Библиографическое описание:

Демидова И. В. Контроль физической нагрузки различной направленности у младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 916-918.

Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. Особое место занимает укрепление здоровья школьников.

Современная школа создает оптимальные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. В связи с этим возрастает роль физической культуры и ее главных учебных и воспитательных задач: физическое благополучие организма в целом и отдельных его систем, стремление приобрести устойчивый уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта.

Одним из условием развития физических качеств является систематический педагогический контроль. Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на них укрепляющее, развивающее действие. Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой, нервной системы, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств и является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой, прикладной и спортивной деятельности.

Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основной целью педагогического контроля является определение связей между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства во время выполнения заданий. Педагогический контроль направлен на то, чтобы проверить правильность подбора средств, методов и форм занятий. Создан для того, чтобы при возможности и при необходимости внести коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания применяются следующие виды педагогического контроля:

1.         Предварительный контроль — проводится в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2.         Оперативный контроль — применяется в рамках одного учебного занятия (урока) с целью определения правильной нагрузки и отдыха. Контроль осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т. п.

3.         Текущий контроль необходим для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности учащихся и служит основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок.

4.         Итоговый контроль — всегда осуществляется в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса на следующий учебный год.

Во время планирования задач учебно-воспитательного процесса на следующий учебный год, следует продумать, какие виды контроля будут применяться. Данные виды педагогического контроля могут применяться как в системе, так и отдельно по видам. Только необходимо знать, учитывать возраст, индивидуальные способности и развитие учащихся.

Младший школьный возраст — это период жизни и развития детей, продолжительностью 7–11 лет и охватывающий время обучения в общеобразовательном учреждении первой ступени.

Система использования средств физической культуры исключительно в этот период очень важна, так как именно в эти периоды закладываются основные двигательные навыки и продолжается интенсивное развитие форм и функций организма.

Учет возрастных особенностей во время занятий играет важную роль в развитии двигательных качеств. Соответствие педагогических методов и форм воздействий на возрастные особенности учащихся дает хорошие результаты в воспитании и развитии. В каждом возрастном периоде имеются свои отличительные особенности, и, если процесс обучения и воспитания идет неверно, можно нанести существенный вред развитию и формированию личности. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этот период практически одинаковые. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению различных упражнений как умеренной, так и большой мощности из-за большой активности нервной системы. Поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняемые упражнения в этот период должны быть разнообразны и строится от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений. Качество ловкости окончательно формируется в возрасте от 7 до 12 лет. Для ребенка характерно овладение частыми движениями с последующим их объединением в целостное движение, поэтому нельзя применять раздельное обучение движению.

Силовые возможности в 7–11 лет у мальчиков и у девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной системы. В этом периоде учащиеся приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера. Упражнения на силу, как правило, нужно выполнять с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, ползание, висы, упоры, приседания. Можно использовать отягощение в виде набивных мячей, гантелей. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться во время проведения оперативного или текущего педагогического контроля, для того, чтобы даже незначительное улучшение или ухудшение состояния здоровья учащихся должно быть отмечено. Обучение на данном этапе это хороший период для формирования индивидуальных черт личности.

Сенситивные периоды благоприятного развития физических способностей (качеств)

Физические качества

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Мальчики

Гибкость

 

 

 

+

Быстрота

 

+

+

+

Сила

 

 

+

 

Выносливость

 

+

 

+

Скоростно-силовые

 

 

 

+

Ловкость

 

+

+

+

Девочки

Гибкость

 

 

 

 

Быстрота

 

+

+

 

Сила

 

+

+

 

Выносливость

 

 

+

+

Скоростно-силовые

 

+

 

+

Ловкость

 

+

+

 

 

Структура объемов нагрузки, направленной на развитие двигательных качеств

Класс, возраст

Процентное соотношение нагрузки

выносливость

быстрота

Скор.-силовые

гибкость

ловкость

1–3 классы

7–10 лет

50 %

10 %

20 %

10 %

10 %

4 класс

10–11 лет

40 %

10 %

25 %

10 %

15 %

 

Оценка уровня основных физических качеств. Для оценки сформированности уровня развития основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых показателей, общей выносливости) используется текущий педагогический контроль в виде тестовых заданий, имеющие высокую степень надежности и информативности. В этот вид контроля входит: бег на 30м с высокого старта, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивание и вис на перекладине, наклон туловища вперед сидя (измеряется гибкость по линейке), наклон, бег 1000м.

Помимо двигательных тестов в педагогическом текущем контроле применяются психологические опросы в виде ответов на вопросы по поводу устойчивости нервной системы во время и после занятий физической культуры.

Оценка уровня уверенности в себе. Для выявления уверенности в себе используется методика с оценкой учащимися своего текущего психического состояния в баллах, в соответствии с приведенными определениями.

1.      Я чувствую себя неуверенным в себе человеком.

2.      У меня ничего не получается.

3.      Я не умею сам решать жизненные проблемы.

4.      Мои физические способности ограничены и мне не удается заниматься в полном объеме.

5.      Чувствую свою уверенность в своих способностях.

6.      У меня все получится. Я смогу все делать.

Оздоровительное значение физических упражнений для младших школьников определяются многими факторами, а именно — состоянием здоровья, индивидуальными особенностями организма учащихся. В связи с этим, все виды педагогического контроля направленные на улучшение функционального, физического состояния учащихся и их основных физиологических систем необходимо подбирать индивидуально исходя, из главных задач, которые были составлены на текущий или следующий учебный год.

 

Литература:

 

1.      Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми, Метод. пособие, Москва 2004–32с.

2.      Вайнбраум Я. С. Гигиена физического воспитания, М., 1986г, 210с.

3.      Киселев П. А., Киселева С. Б. Справочник учителя физической культуры, изд. «Учитель» — 2010г, — 239с

4.      Матвеев А. П., Разинов Ю. И. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения. — Теория и практика физ. культуры. — 2009. — № 6. — С.53–57.

5.      Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей, методическое пособие, Москва — 2004г, 110с

6.      Мотков И. О. Психология самопознания личности. — Практическое пособие. — М., 1993. — 97с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle