модернизация системы высшего образования в России предполагают изменения в стандартах квалификационных требований, предъявляемых к подготовке современных специалистов, включающие такие качества как: активность, креативность, поиск нестандартных решений, индивидуальное видение событий, стремление к личностному и профессиональному росту. А также способность получения образования через всю жизнь, что подразумевает постоянное обновление знаниевой базы посредством информационного поиска и вербальной и невербальной коммуникации. На наш взгляд, одной из важных задач подготовки специалистов является создание условий для развития самостоятельности, которая способствует развитию творческой самостоятельности.

Термин «творческая самостоятельность» подразумевает умение использовать и модифицировать существующие способы решения проблем, а также создавать принципиально новые подходы к решению традиционных проблем [1].

Развитие творческой самостоятельности студента в условиях вузовского образования возможно при обеспечении следующих условий: создание квази-профессиональных ситуаций, которые направлены на решение социальных или профессиональных проблем, приближенных к реальным условиям; ориентация студента на реальный результат его деятельности; выбор форм активного обучения, в основе которых лежит принцип активизации творческого потенциала студентов (викторины, КВН, фестивали, олимпиады, и т. д.); оказание педагогической поддержки.

Очевидно, что значимость роли преподавателя в развитии творческой самостоятельности студентов довольно высока. При этом, крайне важно, чтобы преподаватель правильно выбирал соответствующую роль исходя из целей обучения. Условно деятельность преподавателя может быть подчинена следующим моделям:

1.         Преподаватель-фасилитатор (педагогическая поддержка при формулировании целей и задач, создание свободной и непринужденной атмосферы, стимулирующей студентов к решению проблем).

2.         Преподаватель-консультант (обучающая функция через консультирование в реальном или дистанционном режиме; главная цель преподавателя — научить студента учиться).

3.         Преподаватель-модератор (наставник в процессе овладения способами групповой работы, цель — раскрытие внутреннего потенциала студентов, выявление скрытых возможностей и нереализованных умений).

4.         Преподаватель-тьютор (педагогическое сопровождение студентов, работа с субъектным опытом студентов, разработка заданий, опирающихся на современные коммуникативные методы).

5.         Преподаватель-тренер (помощь в прохождении определённых учебных курсов, подготовке к публичным выступлениям) [2].

Оптимальной формой для развития творческой самостоятельности является метод проектной деятельности, который, по нашему убеждению, способен максимизировать возможности формирования творческой самостоятельности и позволяет рассмотреть различные формы взаимодействия преподавателя и студентов [1].

Данный метод не является кардинально новым в педагогике, так как был разработан еще в 20-е годы XX-го века в США в контексте философско-педагогической концепции Джона Дьюи и остаётся актуальным в наши дни. Спецификой метода проектов является возможность строить процесс обучения на активной основе, стимулировать в обучающихся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Метод проектов относится к проблемным методам и предполагает не просто поиск путей её решения, но и практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности [3].

По мнению А. С. Сергеева учебный проект это совокупность пяти «П»: Проблема, Планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация [4] Следовательно, учебный проект можно определить как деятельность обучающихся, нацеленная на нахождение способов решения проблем путём планирования процесса с дальнейшим поиском и анализом полученной информации, результатом чего является собственный продукт и его презентация.

Существуют различные виды проектов: практико-ориентированный; исследовательский; информационный; творческий; ролевой [4]. Каждый из перечисленных видов проекта подразумевает вербальную и невербальную коммуникацию, что, соответственно, и даёт определённую предпосылку к форме организации занятия, которая будет, соответственно, аудиторной и внеаудиторной, где большая часть деятельности будет выделена на самостоятельную работу (поиск, обработка, анализ и обмен информацией) нацеленную на решение поставленной задачи. Самостоятельность становится доминирующей формой учебной деятельности, даёт студентам больше академической свободы. Логично предположить, что данные условия способствуют развитию самостоятельности.

В силу того, что учебные планы не включают отдельной дисциплины, в рамках которой можно было бы реализовать практико-ориентированное проектирование, существует необходимость поиска способов активизации студенческой индивидуальности, инициативности, самостоятельности и творчества в рамках существующих курсов. Так как иностранный язык является одним из средств общения и познания окружающего мира, а также занимает важное место в системе современного технического образования, можно допустить, что дисциплина «Иностранный язык» является подходящей платформой для развития творческой самостоятельности.

Возможно, объединение таких факторов, как работа с аутентичным материалом, предоставляемая свобода для творчества и выполнение преподавателем поддержки будут способствовать развитию творческой самостоятельности студентов. Для доказательства данного предположения нами было проведено исследование: выполнение практико-ориентированного проекта. Учебный проект был реализован в группе студентов НИТПУ (Национальный исследовательский Томский политехнический университет) второго года обучения, имеющих уровень владения иностранным языком В1 согласно Европейской шкале [5]. Данный уровень позволяет студентам: принимать участие в диалогах на знакомую тему и без предварительной подготовки; высказываться понятно, употребляя простые речевые модели; составлять простые письменные высказывания с использованием знакомой лексики в рамках изученного материала; воспринимать иноязычную речь на слух и понимать основные идеи; при чтении понимать тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения.

Согласно рабочей программе проект является завершающим этапом изучения темы «Work and Jobs» в рамках модуля «Business English». Мы определили тему проекта как — «Planning a future job».

В качестве дидактической цели проекта было обозначено овладение следующими умениями: понимать проблемную область и формулировать отдельные проблемы; проектировать возможные пути решения проблем; планировать деятельность решения проблем; определять цели и задачи каждого этапа; находить оптимальные способы информационного поиска; определять соответствующий формат коммуникации в рамках обсуждаемой проблемы; критически оценивать полученные результаты; находить альтернативные решения для решения проблем.

В процессе создания проекта традиционно выделают три стадии: подготовительная (определение цели, выявление проблемы, выбор рабочих групп, распределение ролей в команде), основная (поиск необходимой информации, проведение исследования, синтез и анализ идей) и заключительная (подготовка и оформление доклада, презентация полученных результатов, защита проекта) [6]. Представим этапы выполнения проекта «Planning a future job» в виде схемы (рис.1):

Рис. 1 Схема этапов работы над проектом «Planning a future job»

 

Представим описание каждой стадии проекта подробно.

Подготовительная стадия. На подготовительной стадии студентам было предложено изучить проблемную область, связанную с поиском реально существующих вакансий на рынке труда. Для этого было необходимо создать определённую информационную базу, которая позволила бы максимально сопроводить информацией выбранную проблемную область. С этой целью на занятии были реализованы следующие виды деятельности:

1.    Студентам предлагалось просмотреть видеосюжет «How to get a job», в котором поднимается проблема поиска работы для молодых специалистов;

2.    На основе полученной информации студенты совместно с преподавателем осуществляли анализ проблемной области;

3.    Затем формулировали проблему, предполагающую практическое решение.

В результате обсуждения проблема была сформулирована следующим образом: сложно найти подходящую работу в условиях переизбытка информационных потоков на современном рынке труда.

Согласно условиям подготовительной стадии, преподаватель выступал в роли модератора и фасилитатора, т. е. полностью руководил деятельность студентов, их аналитической работой, помогал систематизировать материал, делать выводы, формулировать проблему, создавал атмосферу психологической поддержки.

Промежуточная стадия. Данная стадия включала в себя три этапа: формулировка задач, планирование деятельности по решению этих задач и индивидуальную самостоятельную работу студентов.

Целью этапа № 1 было сформулировать задачи, способствующие решению выявленной проблемы. Для этого студентам были предложено принять участие в мозговом штурме, представляющим собой вид деятельности в ходе которой происходит генерирование различных идей в короткий отрезок времени, разработка нестандартных идей, нахождение решений в ситуации, когда решение не может быть получено логическим путем, систематизация информации, когда она беспорядочна и распределена между несколькими источниками, объединение и сплочение команды участников мозгового штурма [7]. Использование данного вида деятельности в процессе обучения представляет собой двадцатиминутное решение проблемы, в которой студенты принимают активное участие, а преподаватель выступает в роли модератора, оказывающего помощь в групповой работе студентов, фиксирует предлагаемые идеи, контролирует время выполнения задания. В центре обсуждения была выявленная проблема. В результате данного вида деятельности были сформулированы 3 задачи:

1.         Выявить наиболее удобный и эффективный источник поиска информации о вакансиях на рынке труда.

2.         Выявить способ определения индивидуальных способностей кандидата с целью подбора подходящей профессиональной области.

3.         Составить список документов необходимых для устройства на работу.

Целью этапа № 2 стало определение последовательности действий нацеленных на решение выявленной проблемы и распределение ответственности между членами каждой группы. На данном этапе студенты искали необходимую информацию, проводили исследования, синтез и анализ идей.

Согласно плану действий, который определили студенты, сформулированные задачи, виды деятельности и полученные результаты отображены на рис.2.

Рис.2. Задачи, виды деятельности и результаты промежуточной стадии

 

Этап № 3 предполагал индивидуальную самостоятельную работу студентов. Основной целью данного этапа проекта было определение, по меньшей мере, одного возможного варианта долгосрочной карьеры в рамках получаемой специальности и презентация полученного результата. На данном этапе студенты выполняли задание в справочно-ориентированном интернет инструменте для обучения — веб-квест, который представляет собой проблемное задание, выполняемое с использованием Интернет в режиме онлайн. Итак, студенты выполняли следующие задания, результаты которых они фиксировали в специально разработанном бланке ответа:

1.    Определение профессиональных интересов и профессионального соответствия с помощью онлайн теста [8].

2.    Выбор трёх привлекательных областей деятельности и поиск профессий со 100 % уровнем совпадения из списка, предложенного системой [8].

3.    Исследование предложенных профессий, выбор одной из них, сбор информации о ней с использованием предложенных ссылок [8, 9].

4.    Определение и подбор подходящего места работы (из списка предложенных) в определенной точке мира; заполнение соответствующего раздела в бланке ответа (профессия, должность, местоположение, требуемая квалификация, прочие требования, зарплата) [10].

5.    Написание резюме и сопроводительного письма на основе специальных материалов [11].

6.    Обработка собранной информации для подготовки презентации и отчёта о проделанной работе.

На промежуточной стадии преподаватель выступал в роли модератора, фосилитатора, тьютора и консультанта. Исходя из специфики данной стадии, преподаватель руководил деятельность студентов, их аналитической работой, стимулировал творческую активность студентов, помогал систематизировать материал, делать выводы, разрабатывал задания, опирающиеся на современные коммуникативные методы (такие как мозговой штурм, дискуссии), консультировал студентов относительно деятельности по выполнению проекта.

Итоговая стадия. Данная стадия предполагала представление итогов проекта, т. е. презентацию отчётов и оценку преподавателем результатов деятельности студентов. На данном этапе выполнения проекта студенты выступали с устным докладом, в котором были изложены результаты их индивидуальной деятельности с последующим проведением круглого стола для критического перекрёстного анализа. Под критическим перекрёстным анализом подразумевается перекрёстная оценка студентами результатов деятельности друг друга и обратная связь между преподавателем и студентами, заключающаяся в итоговой оценке результатов деятельности студентов и высказывании комментариев с целью дополнения, углубления, исправления, корректировки, содержательного контролирования результатов учебной деятельности студентов. Критико-аналитическая оценка результатов активно способствует усвоению изучаемого материала [12]. Ролью преподавателя на заключительной стадии являлась роль тренера, выражающаяся в подготовке студентов к публичным выступлениям и консультанта, осуществляющего помощь в подготовке отчёта по результатам проекта.

Результаты проведённого исследования показали, что учебный проект является той формой учебной деятельности, которая позволяет повысить мотивацию студентов к изучению дисциплины, а также развивает самостоятельность при решении реально существующих проблем и раскрывает творческий потенциал. По нашему убеждению, результаты проведенного исследования подтверждают наше первоначальное предположение о том, что метод проектов способствует развитию творческой самостоятельности студентов, так как создаёт условия для её развития, а именно:

-        имитация квази-профессиональных ситуаций, направленных на решение социальных, приближенных к реальным условиям (поиск работы среди вакансий на рынке труда);

-        ориентирование студентов на результат собственной деятельности (поиск работы в сфере собственных профессиональных интересов);

-        оказание необходимой педагогической поддержки (преподаватель — фасилитатор, консультант, модератор, тьютор, тренер).

 

Литература:

 

1.           Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 641–643.

2.           Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 581–584.

3.           Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. ­ 2006. ­ № 6. ­ С. 43­47

4.           Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

5.           Common European Framework of Reference for Languages http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/source/framework_en.pdf

6.           Пилат Л. П., Соломинцева О. В., Шевченко Е. М.. Использование проектной методики на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык» // Образование и общество. — 2014. — № 2. — С. 32–34

7.           http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Brainstorming.htm

8.           http://mappingyourfuture.org/planyourcareer/careership

9.           http://www.careerinfonet.org

10.       http://www.newyorkjobs.com/search.cfm

11.       http://www.nxtbook.com/nxtbooks/nace/JobChoices0812_Diversity/index.php

12.       Вишнякова С. М. Профессиональное образование словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 С.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle