Библиографическое описание:

Романова И. И. Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 857-860.

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Ключевые слова: агрессия, форма, девиантное поведение, младшие школьники.

 

Актуальность выбранной нами проблемы, заключается в том, что в настоящее время в современной обстановке имеет популярность, такой вид отклоняющегося поведения детей, как агрессия.

Педагоги начальной школы фиксируют тенденцию к увеличению данной формы асоциального поведения. Ученики все чаще становятся оживленными, громкими, неугомонными, «быстрыми», и легче вступают в конфликты, не идущими на уступки, задиристыми, часто бывают безжалостными [3, с.169].

Сегодня под агрессией принято считать недоброжелательные действия в отношении окружающих людей, в термине «враждебность» интегрируются разнообразные по форме и результатам акты поведения — от таких, как «черной юмор» до грабежа и кровопролития. Выражения враждебности весьма многообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют нижеуказанные формы выражения агрессивности детей:

1)      физическая враждебность (напад);

2)      косвенная враждебность («черный юмор», припадки гнева, бешенства выражающиеся в оре, притопывание ногами);

3)      наклонность к волнению (стремление к демонстрации негативных чувств при небольшом волнении);

4)      негативизм (сопротивляемая позиция действий от заторможенного сопротивления до энергичной драки);

5)      обида (завидки и злоба к окружающим за их реальные или вымышленные поступки);

6)      мнительность в масштабе от недоверия и осторожности до убеждения, что все остальные причинят вред или планируют его;

7)      словесная враждебность (демонстрация отрицательных эмоций как через форму — спор, ор, визготня, так и через сущность вербальных результатов — запугивание, руготня);

8)      чувство вины [1,с.87].

У учеников начальной школы соотношения форм проявления враждебности полярно: у мальчишек главенствует телесная враждебность, в тот момент как у девчонок — словесная. Позднее у мальчиков направленность изменяется: вербальная враждебность становится ведущей кроме того, они чаще прибегают к вербальному методу выражения отрицательных эмоций. Зарубежные ученые считают, что с возрастом враждебность детей приобретает все более экспрессивную окраску. В жизни детей нередко встречаются формы насильственного поведения. Зачастую объяснением силового действия можно считать незначительный проступок. Девочка ранила другой лицо только за то, что та ее не подождала. Большинство детей не отдают себе отчета в неправильности своей реакции и в том, например, удар в живот причинит у другого боль. Нередко враждебные действия детей противоположно с их словами. По их мнениям все они против тирании — что не мешает им применять тиранию против своих сверстников [5,с.205].

Причины, вызывающие возникновение враждебности младших школьников:

-        индивидуальные, означающие психобиологические условия антиобщественных действий, они препятствуют адаптации детей в обществе;

-        психолого-педагогические, характеризуют слабость школьного и семейного развития;

-        социально-психологические, означающие отрицательные стороны согласования ребёнка с референтной группой в семье, на улице, в коллективе сверстников;

-        личностные, означающий энергично-избирательный взгляд детей к отдающему предпочтению кругу общения, к правилам и традициям близкого круга, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общества, а также индивидуально-ценностные установки и умение к саморегулированию действий;

-        социальные, означающие социально-экономическими условия [4,с.95].

Факторами появления враждебности младших школьников считаются: манеры семейного воспитания (непризнание, гиперопека, жестокость, проявление взрослыми негативного отношения к окружающим), перенапряжение в общественном окружении, личностные характеристики детей (чувствительность, восприимчивость, влекущие к возникновению боязни и тревожности), фрустрация основных нужд детей (в движении, самостоятельности, коммуникативности со сверстниками), всевозможные заболевания и т. д. [4,с.95].

В данной статьи описаны результаты исследования, проведенного с целью изучения агрессии как одной из форм асоциального поведения младших школьников.

Задачи исследования:

1.       Изучить состояние проблемы враждебности младших школьников в психолого-педагогической литературе;

2.       Раскрыть причины и факторы возникновения враждебности младших школьников;

3.       Исследовать особенности агрессии младших школьников в условиях общеобразовательной школы;

4.       Разработать программу для специалистов образовательных учреждений по профилактике данной проблемы.

Изучения данной проблемы мы подобрали диагностический инструментарий и провели экспериментальное исследование на базе одной из школ г.Арзамаса. В исследовании приняли участие 15 учеников начальной школы.

Наше исследование мы начали с методики «Диагностика агрессивности» Басса-Дарки. Данная методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Методика состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

Получили следующие показатели:

-        уровень словесной враждебности был зафиксирован у 6 учеников начальной школы(Денис К., Сережа Б., Антон З., Максим Л, Данила П., Вика К.), что составило 50 % от всего количества детей. Дети выражают в следующей форме: (кричат, угрожают, оскорбляют других).

-        уровень косвенной враждебности был зафиксирован у 4 учеников начальной школы(Витя В.,Матвей Ч., Даша К., Катя М.) что составило 33 % от всего количества детей. Выражают в форме: сплетничают, ябедничают, провоцируют сверстников.

-        уровень физической враждебности был зафиксирован у 2 учеников начальной школы(Аня Л., Андрей Г),что составило 17 % от всего количества детей. Проявляются в точных физических действиях, обращенных навстречу против какого-либо лица, либо наносящих ущерб предметам: дерутся, дают подзатыльники, ломают, швыряют вещи.

Диагностическое исследование мы продолжили с проведения методики «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич. Данная методика предполагает придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует. А также назвать его несуществующим именем».

Чем выше показатели, тем сильнее человек склонен к агрессии, агрессивному поведению.

При невысоких же показателях человек, не склонен к агрессии, тем более к агрессивному поведению.

Остановимся подробнее на полученных результатах проективной методики детей.

-        низкий уровень враждебности был зафиксирован у 3 учеников начальной школы(Саша Н., Света Л., Катя М.), что составило 20 % от всего количества участников. В рисунках отсутствуют агрессивные детали в изображении животного, изображен мирный образ жизни животного. Изображено доброе животное, которое не несет агрессивного характера, веселое, дружелюбное.

-        средний уровень агрессивности был зафиксирован у 8 учеников начальной школы (Марина Т., Лена Г., Сережа Б., Андрей Г., Антон К., Максим Л., Данила П., Матвей Ч.), что составило 53 % от всего количества участников. В рисунках есть наличие одной агрессивной детали у животного. Образ жизни животного не несет агрессивного характера.

-        высокий уровень враждебности был зафиксирован у 4 учеников начальной школы (Денис К. и Аня Л. Лена Л., Вика К.) что составило 17 % от всего количества участников. В рисунках имеется наличие нескольких выраженных агрессивных деталей у животного: рога, копыта, клыки, чешуи в рисунках свидетельствует о защитной агрессии на случай нападения. Большое количество острых углов при рисовании животного. Образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей).

Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что у большинства детей, наблюдается агрессивные проявления. Значит, для дальнейшей работы по решению данной проблемы младших школьников, нам необходимо продумать коррекционно-развивающие занятия, что и планируется нами в перспективе дальнейшей работы по данной теме исследования.

 

Литература:

 

1.      Басс, А. Агрессивное поведение / А. Басс.-М.: «Аст», 2008. — 190 с.

2.      Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль; Пер. с нем. Н. Скородума; Послесл. В. Зеленского.– СПб., 2000.– 218 с.

3.      Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — 3-е издание. — М.: Издательский центр Академия, 2009.-412с.

4.      Еникопов С. Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья.- 2008.-186с.

5.      Платонова, Н. М. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: «Речь», 2004. -336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle