Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Овчинников О. М. Культура личности курсантов как задача эгагогики // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1055-1057.

В данной статье анализируется дефиниция культура личности в контексте изучения новой науки эгагогики, аргументируется значение духовного развития личности для социализации курсантов.

Ключевые слова: эгагогика, культура личности, культура, саморегулятивная система, управляемая система, самоуправляемая система.

 

Информационный мир, техногенная цивилизация, эра сетевого сообщества, электронно-цифровой социум предлагают сегодня личность, способную к самореализации, самодетерминации, самоактуализации и самоконструкции. Формировать такую личность можно с помощью эгагогики — науки, трактующей человека как природное и общественное существо [1, c.8]. В отличие от педагогики, эгагогика делает ареал самодетерминации (регуляции) личности более объемным, она отражает более реальную необходимость интегративного анализа в его витальном строительстве в интересах, прежде всего, самоутверждения, а не утверждения интересов общества. Эгагогика предполагает симбиоз всех антропогенных наук в его реальное бытие, которое обусловлено информационно-познавательной жизнью самой личности.

Объектом эгагогики выступает человек как системный феномен, а предметом является его функционально-регулятивная составляющая. Структура человека как системы представлена следующими элементами: человек — саморегулятивная система, человек — управляемая система, человек — самоуправляемая система.

Конечным результатом эгагогики является достижение базового уровня общего развития личности. Этот уровень должен обеспечить и личностный профессиональный рост, и успех и успешность, и общественное признание. Лакмусом данного «уровня» может быть культура, которая возникла в начале нашей эры в недрах древнеримской реальности на базе греческой античной идеи о том, что рядом с естественным миром, с миром природы существует коренным образом отличный от них мир, созданный человеком [2, c.9].

Сегодня мы практикуем культуру как конструктивную деятельность индивидов, направленную на их эволюцию. Гносеологическим критерием культуры являются знания; онтологическим — совокупность ценностей (артефактов, мемов, мыслеобразов, смыслов, символов, знаков, кодов); функциональным — конструктивная креативность; аксиологическим — гуманизм; регулятивным — эталоны, нормы взаимоотношений и поведения людей [3, c.12].

Основные сферы бытия культуры — экономика, политика, социальные и духовные составляющие общества. Содержание культуры составляет язык, знания, мифы; традиции, ритуалы, обычаи, нравы; религия, мораль, право, искусство, орудия физического и интеллектуального труда, одежда, продукты питания и другие средства потребления.

Инструментом культуры выступает человек. В данной статье мы попытались проанализировать элементы, составляющие содержания культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Кроме учебно-воспитательного процесса курсанты включены в конструктивную деятельность. Они помогают ветеранам ВОВ и ветеранам ВЮИ ФСИН России, людям с ограниченными возможностями здоровья, пенсионерам, больным соматическими и психическими заболеваниями. Важнейшим показателем этой деятельности выступает ее креативность. Приоритетным направлением данной деятельности является гуманизм. Подлинная, а не псевдокультура, это та деятельность, которая инициирована толерантностью, человеколюбием, уважением достоинства других людей, конструктивной жизненной стратегией.

С культурой личности связывают воспитанность человека, которая, в свою очередь, проистекает из нравственной культуры, ведущими детерминантами которой являются добро, достоинство, честь совесть, ответственность, экзистенция эмпатия, фасилитация. Ведущая категория — добро — предполагает созидание блага, бескорыстие, утверждение гуманизма и защищенной нравственности.

В поведенческом и коммуникативном плане воспитанность предполагает «этикетную культуру» личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Этикет как общественное явление связан с «совокупностью (сводом) правил поведения» [4, c.428], с «установленным порядком поведения» [5, c.1415] с «составной частью внешней культуры человека: с «выражением общих требований культуры общения» [6, c.497].

Эти определения подчеркивают практико-регуляционную природу этикета в коммуникационной системе, а также его формально-поведенческую сущность. «Золотым правилом этикета является» древнейшее этическое положение: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой. Поведенческая культура курсантов образовательных учреждений ФСИН России коррелирует с эгагогикой и предполагает базовые коммуникативные умения:

1.      Установление искренних отношений:

А) умение быть открытым и социально зрелым;

Б) умение считаться с мнением партнеров, быть толерантным;

В) умение радоваться успеху других;

Г) умение делать умозаключения.

2.      Четкая коммуникация предполагает:

А) умение выразить существенные признаки;

Б) умение слушать и слышать;

В) умение быть корректным при диалоге.

3.      Стремление быть опорой для другого;

4.      Умение конструктивно разрешать конфликты.

Базовую культуру личности — культуру личного самоопределения, то есть способности к социокультурному самоопределению, определяют ценностные ориентации [7, c. 88–100]. Ценностные ориентации — ступени перевода ценностей в деятельность. Они — опосредующее звено между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием. Это, с одной стороны, а с другой, деятельностью и поведением.

Степень сформированности ценностных ориентаций определяет витальную позицию и аттитьюды личности. Личностный кризис индивида детерминирован сменой ценностей на различных этапах филогенеза, когда рушатся, казалось бы, незыблемые ценностные ориентиры, а на смену им приходит прагматизм, индивидуализм, индифферентность. Нам близка концепция, при которой сам человек определяет свои ценностные ориентации. Мы разделяем точку зрения Л. Н. Коган, считающего, что проблема смысла жизни — это проблема нравственного выбора, который зависит от направленности личности, от ее ценностных установок и ориентаций [8, c. 125]. У каждого человека должна быть личная мораль, если ее нет, он будет определенное время держаться на авторитете общих ценностей. Что делать, если нет авторитета? В этом случае у человека наступает разочарование, опустошенность, появляется агрессия и т. д. Немаловажную роль здесь играет экзистенциальный вакуум, бездуховность, когда личная мораль и ответственность подавляются авторитетом государства.

Зависимость ценностных ориентаций от общественных отношений проявляется в том, что именно последние либо расширяют осуществление витальных целей, либо тормозят их. Ценностные ориентации — это приобретенные качества. Они выявляются только в практической деятельности по изменению себя и окружающего социума.

Для любого этапа развития общества характерна смена ценностных ориентаций. Эта модификация осуществляется двумя путями. Эволюционный путь характерен для любого развивающего общества и прослеживается в генеалогии жизни ряда поколений. В условиях современных реформ России наблюдается скачкообразный путь. В этот период в иерархии ценностей превалирует семья. На втором месте — друзья, на третьем — семейный очаг, далее — карьера и профессиональная деятельность, затем — общественная деятельность. В условиях экономических реформ произошла трансформация многих ценностных ориентаций и сегодня общие тенденции таковы:

А) ценностные предпочтения переориентированы с социально-значимых на личностные;

Б) в круг ценностных ориентаций включаются те, которые ранее не являлись престижными.

Имеются гендерные различия. У девушек переориентация культурных ценностей произошла более заметно. На уровне бытия они более чувствительны к макросдвигам в экономической системе общества. Усвоение системы ценностей определяется уровнем культуры самосознания личности. База формирования этого уровня лежит в нивелировании разрыва между социокультурным идеалом и реальным миром курсантов. Реальная сила идеала заключается в культурной деятельности личности. Необходимо учитывать, какие смыслы — ценности вызывают интерес у личности. С. Л. Франк в своих произведениях вспоминает И. В. Гёте, подчеркивавшего, что «счастье отдельного человека коренится в определенном гармоническом отношении к бытию мира вообще или состоит в нем как часть культуры человечества, культура человека социальна, исторична, символична и коммуникативна. Она носит сугубо индивидуальный характер, представляя сущность человека» [9, c.49].

Таким образом, в эгагогике как в процессе, целесообразно опираться на «культурные маркеры», а, с другой стороны, также необходимо осознавать, что вне культурного базиса, духовной основы любые усилия, направленные на развитие, саморазвитие, самоактуализацию, могут не реализоваться.

Любой человек должен осознать, что опора — это духовный мир, ценности, аттитьюды, все, что входит в мир культуры как цель и сверхзадача, как стержень и оплот в жизни.

 

Литература:

 

1.      Садовская, В.С., Ремизов, В. А. Эгагогика. М.:МГУКИ, 2014. — С. 8

2.      Шендрик, А. И. Теория культуры: учебное пособие для вузов. М., 2010. — С. 9

3.      Ремизов, В. А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ). М., 2000. — С. 12

4.      Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. — С. 428

5.      Большой энциклопедический словарь. М.- СПб., 2002. — С. 1415

6.      Кононенко, Ю. И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003. — С. 497

7.      Ядов, В.А., Саганенко, Г. И. Ценностные ориентации как отражение условий образа жизни// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979. — С. 88–100

8.      Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — С. 125

9.      Франк, С. Л. Очерки философии культуры// Франк С. Л. Непрочитанное. М. 2001. — С. 49

Основные термины (генерируются автоматически): личности курсантов, курсантов образовательных учреждений, ценностных ориентаций, личности курсантов образовательных, учреждений ФСИН России, образовательных учреждений ФСИН, культура личности, культуры личности курсантов, развития личности, Культура личности курсантов, становлении личности курсантов, культура личности в контексте, культуру» личности курсантов, культуры самосознания личности, культура курсантов образовательных, духовного развития личности, сформированности ценностных ориентаций, в круг ценностных ориентаций, Зависимость ценностных ориентаций, смена ценностных ориентаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle