Библиографическое описание:

Шашкина А. О., Конюхова К. О. Исследование ценностей современной российской молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 868-871.

Понятие ценностей существовало и будет существовать в обществе.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Ценности являются одним из источников смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет и почему; какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни.

Ценность есть выражение уникальности человека. Они оказывают сильное влияние на предпочтение человека, на принимаемые им решения и поведение. Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которыми человек следует в своей жизни.

Актуальность темы заключается в том, что ценности существовали и существуют у каждого человека, а проследить за их изменениями всегда очень интересно и необходимо, например, для ученых, которые могут таким образом сказать о дальнейшей судьбе человечества в целом. Потому что, как отмечает В. П. Тугаринов, отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни.

Изучение ценностных ориентаций человека является достаточно важным для выяснения причин его действий и поступков.

В свое работе я хочу лучше узнать о том, что же такое ценность, какую роль она играет в жизни человека, а также выяснить, какие ценности имеются у молодежи на сегодняшний день, и отличаются ли они от недавнего поколения.

Целью работы является изучение жизненных ценностей современной российской молодежи и изменение в их иерархии по сравнению с началом 2000-х годов.

В работе будут рассмотрены гипотезы:

1.      за последние 12–14 лет старшеклассники и студенты увеличили ориентацию на ценности развлечения (гедонизм), успеха (достижения) и новизны (стимуляция) при сохранении низкой значимости ценностей традиции и конформности;

2.      в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи существуют значительные различия между иерархиями ценностей на уровне нормативных идеалов и личностных приоритетов.

Значимость исследования ценностей современной молодежи весьма актуальна, поскольку от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Данное исследование предоставляет интересный материал о состоянии ценностно-смысловой сферы современных молодых людей и тенденции его изменения за последние несколько лет. Подобный материал может стать ориентиром для составления программ воспитательной работы с детьми и подростками и для построения эффективной работы с подрастающим поколением, в которой важно знать и грамотно использовать основные жизненные ориентиры молодых людей.

При изучении ценностей молодежи использовалась методика Ш.Шварца. Опросник Шварца представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей.

1.       Власть (достижение социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание)).

2.       Достижение (личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами).

3.       Гедонизм (получение удовольствия, наслаждение жизнью).

4.       Стимуляция (стремлении к новизне и глубоким переживаниям).

5.       Самостоятельность (самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности).

6.       Универсализм (понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы).

7.       Доброта (сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах).

8.       Традиции (уважение, принятие обычаев, традиций и идей, которые существуют в культуре и следование им).

9.       Конформность (сдерживание и предотвращение действий, не соответствуют социальным ожиданиям или могут причинить вред другим или).

10.   Безопасность (безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений).

Опросник изучает ценности на двух уровнях:     

1)      на уровне нормативных идеалов. Это ценности человека на уровне убеждений, которые оказывают наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляются в реальном социальном поведении.

2)      на уровне индивидуальных приоритетов. Эти ценности проявляются в конкретных поступках, в реальном социальном поведении личности.

В эмпирическом исследовании участвовало 72 испытуемых: 41 обучающихся 10–11 классов и 31 студентов II-III курса вуза (16 юношей и 56 девушек). Результаты моего исследования сравниваются с результатами исследования, проведенного в 2000–2002 годах и описанного в книге В. Н. Карандашева, а также исследования 2005 года Горботовой и Ляховой.

Проведенное исследование показало:

1)      Для опрошенной молодежи на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) важны ценности самостоятельности, безопасности и доброты, а на уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) наиболее значима ценность получения удовольствия (гедонизм), а также самостоятельность и доброта.

2)      Наименее важными на нормативном уровне и на уровне индивидуальных приоритетов для сегодняшних студентов и старшеклассников являются ценности традиции и власти. Мотивы достижения социального статуса, престижа, контроля над другими людьми, принятия культурных обычаев и идей уступают другим.

3)      В начале 2000-х годов на уровне нормативных идеалов на 1 месте была безопасность, а на втором — достижения, в 2015 году на первое место вышла самостоятельность, а ценность безопасности опустилась на второе место. На уровне индивидуальных приоритетов в начале 2000-х годов на первом месте стояла самостоятельность, а в 2015 году — гедонизм.

4)      Существует определенная разница между заявленными ценностями на уровне убеждений и ценностями, которые проявляются в реальных поступках. На нормативном уровне опрошенные молодые люди на первое место выделяют самостоятельность, а в реальном социальном поведении современная молодежь руководствуется, прежде всего, ценностями получения удовольствия, наслаждения жизнью (гедонизм).

В представленном исследовании были выполнены поставленные перед ним задачи. Гипотезы, выдвинутые мною в начале исследования, частично подтвердились: ценности изменились, но не значительно; за последние 12–14 лет старшеклассники и студенты, действительно, увеличили ориентацию на ценности развлечения (гедонизм), но ценности успеха (достижения) и новизны (стимуляция) не входят в тройку лидеров. У опрошенной молодежи сохранилась низкая значимость ценностей традиции и конформности. В системе ценностей современной российской молодежи существуют определенные различия между иерархиями ценностей на уровне нормативных идеалов и личностных приоритетов

Я считаю, что знание ведущих ценностных ориентаций молодежи, помогает лучше понять сегодняшнее молодое поколение и наиболее эффективно организовывать с ними работу. По моему мнению, необходимо проводить комплексную работу по уменьшению значимости ценности гедонизма у молодых людей и в некоторой степени повышать ценность традиций и обычаев.

Проведя эту исследовательскую работу, я больше узнала о ценностях и сделала выводы о том, что они играют важную роль в жизни каждого человека и общества в целом и важно формировать с детского возраста положительные ценностные ориентации (ценность семьи, дружбы, Родины, собственного достоинства и достоинства окружающих людей и т. п.).

Результаты данного исследования охватывают лишь некоторые аспекты изучения ценностей и ценностных ориентаций в среде российской молодежи и открывают множество направлений, в которых можно продолжать проводить научные изучения. В частности, меня заинтересовали следующие вопросы:

1.      Что конкретно влияет на формирование ценностей и как можно целенаправленно воздействовать на этот процесс.

2.      На основе тенденций изменения ценностей предположить, что будет ценно в будущем, у следующего поколения.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle