Библиографическое описание:

Киселева Э. М., Рзаева Г. И. О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 950-953.

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки бакалавров педагогического образования к работе по формированию толерантности учащихся. Определено понятие педагогическая толерантность, как условие успешной, педагогической деятельности. Описан опыт работы образовательного учреждения в области формирования толерантности школьников.

Ключевые слова: толерантность; педагогика толерантности; гуманизация образования; самостоятельная деятельность бакалавров; педагогическая практика, передовой педагогический опыт.

 

Проблема низкого уровня толерантности в мировом сообществе становится все более актуальной, поскольку в результате активизации международного терроризма и межнациональных конфликтов резко возросла напряженность в человеческих отношениях, что сопровождается возрастанием угроз личной и национальной безопасности.

Поиск путей формирования толерантного поведения молодежи, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им являются одними из важнейших задач в современном многонациональном российском обществе.

Образовательная деятельность — главное средство развития толерантности в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) в число общекультурных компетенций выпускника бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» включена готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

Гуманизация образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом потребностей социума, выдвигает на первый план в подготовке учителя безопасности жизнедеятельности развитие профессиональных качеств социального значения. Эффективность подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности определяется сформированностью взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, нравственных позиций, стиля поведения и других характеристик личности в процессе обучения безопасности жизнедеятельности. В условиях поликультурного социума важнейшим качеством становится этническая толерантность.

Процесс формирования толерантности базируется на основных принципах:

-        принцип гуманизма, согласно которому личность должна развиваться, получить набор соответствующих знаний и умений в области гражданского воспитания в рамках курса ОБЖ, которые она будет возвращать обществу через профессиональную и общественную деятельность, соблюдать правовые и моральные нормы общества, с уважением относится к основным общечеловеческим ценностям и личности каждого человека, с позиций равноправия и толерантности;

-        принцип научности и посильной трудности в обучении предполагает необходимость изложения содержания и использование средств и методов развития толерантности в соответствии с современным уровнем науки, техники, всего опыта накопленного мировой цивилизацией;

-        принцип социально-исторической обусловленности предполагает, что формирование и развитие межэтнической толерантности реализуется на базе конкретных социально-исторических и социокультурных условий развития общества, присущих ему идеалах, ценностях, убеждениях, общественно одобряемых нормах поведения;

-        принцип педагогической целостности, осуществляется во взаимосвязи воспитания толерантности в курсе безопасности жизнедеятельности с учебным процессом по другими образовательными курсами;

-        принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска и осмысления информации, признаком которого является наличие мотивов и сформированности профессиональной педагогической культуры [5].

В связи с повышением роли учителя в организации внеаудиторной деятельности и воспитании школьников, понимая важность поставленной задачи, мы рассматриваем развитие толерантности будущих учителей безопасности жизнедеятельности как условие успешной методической подготовки к педагогической работе по формированию толерантности школьников. Таким образом, речь идет о развитии педагогической толерантности.

Под педагогической толерантностью следует понимать интегративное профессионально значимое качество личности учителя, включающее систему гуманистических ценностей, наличие у специалиста сферы образования готовности на принятие любого участника образовательного процесса, умения строить педагогическую коммуникацию на основе понимания, признания и принятия всех участников образовательного процесса, невзирая на их личностные и социальные различия. В данном случае речь идет о развитии данных качеств у будущего учителя, что предполагает систематическую целенаправленную деятельность в учебном процессе подготовки бакалавров.

Педагогика толерантности предполагает:

-        Развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию;

-        Формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;

-        Развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;

-        Осуществление коррекции самооценки;

-        Формирование профессионально значимых качеств: эмпатии и рефлексии, способствующих толерантному общению;

-        Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

-        Освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость [1]

Толерантное сознание формируется различными средствами. Большими возможностями для формирования толерантности обладает курс ОБЖ. Современные педагогические разработки обладают широким арсеналом методов, форм, методических приемов для достижения поставленной нами цели. Приоритетными в достижении поставленных задач являются активные методы обучения.

В методах активного обучения различают имитационные (игровые: ролевые и деловые игры, деловое проектирование и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, тренинги, кейс-метод) т. е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности.

-        Деловая игра — это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики.

-        Дискуссия. Благодаря этому, человек отходит от черт эгоцентричного мышления и учится вставать на точку зрения другого, что очень важно при развитии коммуникативных умений, являющихся источником формирования толерантности.

-        Социально-психологический тренинг. В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально — психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.

Интерактивные методы, основывающиеся на создании условий для формирования толерантности, предполагают выступление учащихся в качестве активных субъектов деятельности. Педагог может стимулировать развитие толерантности у подростков, используя методики, способствующие сплочению коллектива, развитию у подростков навыков сотрудничества, принятия других людей. Проведение различных методик, направленных на взаимодействие, таких, как совместная групповая деятельность в процессе обучения и воспитания, формирует ценностное отношение учащихся друг к другу, признания индивидуальных особенностей, снижает риск возникновения конфликтов, а также развивает навыки конструктивных способов разрешения конфликта, при появлении конфликтных ситуаций [3].

Таким образом, перечисленные методы можно использовать с целью эффективного формирования установки на толерантность, состоящую в способности и готовности к равноправному диалогу с другими людьми.

Развитие межэтнической толерантности студентов-бакалавров, как важной социальной характеристики будущего педагога, осуществляющего образовательную деятельность в поликультурной школе, обеспечивает мотивацию будущего учителя к работе по формированию толерантности школьников [2].

В процессе подготовки бакалавров образования на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена формирование названных компетенций реализуется, как при изучении учебных дисциплин, так и через самостоятельную работу. (Педагогическая практика, исследовательские и курсовые работы, ВКР).

Большими возможностями в развитии педагогической толерантности бакалавров обладает педагогическая практика, где в условиях реальной педагогической деятельности студенты могут участвовать в учебной и воспитательной работе образовательного учреждения.

Так, в гимназии № 397 имени Г.И.Старовойтовой г.Санкт-Петербурга ведется большая методическая работа по подготовке педагогов к развитию толерантности школьников. В гимназии реализуются воспитательные программы, в которых обозначены цели, формы и методы работы по развитию толерантности учащихся. Среди таких мероприятий: семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Формирование духовности средствами программы развития школы», конференция «Роль курса социальной практики в формировании толерантности, антикоррупционного сознания и профилактики правонарушений»; обучающий семинар для учителей начальной школы и учителей русского языка «Особенности обучения русскому языку как неродному в малых группах», обучающий семинар для классных руководителей «Становление воспитательной системы класса» (модуль — «Воспитание толерантности»), международный фестиваль Христианского кино «Невский благовест» в рамках «Дней толерантности в Санкт-Петербурге», консультация по подготовке конкурсов в рамках проекта «Толерантность» — МО классных руководителей. Такие мероприятия проводятся в школе ежегодно.

Мероприятия по развитию толерантного поведения учащихся в гимназии проводятся с 1 по 11 классы. Для учеников начальной школы и среднего звена такие мероприятия проводятся, в основном, в игровой форме, а для старшеклассников зачастую это индивидуальные задания, участия в творческих конкурсах и конференциях. Общей формой проведения мероприятий по воспитанию толерантности являются классные часы и беседы по теме. Также и на мероприятиях, посвященных правам человека, затрагиваются ценности толерантного поведения.

Традиционно в гимназии проводятся такие мероприятия, как: «Международный день толерантности» — живая газета (среди учащихся 1-9 классов), «Признание различий — основа самооценки» — деловая игра (среди учащихся 6-9 классов), «Значение иностранных языков для мирового чувства гражданства» -беседа (9-11 классы), проект школьной межпарламентской ассамблеи «Земля людей»( 6-11классы), «Толерантность в отношении молодежных субкультур» — конференция старшеклассников на английском языке с использованием презентаций, «Галина Старовойтова — пример толерантного отношения в политике», участие в митинге памяти и Городская конференция старшеклассников — «Старовойтовские чтения».

На практике студентами было проведено исследование для определения уровня толерантности учащихся. Учащимся был предложен тест, который включал 22 утверждения. Учащихся просили ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в тесте утверждениями. Каждое из таких утверждений представляло собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или интолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.

Первичное тестирование показало, что только 10,2 % опрошенных имеют высокий уровень общей толерантности 10,2 % опрошенных, низкий уровень толерантности — 2,6 %, средний уровень толерантности — 87,2 % [4].

Тестирование позволило выявить развитие частных видов толерантности школьников. Данные представлены в таблице.

Соотношение видов толерантности

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Этническая толерантность

15,4 %

61,5 %

23,1 %

Социальная толерантность

7,7 %

87,2 %

5,1 %

Толерантность как черта личности

10,3 %

74,3 %

15,4 %

 

Анализ результатов анкетирования выявил, что наиболее тревожными показателями являются данные в области этнической толерантности. Низкий уровень этнической толерантности отмечен у 15,4 % опрошенных школьников.

Учитывая высокую значимость именно этнической толерантности в поликультурной школе многонационального мегаполиса для обеспечения стабильности, безопасности и комфортности жизни всех жителей, становится очевидным важность и своевременность подготовки будущих учителей к работе по формированию толерантности учащихся. Особое внимание в достижении результатов обучения несомненно следует уделять развитию профессиональной компетентности — готовности решать профессиональные задачи в педагогической деятельности с использованием современных методов и технологий.

 

Литература:

 

1.      Безюлёва, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г. В. Безюлёва, Г. М. Шеламова. М., 2003. С. 39-102.

2.      Грекова Г.И., Киселева Э.М., Челнокова Л.М. Направление деятельности образовательного учреждения по формированию толерантности школьников. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 — C.144–146.

3.      Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [электронный ресурс] / Н.Н. Двуличанская // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование» / 2011. — Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html

4.      Киселева Э.М., Аникина А.А. / Межкафедральная монография / Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Научно-исследовательский институт общего образования. — СПб, 2013

5.      Персианов И.А. Толерантность в школе: проблемы и возможности [Текст]: методическое пособие/ И.А. Персианов. — СПб.: [б.и.], 2008г.-117с. — (Б-ка толерантности).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle