Библиографическое описание:

Абтай Г. М. Использование мультимедиа и телекоммуникационных технологий в разработке электронных ресурсов по информатике // Молодой ученый. — 2015. — №8.2. — С. 16-18.

Одним из направлений подготовки специалистов любого профиля должно стать их знакомство с наиболее распространенными и эффективными информационными ресурсами и технологиями. В числе таких ресурсов и технологий одно из главенствующих мест занимает мультимедиа, проникающее во все сферы деятельности человека. Исходя из этого, можно заключить, что мультимедиа-технологии должны стать основой для создания и использования электронных ресурсов по информатике. Обучение этой дисциплине, построенное на основе использования таких ресурсов, не только приобщит студентов к применению мультимедиа в быту и профессиональной деятельности, но и существенно повысит наглядность и эффективность обучения информатике в вузе. Подобные утверждения требуют более детального доказательства. Рассмотрим мультимедиа более подробно, обращая внимание на эту технологию как на средство и основу для разработки электронных ресурсов по информатике.

Общеизвестно, что любой язык, которым люди пользуются для общения, содержит достаточно много слов, имеющих различные значения. Смысл таких слов определяется из контекста их употребления в речи. Примерами таких слов в русском языке являются кран, ключ, журавль, машина и другие аналогичные слова.

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» также имеет сразу несколько разных значений. Это отмечено во многих публикациях разных авторов.

Изучив эти научные труды, можно сделать вывод, что под словом «мультимедиа» понимается:

· технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

· электронный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

· компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

· компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

· особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения – до 100 тысяч таких единиц.

За последние годы к числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений. Если в ближайшее время появятся и получат распространение устройства для цифровой обработки запахов, то эти устройства также будут отнесены к семейству средств мультимедиа.

Использование мультимедийных средств в качестве исследуемых образовательных электронных ресурсов при обучении информатике в вузе означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу.

Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний. Л.С. Выготский отмечал, что "Обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают, абсолютизируются в сознании. Для полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в единичном, но и единичное, и конкретное в общем".

Сущность и специфика мультимедийных образовательных электронных ресурсов влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Другие средства массовой коммуникации – которые также могут быть использованы в системе высшего образования при обучении информатике, имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от А к Б и далее к С с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

Применение мультимедиа в разработке электронных ресурсов формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем, характерным для обучения информатике. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются, как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

Условия обучения информатике, создаваемые при использовании мультимедийных электронных ресурсов, должны способствовать развитию мышления студентов. Ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей науки информатики, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков.

Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором студентам прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

Пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях технологизации и использования мультимедийных средств в образовании.

Все это обеспечивает отказ от заучивания фактов и освоения навыков, характерных для индустриальной модели высшего образования, обеспечит формирование взаимосвязанного, взаимозависимого мышления, направленного на решение образовательных проблем. Докомпьютерная система образования слишком ориентирована на «рациональное» мышление, не дает простора оригинальным идеям, подавляет попытки поставить под сомнение авторитеты, поощряет стандартное поведение.

Процесс овладения мультимедийным инструментарием, перестройки деятельности человека с введением в ее структуру нового элемента давно интересует психологов. Л.С. Выготский еще в 1937 году писал о том, что включение инструмента в процесс поведения человека вызывает к жизни целый ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управлением им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых теперь выполняет инструмент, видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения.

П.Я. Гальперин, примерно в тот же период, исследовавший психологические различия между инструментом человека и вспомогательными средствами у животных, отмечал, что фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объективная действительность инструмента наряду с его естественными свойствами, представляет общественный способ его применения. Система инструментальных операций является продуктом общества, общественного производства, а само орудие является носителем определенного типа деятельности, в нем фиксирован определенный контекст действия: "С самого начала орудие несет в себе печать общественных приемов своего употребления, которые выступают перед отдельным человеком в качестве такой объективной действительности, как самое вещественное бытие орудия. И, конечно, его психологический контекст совсем иной, чем психологический контекст вспомогательного средства у животного".

Инструментарий диктует специфическую логику действия с ним. Для того, чтобы овладеть инструментарием, необходимо «подчиниться» его логике. Так, ребенок, который учится пользоваться ложкой, должен включиться в систему орудийных операций, закрепленных за ложкой как культурным средством. Ребенка нужно отучить от естественных приемов захвата ложки кистью руки у самого черпачка, что он пытается проделать в начале обучения, и подчиниться требованиям инструментальных приемов. В начале ложка является для ребенка лишь простым удлинением руки. В этом случае, как считает П.Я.Гальперин, оно не открывает для субъекта никаких новых возможностей и представляет собой только некоторую вариацию уже наличных. Постепенно ребенок отказывается от попыток использовать ложку как простой удлинитель руки, последняя превращается в держатель и двигатель инструмента. Возникает инструмент как новая действительность, включенная между человеком и природой. Инструмент во всем своем историческом и психологическом значении. Ложка и компьютер как инструменты человеческой деятельности несут с собой, конечно, разные возможности. Однако, психологические закономерности их влияния на деятельность и психику человека, пути их освоения и использования принципиально не отличаются.

Основная схема освоения инструментальных средств, очень свойственная изучению информатике в вузе, заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых этими средствами, а затем подчинить их целям и задачам своей деятельности, получив новые возможности достижения результатов этой деятельности.

Превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедийных образовательных электронных ресурсов для системы высшего образования в Казахстане является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанных на насущных потребностях студентов, связанных с изучением информатики. Только в случае высокой мотивации учащихся к использованию технического средства, возможно результативное обучение целенаправленному использованию образовательного потенциала мультимедийных электронных ресурсов. Для того, чтобы определить характер обучения приемам работы с мультимедийными ресурсами при изучении информатики необходимо рассмотреть специфику мотивации поведения студентов при работе с мультимедийной информацией и информацией, размещаемой в телекоммуникационных сетях.

 

Литература:

1.         Демкин Н.В., Вымяткин В.М. Мультимедиа курсы в дистанционном образовании // Новые информационные технологии в проектировании и производстве.- 1997.- № 3.- С.15-17.

2.         Создание мультимедийных электронных учебников. Метод. разработка. /Н.А. Шигина. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001.-39 с.

3.         Касторнова В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике. // Диссерт. канд. пед. наук. М., - 1999, 154 с..

4.         Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. // Монография. / Красноярск: Краснояр. гос. ун-т. – 2002. 300 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle