Библиографическое описание:

Дуплинская Е. Б., Рязанов И. О. Целевые программы как эффективная форма государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 510-513.

В статье обоснована необходимость целевых программ как эффективных форм государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, рассматриваются виды государственной финансовой поддержки оказываемой субъектам малого и среднего бизнеса на региональном уровне, а также анализируется структура источников финансирования программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012–2016 годы».

Ключевые слова:целевые программы, малое и среднее предпринимательство, субсидии, финансирование.

 

Перед Российской Федерацией стоит задача повышения качества жизни населения, решение которой напрямую зависит от эффективности управления публичными финансами. Качество жизни населения характеризуется различными факторами, учитывающими уровень жизни в каждом конкретном публично–правовом образовании, и субъективными причинами, отражающими возможности отдельных граждан к повышению уровня качества своей жизни. [1].

Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из важнейших направлений антикризисного плана Правительства РФ. Серьезная работа по поддержке малого и среднего бизнеса определяется тем, что именно он является основой формирования среднего класса в России. Финансовая поддержка МСП в форме субсидирования, предоставления бюджетных инвестиций и государственных гарантий по обязательствам МСП на уровне регионов осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. В Новосибирской области (НСО) сформировалась и функционирует инфраструктура поддержки МСП.

Таблица 1

Анализ исполнения областного бюджета НСО по расходам на малое и среднее предпринимательство за 2013 год, тыс. руб.

Наименование расходов

Утверждено

Кассовое исполнение

Изменение

Процент кассового исполнения

Субсидии на государственную поддержку МСП

421 150,60

334 352,70

–86 797,90

79,40

Целевая программа «Развитие субъектов МСП в Новосибирской области на 2012–2016 годы»

220 282,80

201 820,30

–18 462,50

91,60

 

Несмотря на низкий процент исполнения расходов областного бюджета по рассматриваемому направлению, необходимо отметить, что с 2007 года в НСО действует инновационный бизнес–инкубатор в наукограде Кольцово. Его цель — поддержка начинающих субъектов МСП, осуществляющих инновационную деятельность, посредством предоставления им в аренду площадей бизнес–инкубатора на льготных условиях и оказания ряда услуг, содействующих развитию предпринимательства. В бизнес–инкубаторе постоянно размещаются около 20 малых инновационных компаний.

Ключевой проблемой в привлечении средств на развитие МСП является не только стоимость кредитных ресурсов (процентная ставка), но и их доступность — большинство начинающих и быстрорастущих предприятий не обладает ликвидным залоговым обеспечением для привлечения банковских кредитов. В рамках решения данной проблемы в 2009 году был создан и успешно функционирует Фонд развития МСП НСО, основным видом деятельности которого является предоставление финансовых гарантий при кредитовании банковскими учреждениями МСП. В 2010 году в рамках содействия МСП в привлечении финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности также была создана некоммерческая организация «Новосибирский областной фонд микрофинансирования МСП», основной вид деятельности, которой — предоставление микро займов МСП области.

В соответствии c Бюджетным кодексом РФ, Законом НСО от 15.12.2007 № 166–ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально–экономического развития Новосибирской области» и постановлением Правительства НСО от 26.09.2012 № 449–п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ НСО», в целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития субъектов МСП на территории НСО, комплексного и системного решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, Правительство НСО утвердило государственную программу НСО «Развитие МСП в Новосибирской области на 2012–2016 годы». [2].

Рис.1. Динамика финансирования целевой программы «Развитие субъектов МСП в Новосибирской области на 2012–2016 годы», тыс. руб.

 

В 2012 и 2013 годах фактически расходы на реализацию целевой программы не были профинансированы в полном объеме. В 2014 году все запланированные мероприятия были профинансированы в полном объеме, основной объем финансирования приходился на федеральный бюджет (66,28 %), однако в 2015 году сказываются последствия экономического кризиса, в результате которого федеральное правительство сокращает свои расходы.

Таблица 2

Структура источников финансирования программы «Развитие МСП в Новосибирской области на 2012–2016 годы»

Источники финансирования

2014 год

2015 год

2016 год

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Всего, в т. ч.

580812,208

100,0

211657,0

100,0

212267,0

100,0

–областной бюджет НСО

192420,0

33,13

204600,0

96,67

204600,0

96,39

– федеральный бюджет

384986,208

66,28

3600,0

1,70

3600,0

1,70

– Новосибирская городская торгово-промышленная палата

1567,0

0,27

1567,0

0,74

1567,0

0,74

– Новосибирская торгово-промышленная палата

1839,0

0,32

1890,0

0,89

2100,0

0,99

 

В последнее время программно–целевой метод все чаще стал применяться в качестве инструмента бюджетного планирования. Выбор этого метода обусловлен, прежде всего, его особенностями и преимуществами, позволяющими осуществлять полный цикл управленческого процесса — от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов. Кроме того, программы содержат в себе механизм мониторинга, оценки, контроля и принятия решений. Преимущества программно–целевого метода определили его в качестве главного компонента модели бюджетирования, ориентированного на результат.

Преимущества программ как инструмента управления

Программа обеспечивает одновременное решение нескольких задач:

−          планирование целей и желаемых результатов;

−          расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;

−          планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;

−          планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей.

Программа содержит механизм мониторинга на основе специально разработанной системы индикаторов оценки результативности и эффективности бюджетных расходов. Она дает возможность планировать государственный и муниципальный заказ, задания на средне– и долгосрочную перспективу с детализацией в бюджетном периоде, а также является доступным и понятным информационным ресурсом, который позволяет оценить расходы бюджета в конкретных результатах, получаемых за счет этих затрат.

По существу программа — инструмент не только планирования, но и управления развитием, поскольку обеспечивает реализацию всех компонентов процесса управления: целеполагание; планирование деятельности и ресурсов; прогнозирование результатов; финансирование; мониторинг; учет и контроль; корректировку с учетом факторов влияния; нормативно–правовое и методическое обеспечение; информационное сопровождение процесса управления, достигаемых результатов. [3].

В настоящее время в экономической литературе термин «эффективность» имеет несколько значений: результативность, степень достижения планируемого результата. Соответствие запланированных и полученных результатов определяет эффективность с точки зрения результативности, а выполнение плана, программы, проекта — как эффективность деятельности.

Необходимо отметить, что неоднозначность трактовки эффективности существует и в англоязычной литературе, где наряду с понятием effectiveness, обозначающим эффективность, часто используется понятие efficiency, переводимое как результативность, и productivity, обозначающее производительность. Кроме того, в последние годы широко используется понятие performance (переводимое как степень эффективности функционирования), которое позволяет ввести в определение эффективности работы качественный аспект [4].

При постановке задач максимизации эффективности от реализации программ развития и поддержки МСП следует говорить о достижении:

1)      максимального результата при заданном уровне бюджетных ресурсов;

2)      минимального расхода бюджетных ресурсов при заданном уровне конечного результата.

Выполнение указанных требований является условием получения оптимальных показателей эффективности управления публичными финансами и реализации программ развития и поддержки МСП, т. к. они гарантируют максимальный результат при минимальных затратах с учетом ограничений по финансовым ресурсам.

 

Литература:

 

1.         Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Программно-целевые инструменты финансирования физической культуры и спорта // Новый университет. 2014. № 7–8 . С. 61–64.

2.         Постановление от 19 августа 2011 года № 360–П «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов МСП в Новосибирской области на 2012–2016 годы»

3.         Дуплинская Е. Б. Бюджетная система и бюджетный процесс / Дуплинская Е. Б. учебное пособие / НОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК. Новосибирск, 2014. 144с.

4.         Шлык С. В. Совершенствование финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат // Учёт и контроль. № 3. 2007. С.6

5.         Реутова И. М. Развитие предпринимательских отношений в коммерческих структурах //Вестник Омского университета. 2010, Выпуск 4. — С.127 –131.

6.         Лысенко А. О., Дуплинская Е. Б. Сфера экономической безопасности: идеология и практика отечественной реформации // Новый университет. 2014. № 2 (36). С. 74–77.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle