Библиографическое описание:

Прокопьев Н. Я., Гуртовая М. Н., Шатилович Л. Н., Дуров А. М. Индивидуальная минута и ее корреляционная связь с показателями центральной гемодинамики мальчиков второго детства г. Тюмени, страдающих аллергическим ринитом, занимающихся греко-римской борьбой // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 113-116.

Статья посвящена изучению у 22 мальчиков г. Тюмень периода второго детства, занимающихся в секции греко-римской борьбы и страдающих сезонным аллергическим ринитом, индивидуальной минуты и её корреляции с показателями центральной гемодинамики и возрастными значениями адаптационного потенциала по Баевскому. Показано, что время, незаполненное каким-либо видом деятельности, субъективно оценивается как медленно текущее, при этом «индивидуальная» минута укорачивается.

Ключевые слова: аллергический ринит, мальчики, индивидуальная минута, гемодинамика, греко-римская борьба.

The article is devoted to the study of 22 boys Tyumen period second childhood, working in the Greco-Roman wrestling and suffering from seasonal allergic rhinitis, the individual moments and its correlation with measures of Central hemodynamic parameters and age values of adaptive capacity to Baevski. Shows that time, blank by an activity, subjectively evaluated as slow current, the «individual» minute can be shortened.

Key words: allergic rhinitis, boys, private moment, hemodynamics, Greco-Roman wrestling.

 

Актуальность исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в нашей стране становится все более острой. Во время обучения в МОУ учащиеся подвергаются воздействию ряда как специфических (возрастных, физиологических и психологических воздействий, эмоциональных перегрузок, малоподвижного образа жизни), так и неспецифических (климатогеографических, экологических) факторов [9]. При этом процесс обучения в школе существенно облегчается в случае рациональной организации учебных занятий и рационального режима дня.

Современные инновационные модели обучения требуют от учащихся значительного умственного и нервно — эмоционального напряжения. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний — гипокинезии и гиподинамии, которые приводят к нарушению работы сердечнососудистой системы человека и способствуют развитию заболевания сосудов и сердца [7].

Внутренняя оценка человеком течения времени имеет большое теоретическое и практическое значение. Работа так называемых «внутренних часов» отражает активность физиологических процессов, зависит от особенностей высшей нервной деятельности, имеет связь с полом и возрастом. Несмотря на многочисленные исследования в области изучения проблемы индивидуальной оценки показателей времени, они имеют противоречивый характер и не затрагивают некоторых аспектов хода «внутреннего хронометра» [2, 5].

Восприятие времени или способность адекватно ориентироваться во времени — одна из наиболее сложных форм субъективного отражения человеком внешнего мира. Одним из тестов, определяющих особенности восприятия времени, является тест индивидуальная (ИМ) минута [3, 4, 12, 14]. В доступной нам литературе мы не встретили исследований, отражающих показатели индивидуальной минуты у мальчиков периода второго детства, страдающих аллергическим ринитом (АР), занимающихся греко-римской борьбой.

Аллергический ринит является одним из наиболее распространенных заболеваний у детей [1, 8]. Хорошо известно, что клиническими проявлениями аллергического ринита являются: затруднение носового дыхания; выделения из носа (ринорея); жжение (зуд) в полости носа; приступообразное чиханье. Реже больных беспокоят снижение обоняния, головная боль, проявления конъюнктивита, общее недомогание и нарушение сна [13, 15]. Затруднение носового дыхания негативным образом сказывается на функции снабжения головного мозга кислородом, что не может не сказаться на умственных способностях ребенка [11]. Нарушение дыхательной функции носа крайне отрицательно сказывается на процессах обеспечения гомеостаза.

Цель: характеризовать особенности восприятия времени мальчиками периода второго детства, страдающих АР занимающихся в спортивной секции греко-римской борьбой, и выявить корреляционные взаимосвязи индивидуальной минуты с основными показателями центральной гемодинамики.

Материал и методы исследования. В медицинском центре «Астра-мед» г. Тюмени за последние три года обследовано 62 мальчика периода второго детства (8–12 лет), страдающих АР. В возрасте 8 лет было 9 человек, 9 лет — 11, 10 лет — 10, 11 лет — 14, 12 лет — 18 мальчиков. Легкая форма тяжести клинических проявлений АР диагностирована у 38 (63,15 %) мальчиков, средней степени тяжести проявлений — у 24 (36,85 %) человек.

Из числа мальчиков с сезонным АР 22 занимались спортом в секции греко-римской борьбы, в том числе на базе спортивной школы им. В. Г. Хромина 12 человек, на базе ДЮСШ № 1–10 мальчиков. Продолжительность тренировки 1,5–2 часа. Число учебно-тренировочных занятий в зависимости от возраста 3–5 раз в неделю. Согласно заключению ЛОР-врачей АР не являлся противопоказанием для занятий греко-римской борьбой, поэтому учебно-тренировочный процесс нами строился как для здоровых мальчиков. Все мальчики, помимо занятий в спортивных секциях, регулярно посещали уроки физической культурой в школе. Исследования проводились в утренние часы осенне-зимнего периода года. Все обследованные находились в условиях относительного функционального покоя. В течение 10 минут каждый обследуемый отмечал собственные значения каждой минуты. Частота сердечных сокращений (ЧСС) определялась пальпаторным методом на лучевой артерии. Артериальное давление (САД — систолическое, ДАД — диастолическое) измерялось по методу Короткова. Изучены: коэффициент выносливости (КВ), «двойное произведение» (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК). Адаптационный потенциал (АП) высчитывался по Р. М. Баевскому:

АП = 0,011 ЧСС + 0,014 САД + 0,008 ДАД + 0,014В + 0,009 МТ — 0,009 Р — 0,27,

где: ЧСС — частота сердечных сокращений, уд/мин, САД — систолическое артериальное давление в мм рт. ст., ДАД — диастолическое артериальное давление в мм рт. ст., В — возраст в годах, МТ — масса тела в кг, Р — рост(длина тела) в см.

Если показатель не превышает 2,10 ед., то степень адаптированности была удовлетворительная, превышение этих величин свидетельствует о напряжении адаптивных механизмов или их срыве.

Результаты исследования обработаны методами математической статистики с использованием t — критерия Стьюдента. Исследования соответствовали этическим стандартам комитетов по биомедицинской этике, разработанной в соответствии с Хельсинской декларацией, принятой ВМА, а также Приказу МЗ РФ № 226 от 19.06.2003 «Правила клинической практики в РФ». Соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ.

Результаты и обсуждение. Для получения достоверной информации о функциональном состоянии мальчиков периода второго детства г. Тюмень, занимающихся греко-римской борьбой и болеющих сезонным аллергическим ринитом, мы провели тест десятикратного измерения собственной ИМ (табл. 1).

Таблица 1

Индивидуальная минута у мальчиков периода второго детства, занимающихся греко-римской борьбой и болеющих сезонным аллергическим ринитом (M±m)

ИМ

Возраст

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

1

55,95±1,53

54,48±1,76

53,69±1,62

54,85±1,58

55,37±1,43

2

53,89±1,46

55,41±1,55

55,84±1,25

54,55±0,96

54,62±1,36

3

53,82±1,40

56,32±1,53

53,19±1,38

56,26±1,26

55,48±1,41

4

55,07±1,23

56,43±1,31

53,14±1,14

55,74±1,56

56,64±1,26

5

55,19±1,21

55,66±1,89

55,34±1,01

54,68±1,67

57,13±1,82

6

54,22±1,05

57,29±1,83

54,47±1,07

54,63±1,64

54,29±1,52

7

57,09±1,43

55,34±1,24

55,56±1,19

52,47±1,33

53,88±1,47

8

57,36±1,35

55,17±1,38

57,43±1,38

55,59±1,41

54,31±1,37

9

54,92±1,22

56,81±1,28

57,23±1,38

54,08±1,20

54,74±1,53

10

56,29±1,15

55,68±1,30

55,36±0,97

55,66±0,99

55,69±1,22

ИМСР

56,28±1,37

55,85±1,24

55,12±1,31

54,85±1,27

55,01±1,14

 

Исследования показали, что ни у одного мальчика в возрасте от 8 до 12 лет не было получено классического астрономического значения индивидуальной минуты. Так, в частности в возрасте 8 лет значения ИМ колебались в абсолютных значениях от 53,82 с до 57,36 с, т. е. не достигали значений астрономической минуты. То же мы можем отметить и у мальчиков старшего возраста.

Нами проведено изучение средней индивидуальной минуты (ИМср) у мальчиков периода второго детства занимающихся греко-римской борьбой и болеющих сезонным аллергическим ринитом в течение первой половины учебного года и констатировано, что она составляет 55,26 секунды. Такое укорочение восприятие времени является показателем повышения напряжения гомеостатических механизмов адаптации [10], сопровождающееся возбужденным, встревоженным эмоциональным состоянием.

Адаптационный потенциал, определяемый с сентября по декабрь учебного года, свидетельствовал о снижение адаптивных возможностей мальчиков с АР, даже несмотря на то, что они имели достаточно высокий уровень двигательной активности в связи с регулярными занятиями физкультурой, как в общеобразовательной, так и в ДЮСШ. Нами выявлена тесная связь АП и ИМср, хотя ЧСС, САД, ДАД, КВ, ДП, ВИК у мальчиков 8–12 лет в течение 4-х месяцев обследования находились в пределах нормативных значений здорового человека. Два показателя — АП и ИМср могут служить маркерами уменьшения запасов адаптации. Тесной и средней связи ИМср с другими показателями ССС не выявлено (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициент корреляции (r) средней индивидуальной минуты с основными показателями сердечнососудистой системы у мальчиков с аллергическим ринитом

Время года

Изучаемый показатель

АП

ЧСС

САД

ДАД

КВ

ДП

ВИК

Сентябрь

0,0044

0,050

- 0,022

0,05

0,060

- 0,002

- 0,013

Октябрь

0,915

0,370

- 0,240

- 0,098

0,350

0,175

0,274

Ноябрь

0,810

0,040

- 0,252

0,003

0,250

- 0,130

- 0,012

Декабрь

0,550

- 0,210

0,180

0,140

- 0,070

- 0,070

- 0,183

Примечание: АП — адаптационный потенциал, ЧСС — частота сердечных сокращений, САД, ДАД — систолическое и диастолическое артериальное давление, КВ — коэффициент выносливости, ДП — двойное произведение.

 

Следует отметить, что в сентябре у всех мальчиков выявлена удовлетворительная адаптация (по АП) и связи АП с ИМср не выявлено.

Таким образом, можно заключить, что время незаполненное каким либо видом деятельности субъективно оценивается как медленно текущее, при этом «индивидуальная» минута укорачивается.

Выводы:

1.                  Значения индивидуальной минуты, не заполненной деятельностью у всех мальчиков периода второго детства г. Тюмень, болеющих аллергическим ринитом, не достигают значений астрономической минуты.

2.                  Выявлена сильная корреляционная связь между уровнем здоровья и восприятием времени — при достоверно укороченной средней ИМ выявлено напряжение механизмов адаптации.

3.                  Достоверной корреляционной связи между ИМср и основными показателями центральной гемодинамики у мальчиков второго детства, страдающих аллергическим ринитом и занимающихся греко-римской борьбой, не выявлено.

 

Литература:

 

1.         Балаболкин И. И. Аллергические риниты у детей /И. И. Балаболкин. //Аллергология, 2000. — № 3. — С. 34–38.

2.         Васильева В. М. Роль фактора времени в аналитико-синтетической деятельности человека / В. М. Васильева. // Журнал ВНД им. И. П. Павлова, 1988. — Т. 38. — № 4. — С. 401–402.

3.         Гареев Е. М. Изменения оценки времени в течение учебного дня /Е. М. Гареев. // Физиология человека, 1981. — т. 7. N6. — С. 1052–1058.

4.         Гареев Е. М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе /Е. М. Гареев. // Вопросы психологии, 1977. — N5. — С. 114–119.

5.         Дмитриев А. С. Физиологические основы восприятия времени у человека // Успехи современной биологии, 1964. — т. 57. N2. — С. 245–268.

6.         Дмитриев А. С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) / А. С. Дмитриев. //Успехи физиологических наук, 1980. — Т. 11. — № 4. — С. 411–413.

7.         Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов /Ю. А. Ермолаев. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 444 с.

8.         Ильина Н. И. Эпидемиология аллергического ринита /Н. И. Ильина. //Российская ринология, 1999. — № 1. — С. 23–25.

9.         Кабанов С. А. Оценочная деятельность в проблеме двигательной активности и здоровья человека XXI века / С. А. Кабанов, Р. У. Гаттаров. //Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. — Тюмень, 2005. — С. 70–73.

10.     Корягина Ю. В. Хронобиологические механизмы точности восприятия времени и пространства и их роль в подготовке спортсменов различных специализаций / Ю. В. Корягина, В. Г. Тристан. // Физическая культура и спорт — здоровье населения России: матер. Всеросс. науч-пр. конф. — 17–20 дек. 2001. — С. 170–174.

11.     Крюков А. И. Хроническое затруднение носового дыхания: влияние длительности страдания на мозговой кровоток / А. И. Крюков, М. В. Тардов, А. О. Секерина. //Функциональная диагностика, 2012 — № 3. — С. 56–60.

12.     Назмутдинова В. И. Восприятие времени у людей, занимающихся и не занимающихся спортом /В. И. Назмутдинова. //Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления и сохранения здоровья человека: Сборник научных трудов. Выпуск 6. — Тюмень. ИПЦ «Экспресс», 2003. — С. 99–101.

13.     Ревякина В. А. Современные аспекты диагностики и лечения аллергического ринита /В. А. Ревякина, Л. Л. Виленчик, О. Ф. Лукина, Т. А. Филатова. //Российский аллергологический журнал, 2007. — № 5. — С. 36–46.

14.     Фонсова Н. А. Функция отсчёта времени как основа индивидуальной адаптивной деятельности нервной системы /Н. А. Фонсова, И. А. Шестова. // Научные доклады высшей школы. Биологические науки. — 1988. — N3, c. 59–72.

15.     Mackay J. S. Classification and differential diagnosis of rhinitis / J. S. Mackay. //Eur. Resp Rev, 1995. — № 4. — p. 245–247.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle