Библиографическое описание:

Умаралиев О. Р., Аллаярова М. К. Становление и развитие финансового рынка в Узбекистане // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 670-672.

Экономика Республики Узбекистан в условиях рыночных отношений претерпевает зарождение новых форм и критериев экономического развития. Появляется настоятельная необходимость в создании и развитии финансового рынка ценных бумаг и фондовых бирж.

В докладе, посвященном итогам социально-экономического развития республики в 2014 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2015 году, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечал: «Четвертым важнейшим приоритетом остается коренное изменение принципов и подходов в системе корпоративного управления, внедрение современных международных стандартов корпоративного менеджмента производственными, внешнеэкономическими и инвестиционными процессами. В результате разгосударствления и приватизации в настоящее время в республике создано и функционирует свыше 1100 акционерных обществ. Их совокупный уставный капитал составляет более 11,7 триллиона сумов и за последние десять лет вырос в 5,3 раза». [1].

Остается важнейшей задачей на данном этапе разработка комплекса мер по увеличению уставных капиталов акционерных обществ, выпуску акций и активное их размещение на фондовых рынках для привлечения свободных денежных средств населения, субъектов предпринимательства и потенциальных инвесторов, включая зарубежных.

В Узбекистане появление финансовых рынков равно как и развитие собственной денежно-кредитной системы берет начало с постперестроечного периода и отхода от централизованно-планируемого метода управления государством хозяйственного сектора экономики. Начало формирования первого фондового рынка в республике происходит спустя три года после обретения независимости. Такое положение во многом объясняется тем, что на момент основания нового государства в стране практически не существовал класс собственников, а большинство действующих предприятий целиком принадлежало государству. За период 1992–1993 гг. были заложены основы обеспечения нормального функционирования рынка ценных бумаг. Проводимые экономические реформы были разделены на несколько этапов. На первом этапе (1992–1993 гг.) приватизации подверглись мелкие и средние предприятия различных отраслей экономики, которые ранее (порядка 95 %) даже не имели статуса юридического лица. Начало второго этапа (1994–1996 гг.) ознаменовано проведением более широкомасштабной приватизации практически всех отраслей промышленности и в то же время этот этап совпадает с образованием первой Республиканской фондовой биржи «Ташкент». [2]

Финансовый рынок в условиях рыночной экономики выполняет роль посредника в процессе мобилизации денежных средств предприятий, организаций и населения в их эффективном размещении в сферах производства и обмена. Создавая возможность широким слоям общества участвовать в присвоении доходов тех или иных предприятий, финансовые рынки стимулируют деловую активность и облегчают управление национальным богатством. Инструментом, с помощью которого происходит размещение денежных средств предприятий и населения в производстве, является обращение ценных бумаг.

На 1июня 2013 г. структура инвестиционных институтов, действующих на рынке ценных бумаг в стране отражена в таблице.

Таблица 1

Структура инвестиционных институтов Узбекистана

Наименование

Количество

Инвестиционные посредники

93

Инвестиционные компании

15

Инвестиционные консультанты

27

Депозитарий

38

Реестродержательские компании

65

ПИФы

40

Управляющие компании

34

Инвестиционные фонды

6

Номинальные держатели

11

Расчетно-клиринговые палаты

2

Фондовые биржи

2

Смешанные виды деятельности

48

Общее количество

337

 

Узбекистан относится к числу тех стран, где регулирование финансовых рынков осуществляется преимущественно государственными органами. В целях контроля за регистрацией выпуска ценных бумаг предприятий и коммерческих банков, а также в целях их оптимального размещения в Министерстве финансов Узбекистана создана Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам. Одновременно создано альтернативное государственное агентство — Госкомимущество, занимающееся реализацией приватизации государственных предприятий. В его структуре находится Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг. Обязательства данного центра схожи с комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам США.

В настоящее время возрастает роль фондовых рынков как альтернативного источника привлечения капиталов и расширения предоставления кредитов для экономики Узбекистана. За последние годы основными источниками финансирования реального сектора выступали преимущественно иностранные инвестиции, привлеченные под правительственные гарантии государства и директивные кредиты выдаваемые коммерческими банками также под правительственные гарантии. Непосредственно для деятельности самих коммерческих банков фондовые рынки играют немаловажное значение. Наличие развитого и стабильно функционирующего денежного рынка и рынка капиталов позволят банкам во-первых, поддержать ликвидность при возникновении острой необходимости в денежных средствах по своим обязательствам, во-вторых, в силу сравнительно низкой доли привлеченных ресурсов по депозитным и сберегательным операциям в большинстве мелких и средних коммерческих банков, которые в свою очередь вынуждает эти банки полагаться на межбанковские кредиты, кредиты Центрального Банка и иностранных инвесторов, фондовый рынок мог бы значительно снять нехватку и напряженность в поиске дополнительных источников финансирования.

Практика показывает, что по мере развития и расширения финансовых рынков увеличивается набор предлагаемых заемных инструментов. Банки постепенно начинают играть меньшую роль в предоставлении кредитования реальному сектору, отсюда снижается роль банков как основных финансовых посредников. Происходит диверсификация услуг и операций предоставляемых коммерческими банками. Вдобавок к традиционным, банки начинают предоставлять консультационные, финансовые, инжениренговые и другие услуги.

Помимо этого, развитие финансовых рынков подводит к появлению и активизирует деятельность альтернативных финансовых посредников таких как: финансовые, брокерские и инвестиционные компании. Роль банков выступающих на сегодняшний день практически основными монополистами по кредитованию реального сектора заметно снизится. В силу увеличения предложения на кредитные ресурсы уменьшится нагрузка и давление оказываемые на банки. Думается от этого в выигрыше останутся обе стороны- реальный и финансовый сектора.

В Узбекистане в рамках дальнейшей либерализации финансового рынка серьезное внимание уделяется становлению кредитных союзов, расширяющих доступ предпринимателей к небанковским кредитным ресурсам. Вопросы, связанные с организацией и механизмом деятельности этого небанковского финансового института были обсуждены на состоявшемся 15 июня 2007 года заседании за «круглым столом» на тему «Перспективы развития кредитных союзов в Узбекистане», организованном Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономическим реформам совместно с Центральным банком. Анализ деятельности созданных в стране первых кредитных союзов наглядно подтвердил правильность работы, проводимой в этом направлении. Практика показала, что кредитные союзы стали для предпринимателей надежными источниками финансирования, благодаря которым успешно реализуются проекты для различных социальных групп населения.

Наряду с позитивными шагами в развитии кредитных союзов, существуют проблемы, имеющиеся в этом важном деле. В настоящее время в стране функционирует всего 20 кредитных союзов. Есть регионы, в частности, Республика Каракалпакстан, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская и Хорезмская области, где не создано ни одного кредитного союза. На местах население не обладает достаточной информацией как о сущности кредитных союзов, так и о механизме их создания, регистрации и деятельности.

Выработаны конкретные рекомендации и предложения по повышению уровня информированности населения о небанковском финансовом институте, совершенствованию законодательства о кредитных союзах, увеличение числа которых еще более расширит доступ предпринимателей к небанковским финансовым ресурсам и услугам.

 

Литература:

 

1.      Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. Правда Востока. От 18 января 2015 года.

2.      РФБ «Ташкент» была организована в 04.08.1994 г. в соответствии с Указом Президента «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства» от 21. 01.1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle