Определение понятий «компетенция» и «компетентность» финансового учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 1360 раз

Библиографическое описание:

Альмухаметова, Э. Р. Определение понятий «компетенция» и «компетентность» финансового учреждения / Э. Р. Альмухаметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17400/ (дата обращения: 25.04.2024).

Приведен анализ известных категорий «компетенция» и «компетентность». Определено понятие профессиональных компетенций банковского работника.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, инновационное общество, банковский сектор, компетентностный подход.

 

В условиях развития новой экономики банковского сектора основным ресурсом является мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Банковские специалисты служат залогом успешной деятельности финансового учреждения. В связи с этим, актуальными являются такие свойства личности банковского персонала как уверенность, ответственность, умение усваивать и применять опыт и знания в критических ситуациях, быть коммуникабельным с сотрудниками и клиентами.

При реализации компетентного подхода в инновационном обществе важно различать такие основные понятия как «компетенция» и «компетентность».

Анализируя публикации, в области компетентностного подхода выявляется, что каждый автор в зависимости от целей и объектов исследования, требований субъектов рыночных отношений по разному трактует понятие «компетенция». В результате данного исследования было обнаружено множество определений категории «компетенция» различными исследователями.

Автор Чернова Ю. К. полагает, что компетенция персонала представляет собой нематериальный актив, который определяет эффективность использования материальных ресурсов в процессе реализации целевой функции [16].

Компетенции — индивидуально-личностные характеристики, знания, умения, навыки, модели поведения сотрудника и его ценности и фактора мотивации отмечает исследователь Иванова С. В. [8].

Профессор центра глобального лидерства международной школы бизнеса Шекшня С. В., интерпретирует «компетенции» как поведение, действия и стратегии, поддерживающие высокие стандарты работы [6].

Коновалова О. В. раскрывает понятие «компетенции» как измерение поведения работника, которое лежит в основе эффективной работы, проявляемых личностью способностей, интересов и мотивации и т. д. [11].

Симонова И. Ф., Эскерханов М. З., Ерёмина И. Ю., Дудаева Л. М. определяют компетенции, как атрибуты личности, которые важны для успешного выполнения профессиональной деятельности на соответствующей позиции и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение [14].

В частности Бетилгириев М. А., Дудаева Л. М. пишут, что компетенции — это комплекс определяющих факторов, причин, предпосылок успешности деятельности [2].

Денисова А. Л., Стеблянский Н. В., Платонова Т. В., Копашева Т. Ю. интерпретируют компетенции как способности и личностные характеристики, определяющие поведение работника [4].

Кондратьев Э. В. понимает под компетенцией объем профессиональных знаний и навыков, а также личностные характеристики и установки, проявляемые в поведении человека и требуемые для выполнения непосредственных должностных обязанностей [10].

Коршик Л. А. определяет компетенции как измеримые через наблюдаемое поведение и важные для эффективного выполнения работы сотрудника личные и мотивационные особенности; способности, навыки и знания [12].

Доктор экономических наук Кибанов А. Я. отмечает, что компетенции — это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности [9].

Апенько С. Н. определяет компетенции как систему разнообразных качеств и характеристик работника [1].

И наконец, Долженко Р. А. под компетенциями работника представляет собой характеристики сотрудника (навыки, умения, установки, ориентации, мотивы и т. д.), которыми он обладает вне зависимости от запросов организации к эффективности его поведения [5].

Разнообразные методические подходы к категории «компетенция» позволяют установить сущность этого понятия.

Исследователи по-разному дифференцируют определения «компетенции» и «компетентности».

Автор Сапиженко В. В. рассматривает компетентность как выраженную способность применять свои знания и умения [13].

По мнению Денисовой А. Л., Стеблянского Н. В., Платоновой Т. В., Копашевой Т. Ю. компетентность представляет собой определение уровня должности и ее функционал [4].

Зимняя И. А. интерпретирует компетентность как интеллектуальную и личностно-обусловленную социально-профессиональную характеристику человека, его личностное качество [7].

Исследователи Гудкова С. А. и Сыротюк С. Д. определяет компетентность как совокупность качеств сотрудника в виде профиля компетенций, системы показателей и целевых значений, т. е. осведомленность, опытность, способность к принятию обдуманных решений в определенной области деятельности [3].

Чошанов М. А. пишет, что компетентность — это владение оперативными и мобильными знаниями сотрудником [3].

Филатова Л. О. рассматривает компетентность как способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности [15].

Вышеприведенные взгляды авторов несколько различаются, но сводятся к тому, что компетентность отражает достижение определенного (отвечающего нормам качества) уровня результатов деятельности. Обладая некоторым объемом профессиональных знаний, умений, навыков (компетенций), работник производит действия, отвечающие не только стандартам работы, но и личным мотивационным характеристикам и установкам на достижение хорошего результата. Таким образом, компетентность — это высший уровень профессионализма сотрудника.

Профессиональные компетенции сотрудника банковского учреждения определяются не только наличием деловых качеств у работника, но и его способностью к безошибочной конкретной деятельности, как в обычных условиях, так и в экстремальных, нестандартных ситуациях. Они характеризуют не только уровень личной конкурентоспособности специалиста на рынке труда, но и конкурентоспособность трудовых ресурсов региона (страны) в целом.

Способности самоорганизации и самоменеджмента (организация своего рабочего времени, принятие решений), технические навыки (умение пользоваться техническими средствами, специальными информационно-компьютерными технологиями) воплощаются в компетентность специалиста финансового учреждения в процессе профессиональной деятельности.

Службе по управлению человеческими ресурсами коммерческого банка предстоит определять состав ключевых компетенций работника и в дальнейшем оценивать качество рабочей силы в рамках компетентностного подхода. Собственно данная служба и должна управлять процессом формирования профессиональных компетенций работников банка [17].

 

Литература:

 

1.           Апенько, С. Н. Методология, теория и практика оценки персонала в современных условиях: монография. — М., 2005.

2.           Бетилгириев, М.А., Дудаева Л. М. Анализ совокупности значимых факторов, влияющих на оценку персонала // TERRA ECONOMICUS. 2008. № 2–3. С.216–219.

3.           Гудкова, С.А., Сыротюк, С. Д. Универсальная система показателей деятельности для формирования актуальной компетентности персонала // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2012. — № 1(25). — С.80–91.

4.           Денисова, А.Л., Стеблянский, Н.В., Платонова, Т.В., Копашева, Т. Ю. Ключевые компетенции специалистов по оценке персонала в корпоративных структурах // Человеческий капитал. 2014. № 1(61). С.50–54.

5.           Долженко, Р. А. Оценка деятельности персонала банка по результатам года // Управленец. — 2011. — № 3–4.- С.46–52.

6.           Дробот, М. В. Бизнес-компетенция как экономическая категория // Общество: политика, экономика, право. — 2013. — № 1. — С.111–115.

7.           Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3- 10.

8.           Иванова, С. В. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.

9.           Кибанов, А.Я., Дуракова, И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. — М., 2005.

10.       Кондратьев Э. В. Компетентностный профиль эффективного руководителя // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 6. — С.123–130.

11.       Коновалова, О. В. Компетентностный подход к оценке персонала среднего звена с учетом стадии жизненного цикла организации // Управление науки в современной России. 2014. № 1. С.417–422.

12.       Коршик Л. А. Использование компетентностного подхода при формировании кадрового резерва // Деньги и кредит. — 2010. — № 11 — С. 68–72.

13.       Сапиженко, В. В. Методические подходы к оценке уровня компетентности рабочего персонала // Сборник научных трудов Ангарской государственной технической академии. 2008. № 1. С.209–212.

14.       Симонова, И.Ф., Эскерханов, М.З., Ерёмина, И.Ю., Дудаева, Л. М. Классификация факторов, влияющих на оценку персонала современной организации компании // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2008. № 9. С.4–10.

15.       Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования //Дополнительное образование.-2005.-№ 7.-С.9–11.

16.       Чернова, Ю. К. Методы и модели управления интеллектуальными ресурсами для эффективного менеджмента [Текст]: Монография / Ю. К. Чернова, О. И. Антипова. — Тольятти, ТГУ,2009, — 140 с.

17.       Янченко, Е.В., Альмухаметова, Э. Р. Определение компетенций работников банковской сферы // Казанская наука.2014. № 4.С.104–111.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, компетентность, банковский сектор, знание, инновационное общество, наблюдаемое поведение, навык, профессиональная деятельность, успешная деятельность, финансовое учреждение.


Похожие статьи

Разработка методики оценки компетенции «Инновационность»

Для успешного функционирования предприятия необходимо использовать навыки сотрудников, которые обладают инновационным

Компетенции определяются с учётом основных видов профессиональной деятельности, выполняемых специалистами в рамках профессии.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Профессиональная компетентность подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи.

Компетентность-это наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

компетенция, модель компетенций, работа, разработка модели компетенций, знание, профиль компетенций, профессиональная деятельность, компетентность, уровень, персонал. Ключевые слова.

Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых...

Обычно все сводится к стандартным курсам повышения квалификации, которые выбираются по созвучному с деятельностью предприятия названию. При этом организация обладает уникальными ресурсами: знаниями и компетенциями...

Компетентность и компетенция как...

компетенция, компетентность, умение, знание, профессиональное образование, профессиональная деятельность, критическое мышление, российское образование, вариативность метода, компетентность человека.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность, общекультурные компетенции

Компетенцияспособность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности...

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Под «профессиональной компетентностью» он понимает профессионально значимые качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в рамках определенной компетенции на уровне данной квалификации...

Социально-творческая профессиональная компетентность...

гуманитарный профиль, способность, социально-творческая профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, творчество, инновационная деятельность...

Похожие статьи

Разработка методики оценки компетенции «Инновационность»

Для успешного функционирования предприятия необходимо использовать навыки сотрудников, которые обладают инновационным

Компетенции определяются с учётом основных видов профессиональной деятельности, выполняемых специалистами в рамках профессии.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Профессиональная компетентность подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи.

Компетентность-это наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

компетенция, модель компетенций, работа, разработка модели компетенций, знание, профиль компетенций, профессиональная деятельность, компетентность, уровень, персонал. Ключевые слова.

Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых...

Обычно все сводится к стандартным курсам повышения квалификации, которые выбираются по созвучному с деятельностью предприятия названию. При этом организация обладает уникальными ресурсами: знаниями и компетенциями...

Компетентность и компетенция как...

компетенция, компетентность, умение, знание, профессиональное образование, профессиональная деятельность, критическое мышление, российское образование, вариативность метода, компетентность человека.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность, общекультурные компетенции

Компетенцияспособность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности...

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Под «профессиональной компетентностью» он понимает профессионально значимые качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в рамках определенной компетенции на уровне данной квалификации...

Социально-творческая профессиональная компетентность...

гуманитарный профиль, способность, социально-творческая профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, творчество, инновационная деятельность...

Задать вопрос