Использование песочной игротерапии в проектной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 1028 раз

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Использование песочной игротерапии в проектной деятельности дошкольников / С. В. Попова, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1024-1026. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17565/ (дата обращения: 20.04.2024).

Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!

К. Д. Ушинский

 

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Игры на песке — это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.

Работая с детьми 3–4 лет, которые совсем недавно пришли в детский сад и проходят период адаптации, мы используем различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Актуальность ее заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру т. е. ведущую детскую деятельность. Игры с песком мы используем в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность и более легко адаптировать к условиям детского сада.

Основная идея нашей работы заключается в том, что метод песочной игротерапии мы используем при реализации проектов нашей группы. Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Стол для игр с песком имеет подсветку, что еще больше привлекает внимание детей. Так же мы подбираем «Коллекцию» миниатюрных фигурок в соответствии с темой проекта. Это могут быть:

-          Человеческие персонажи

-          Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

-          Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

-          Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

-          Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

-          Сказочные герои (злые и добрые)

-          Бросовый материал (флаконы из-под духов, пробки)

Игры в песке — естественная деятельность ребёнка. Именно поэтому мы используем песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребенок словами не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Мы составили перспективный план, картотеку игр с песком, разработали конспекты совместной деятельности с детьми.

Цели занятий (в соответствии с темой проекта):

1.                  Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2.                  Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3.                  Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления,

4.         Снижение психофизического напряжения

Задачи:

Образовательные:

1.         Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

2.         Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера

3.         Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4.         Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5.         Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1.         Развивать психические процессы (внимание, память)

2.         Развивать логическое мышление

3.         Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

4.         Развивать умение действовать по инструкции

Воспитательные:

1.         Вызывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

2.         Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

3.         Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

Песочные игры интересны и разнообразны.

Мы разделили игры с использованием песочной терапии на три основных направления:

I Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Поглаживание песка, похлопывание.

«Закапывание» в песок своих рук.

«Посыпание, пересыпание» песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.

«Отпечатки наших рук». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных (медведь прошёл кулачками, зайка — пальчиками).

Игра «Секретик», «Что спрятано в песке?», «Спрячь и найди игрушку в песке» (одной рукой, двумя руками, и пр.)

II Игры, направленные на развитие творческих способностей.

Рисунки на песке. С помощью палочки, кисточки, пальчиков, можно рисовать, обводить по трафарету, рисовать цветным песком и т. д.

Выкладывание узоров на песке из цветных камешков, стеклышек, узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу.

III Игры, направленные на познавательное развитие.

Игры на знакомство с окружающим миром. Через них мы знакомим детей с тем, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

 

Проводя самоанализ работы, мы пришли к выводу, что использование песочной игротерапии дает положительные результаты:

-          Дети легче адаптируются к условиям детского сада, исчезают напряжение и страх.

-          Развивается мелкая моторика рук.

-          Существенно повышается мотивация и интерес к совместной деятельности, дольше сохраняется работоспособность.

-          Расширяется словарный запас, вырабатывается навык связного высказывания (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, проговаривает то, что у него получилось, подражает героям, вступает в диалог.).

-          Более гармонично развиваются все познавательные процессы (память, мышление, внимание и др.).

С каким упоением дети играют в песок! Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это — Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого Мира.

 

Литература:

 

1.         Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.

2.         Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3.         Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): песок, игра, ребенок, детский сад, окружающий мир, совместная деятельность, III, внимание детей, мелкая моторика, рука.


Похожие статьи

Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство...

Направлено на развитие детской моторики. Дети лепят «пекут» из живого песка куличики, пончики, тортики. Ребенок берет формочки, набирает в них живой песок, прижимает его руками и лепит.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка.

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, период активного ознакомления детей с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью, становления первичных форм игры.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного...

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения. Ключевые слова: моторика; мелкая моторика; тактильные ощущения...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Во-вторых, игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений. В-третьих, игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие...

Похожие статьи

Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство...

Направлено на развитие детской моторики. Дети лепят «пекут» из живого песка куличики, пончики, тортики. Ребенок берет формочки, набирает в них живой песок, прижимает его руками и лепит.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка.

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, период активного ознакомления детей с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью, становления первичных форм игры.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного...

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения. Ключевые слова: моторика; мелкая моторика; тактильные ощущения...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Во-вторых, игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений. В-третьих, игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие...

Задать вопрос