Библиографическое описание:

Кошелева А. И. Методологические подходы к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 555-558.

В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты активизации инвестиционных механизмов, способствующие повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В этих целях автором предлагается комплекс мероприятий, включающий внедрение принципов опережающего развития инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, применение системного подхода к управлению рисками и методов идентификации факторов риска инвестиционных проектов в сфере туризма с учетом полисубъектности кластерных образований, методологии форсайта и интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, сфера туризма, кластерные образования, управление рисками.

 

Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки, поскольку инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста как страны в целом, так и отдельных отраслей народного хозяйства. Инвестиционный процесс — явление сложное, многоаспектное и противоречивое. В этой связи неизбежно возникает вопрос об управлении инвестициями и инвестиционными проектами, которое объективно связано с необходимостью оценки эффективности проектов и инвестиций и разработке мер по совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов.

В настоящее время наиболее эффективным механизмом реализации и развития туристско-рекреационных проектов в сфере туризма признано создание туристско-рекреационных кластеров в форме государственно-частного партнерства: за счет бюджетных средств создаются и реконструируются объекты коммунальной инфраструктуры (дороги, объекты водоснабжения, теплоснабжения, канализационные системы, сетевое хозяйство), а специфическая инфраструктура бизнеса (гостиницы, рестораны, учреждения развлечений и досуга) создается за счет частных средств.

Вместе с тем, следует отметить, что переход к кластерным формам взаимодействия экономических субъектов таит в себе в том числе ряд особенностей и негативных моментов, связанных с вопросами управления инвестиционными рисками и проблемами эффективности реализации инвестиционных проектов. Актуальность данной темы подтверждается необходимостью выявления этих «узких мест» и превентивной разработки мер адекватного реагирования, что сможет предотвратить нежелательное развитие событий при реализации кластерной политики в туристской отрасли.

Значительный вклад в фундаментальные научные исследования в области инвестиционной деятельности и проектного менеджмента внесли такие зарубежные и российские ученые-экономисты, как Ф. Котлер, М. Портер, Дж.Э. Стиглиц, А. Томпсон, И. Шумпетер, В. В. Бочарова, В. В. Ковалев, В. Н. Лившиц, В. П. Суйц, В. И. Ткач, Т. С. Хачатуров, А. Н. Хорин, А. Д. Шеремет. Существует ряд работ, направленных на изучение и совершенствование инвестиционных и инновационных процессов развития туристской деятельности и гостиничного хозяйства, таких авторов, как: Балабанов И. Т., Балабанова А. И., Биржаков М. Б., Гуляев В. Г., Карпова Г. А., Квартальнов В. А., Козлов Д. А., Морозов М. А., Лайко М. Ю., Скобкин С. С., Попов Л. А., Чудновский А. Д.

Вместе с тем, ряд теоретических и методологических аспектов активизации инвестиционных механизмов недостаточно освещен; теоретические предпосылки и методы, способные обеспечить управление инвестиционным риском в деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства и их кластерных объединений — в отличие от финансовой сферы и сферы промышленности, где имеются достаточно весомые результаты, разработаны и применяются методические руководства — до сих пор не сформировались. Данное противоречие обуславливает и предопределяет цель настоящего исследования, которая заключается в разработке методологических подходов к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма с учетом специфики государственно-частного партнерства в рамках кластерных объединений в туризме, как крупном межотраслевом народнохозяйственном комплексе.

Методологические подходы автора к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма базируются на следующих положениях:

1.      В основе развития кластерной политики и реализации инвестиционных проектов в сфере туризма должны лежать следующие принципы:

Принцип согласования интересов государственного и частного секторов туристической индустрии, влияния на процесс законотворчества, стимулирования тех или иных направлений в экономической политике и предупреждения или преодоления кризисных явлений в туристической индустрии [5].

Принцип опережающего развития инфраструктуры. В мировой практике все более отчетливо проявляется подход к развитию бизнеса и его продвижению, в основе которого лежит приоритет развития инфраструктуры, с которой этот бизнес связан в первую очередь [6]. Особое внимание должно уделяться проблеме эффективности развития инфраструктурной и ресурсной подсистем инвестиционного проекта как особо капиталоемких элементов формирования и предоставления туристских и рекреационных услуг [7]. Для осуществления аналитических исследований эффективности функционирования структурных составляющих инвестиционного проекта целесообразно в систему оценочных показателей включить продуктивность труда (трудоотдачу), капиталоотдачу и материалоотдачу, в зависимости от применяемых исходных данных. Оценка эффективности инвестиционных затрат в рамках туристского кластера на основе аддитивных (суммарных) показателей, имеющих итеративный характер, занимает определенное место в экономической практике в силу того, что непрерывная интегральная оценка эффективности не может быть выполнена из-за неопределенной информационности о значениях данных показателей. Определение эффективности инвестиций комплекса (Эи) рекомендуется рассчитывать, как отношение суммы приведенного эффекта к общему объему инвестиций [1]:

где  — величина дохода от реализации инвестиционного предложения (проекта) в году t, тыс. руб.; – текущие затраты по реализации инвестиционного предложения в году t, тыс. руб.; – расходы, связанные с уменьшением воздействия фактора неопределенности и риска осуществления инвестиций в году t, тыс. руб.;  — общий объем инвестиций за период Т, тыс. руб.; – коэффициент доходности капитала предприятий ТРК в году t [1].

1.      Распространение предпринимательской деятельности и повышение конкурентного статуса предприятий сферы туризма обусловливают проведение коммерческого расчета, налогового управленческого и финансового учета, а также осуществление бизнес-планирования как отличительной черты управления инвестиционно-инновационными процессами [3,4].

2.      В настоящее время следует рассматривать не условия нейтрализации риска, а возможность системного управления риском. В соответствии с требованиями системного управления факторами риска и форс-мажора инвестиционных предложений следует различать источники возникновения риска, каналы воздействия, объекты воздействия, результаты воздействия риска, регулирование которыми приводит к сохранению устойчивого развития комплекса. Использование системного подхода позволяет соблюдать критерий эффективности организации туристско-рекреационного проекта, под которым следует понимать совокупность требований, обеспечивающих получение наивысших количественных и качественных конечных результатов за счет расширения сферы предложения туристских и рекреационных услуг.

Туристско-рекреационный бизнес осуществляется совместными усилиями многочисленных структур, создающих туристический продукт и предоставляющих услуги туристам. Учитывая, что одни услуги играют ключевую роль в удовлетворении запросов туристов, а другие не всегда востребованы, достаточно непросто строго и корректно определить общую структуру туристско-рекреационного бизнеса. Очевидная полисубъектность кластерной хозяйственной системы обуславливает факт того, что бывает трудно выделить основной актор, с позиции которого следовало бы анализировать риски инвестиционной деятельности кластера в целом. В этой связи необходимо анализ риска с позиции предполагаемого ведущего актора дополнить анализом риска с позиций и в интересах других участников кластерного объединения, в том числе с позиции кластера как единого и обособленного субъекта экономической деятельности. В данном случае методы идентификации факторов риска базируются на разнообразных способах получения и обработки информации обо всех аспектах хозяйственной деятельности субъектов кластера и угрозах их экономической безопасности [2]. Комплексная методика опирается на гипотезу о том, что, расширяя круг предвиденных факторов риска, можно сузить область непредвиденных факторов и тем самым ослабить влияние неполноты генерации релевантных факторов хозяйственного риска.

4.      Необходимость внедрения методологии форсайта, отличительной особенностью которой является непрерывное систематическое определение направлений будущего развития, многовариантность сценариев. Форсайт послужит платформой для создания и развития региональной информационной системы, способной обеспечивать информационными ресурсами всех участников рынка. Методология включает следующие основные этапы: «диагноз», «сценарий», «SWOT». Отбор перспективных направлений предусматривает также разработку альтернативных сценариев развития [8]. Одним из главных условий успешного использования методологии форсайта является готовность кластерного объединения и общества совместно оценить долгосрочные перспективы развития, так как процесс открытого обсуждения и консультаций вовлекает широкие слои научной, деловой общественности, федеральной и региональной власти. Важным моментов является то, что форсайт всегда сопровождается массовой информационной программой, большим количеством конференций, семинаров, презентаций, интернет-форумов, в ходе которых решаются три основные задачи, способные, в том числе повысить эффективность реализации инвестиционных проектов, — создание сетей по обмену информацией, широкое обсуждения инвестиционной и инновационной политики, трансформация общественного отношения к инновациям.

5.      Опыт зарубежных стран показывает, что для повышения эффективности реализации туристских инвестиционных проектов необходимо обеспечить не только исключительность и востребованность туристского продукта, доступность основной (проживание, рестораны, транспорт, и т. д.) и сопутствующей инфраструктуры, гарантирующей высокое качество обслуживания. Должны также присутствовать хорошие стратегии туристского маркетинга в целях обеспечения привлекательного, уникального и конкурентного имиджа туристского продукта. Крупные зарубежные компании хотят не только инвестировать деньги, но и иметь возможность управлять спросом на конечный продукт. В этой связи необходимо применение интегрированных маркетинговых коммуникаций в качестве основной стратегии коммуникативной деятельности, в то время как большинство предприятий, проявляющие склонность к использованию мероприятий по продвижению, ориентируются пока на классический маркетинг и традиционную рекламу.

Таким образом, использование на практике теоретических и методологических аспектов активизации инвестиционных механизмов будет способствовать повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, что позволит:

1.      привлечь дополнительные денежные поступления, как в региональный, так и федеральный бюджеты;

2.      повысить эффективность функционирование сферы туризма и смежных отраслей в период кризиса за счет повышения привлекательности внутренних туристских направлений;

3.      ускорить процесс модернизации существующей и создания новой туристической инфраструктуры;

4.      привлечь высвободившийся в период кризиса персонал, в том числе в качестве индивидуальных предпринимателей для обеспечения функционирования малых форм предпринимательства в сфере туризма;

5.      перейти от индустриального характера развития российской экономики к постиндустриальному.

Кроме того, на основе предложенных методологических подходов возможна разработка стратегии дальнейшего развития инвестиционных проектов в сфере туризма в рамках концепции устойчивого туризма для достижения не только экономического, но и экологического благосостояния регионов РФ.

 

Литература:

 

1.      Богомолова Е. С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2008.

2.      Качалов Р. М. Особенности анализа хозяйственного риска в деятельности инновационно-промышленных кластеров. // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. № 2. С. 3–8.

3.      Козлов Д. А. Инвестиционная модель для объектов размещения Московской области. // В сборнике: ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А. А.. Уфа, 2014. С. 68–70.

4.      Козлов Д. А., Попов Л. А. Прогнозирование и управление доходами в гостиничном бизнесе Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования. // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2013. № 12 (66). С. 49–56.

5.      Кошелева А. И. Принципы государственно-частного партнерства в развитии индустрии гостеприимства и туризма г. Москвы. // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 153–158.

6.      Литвиненко Т. В. Платежи в ресурсопользовании и их влияние на развитие локальных территорий Восточной России. // Проблемы региональной экологии. 2014. № 4. С. 198–203.

7.      Романюк А. В. Теоретические основы технологий управления доходами. // Молодой ученый. 2014. № 15. С. 203–206.

8.      Шелюбская Н. В. Выбор приоритетов инновационного развития в ЕС и перспективы использования «Форсайта» в России. // Инновации. 2006. № 10. С. 52–58.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle