Библиографическое описание:

Мурзабаева Г. Е. Хореографический текст – как основная составная часть в композиции танца // Молодой ученый. — 2015. — №8.2. — С. 39-40.

Реальная действительность в образно-обобщенном видении отражается всеми видами искусства, и каждая из них имеет свои выразительные средства. Выразительными средствами хореографии являются: движения рук, ног, головы, корпуса, т.е. танцевальная лексика, язык. К выразительным средствам также относятся мимика лица, жесты, которые фиксируются в танцевальных позах [1].

            Танцевальные движения являются основой хореографического движения. Зарождение танцевального движения началось с древних времен человеческого бытия [2].

            «Хореографическая лексика - отдельные движения pas и позы, из которых складывается танец, как художественное целое, т.е. как произведение хореографического движения искусства. Хореографическая лексика возникает на основе общения выразительных движений человека, в течении веков она накапливалась, совершенствовалась и шлифовалась. Сами по себе элементы хореографической  лексики не являются носителями определенного образного  содержания, но обладают кругом выразительных возможностей, которые реализуются в конкретном контексте танца как целого и взаимосвязи элементов хореографической лексики складывается хореографический текст».

            На развитие танца, его рисунка влияли и условия быта народа, его занятия, климат и т.д. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также жизненный уклад, его социальный строй.

            Каждое движение состоит из нескольких частей:

  1. Исходное положение
  2. Затакт
  3. Основной элемент (раскрывает идею данной комбинации)
  4. Проходящий (связующий)
  5. Кульминационный (фиксация, определение позы, окончание, точка в движении)

Для создания танцевального языка, для раскрытия художественных качеств, немаловажное значение имеет сочетание движений рук, ног, головы. Отдельные танцевальные движения сочетаются в различных комбинациях, каждому виду хореографического искусства характерен свой танцевальный язык. Смешение танцевального языка ведет к утрате чистоты, к нарушению целостности хореографического произведения. Различают: подражательный, образный, национальный танцевальные языки.

При составлении хореографического текста учитывается тесная взаимосвязь идеи и драматургии танца, музыкального материала, национальные черты танца, характер образов, рисунок танца с танцевальной лексикой.

Движение в танце имеет конкретную продолжительность во времени, сочетание с паузами. Прежде всего, нужно показать не внутреннюю логику построения движения, благодаря чему возможна передача определенных эмоций.

Вторая черта эмоционального движения – природность, непосредственность. Фокин говорил: «Всякое движение в художественном танце является усовершенствованным развитием естественного движения в соответствии с характером, который данный танец должен выявить не одно отступление от натурального движения не должно быть неоправданным. Поднимается танцовщица на пальцы, взлетает ли в воздух, стучит ли своими каблуками по полу, все это не искажение, а развитие естественного движения. Соединение техничных движений с образом танца – важный момент при составлении танцевального языка. Постановщик не должен избегать сложных движений, если они помогают развитию образов, но и перегружать текст «трюками» ради «красивости или показа возможностей исполнителя».

В настоящее время очень расширилась тематика хореографических произведений, а это ставит новые требования перед балетмейстером. Требуется не только средства выразительности, но и создавать новые его формы.

«Руководствуясь тонкой разборчивостью, творец балета может брать из них сколько хочет для определения характера пляшущих своих героев. Само собой, разумеется, что схвативший в них первую стихию, может развить ее и улететь выше своего оригинала, как музыкальный гений, из простой, услышанной на улице песни, создает целую поэму, по крайней мере, в танцах тогда будет больше смысла, и, таким образом, может более образнообразится этот легкий, воздушный и пламенный язык до селе еще несколько стесненный». Н.В.Гоголь.

          Музыка в хореографическом произведении.

1.      Музыкальный материал – важная основа в работе балетмейстера по созданию хореографического произведения.

  1. Принцип отбора музыкального произведения для осуществления хореографической постановки.
  2. Создание хореографического сочинения на основе музыкального материала. Единство идеи, темы, музыки в хореографическом произведении.

При постановке танца, танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки. Их соответствие – выражение одного другим – один из общекризисных критерий художественности танцевального искусства. Танец не производит музыку, но существует на основе музыки и исполняется с музыкой, но музыку само по себе танцевать нельзя. Танец вне музыки не существует.

Смысл выражения «Музыка в танце» во-первых: в соответствии хореографии и образа музыки, это относится к общему характеру построения, но и к сложным образам; во-вторых: в соответствии темпа, ритма, т.е. в совпадении с темпом и характером музыки.

Ж.Новерр «Письма о танцах и балете»: «Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на нее, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней всё, что она произносит».

В танце отбивание каждой ритмической доли не обязательно, порой движения танца могут соответствовать не каждой доли такта, но расхождение музыки и танца не мыслимо как в целом, так по фразам.

Если образы совпадают, значит, балетмейстер правильно понял музыкальное произведение. Значит, ему удалось танцевальными движениями раскрыть образ, заложенный музыкой. Хореограф строит произведения, исходя из замысла. Балетмейстер часто встречается с готовым музыкальным произведением, либо сочинением композитора по заданию балетмейстера либо либретто [3].

Когда композитор сочиняет музыку по замыслу драматурга, балетмейстер создает композиционный план.

В музыкальном произведении хореограф находит материал для национальных черт героя и интонации для характеристики эпохи, и в своем произведении отражает все это.

При подборе музыки к танцу можно использовать несколько методов:

1.      Метод аранжировки.

2.      Метод фрагментации.

3.      Работа с программой произведения.

4.      Заказ музыки самодеятельному или профессиональному композитору.

Требование к музыкальному материалу:

1.      Танцевальность.

2.      Образность.

3.      Логичность построения музыки.

4.      Музыкально-ритмическая законченность.

5.      Единый стиль музыки.

Вывод: и музыка, и танец несут образную мысль. Оба эти искусства не конкретны, а ассоциированные.

И танец, и музыка питаются из одной «тарелки», т.е. всё берется из жизни.

Для хореографии важно не только то, как ставит балетмейстер, но и во имя чего он ставит. Только в этом случае выразительные средства музыки и танца помогут создать образно-смысловые действия, а музыкальные формы при этом могут быть разными.

 

Литература:

1.      Слонимский Ю. «Семь балетных историй», 1967, Л.

  1. «Драматургия балетного театра 19 века», 1977, М.
  2. Захаров Р. «Записки балетмейстера», 1976, М.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle