Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Овчинников О. М. Культура личности курсантов как задача эгагогики // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1055-1057.

В данной статье анализируется дефиниция культура личности в контексте изучения новой науки эгагогики, аргументируется значение духовного развития личности для социализации курсантов.

Ключевые слова: эгагогика, культура личности, культура, саморегулятивная система, управляемая система, самоуправляемая система.

 

Информационный мир, техногенная цивилизация, эра сетевого сообщества, электронно-цифровой социум предлагают сегодня личность, способную к самореализации, самодетерминации, самоактуализации и самоконструкции. Формировать такую личность можно с помощью эгагогики — науки, трактующей человека как природное и общественное существо [1, c.8]. В отличие от педагогики, эгагогика делает ареал самодетерминации (регуляции) личности более объемным, она отражает более реальную необходимость интегративного анализа в его витальном строительстве в интересах, прежде всего, самоутверждения, а не утверждения интересов общества. Эгагогика предполагает симбиоз всех антропогенных наук в его реальное бытие, которое обусловлено информационно-познавательной жизнью самой личности.

Объектом эгагогики выступает человек как системный феномен, а предметом является его функционально-регулятивная составляющая. Структура человека как системы представлена следующими элементами: человек — саморегулятивная система, человек — управляемая система, человек — самоуправляемая система.

Конечным результатом эгагогики является достижение базового уровня общего развития личности. Этот уровень должен обеспечить и личностный профессиональный рост, и успех и успешность, и общественное признание. Лакмусом данного «уровня» может быть культура, которая возникла в начале нашей эры в недрах древнеримской реальности на базе греческой античной идеи о том, что рядом с естественным миром, с миром природы существует коренным образом отличный от них мир, созданный человеком [2, c.9].

Сегодня мы практикуем культуру как конструктивную деятельность индивидов, направленную на их эволюцию. Гносеологическим критерием культуры являются знания; онтологическим — совокупность ценностей (артефактов, мемов, мыслеобразов, смыслов, символов, знаков, кодов); функциональным — конструктивная креативность; аксиологическим — гуманизм; регулятивным — эталоны, нормы взаимоотношений и поведения людей [3, c.12].

Основные сферы бытия культуры — экономика, политика, социальные и духовные составляющие общества. Содержание культуры составляет язык, знания, мифы; традиции, ритуалы, обычаи, нравы; религия, мораль, право, искусство, орудия физического и интеллектуального труда, одежда, продукты питания и другие средства потребления.

Инструментом культуры выступает человек. В данной статье мы попытались проанализировать элементы, составляющие содержания культуры личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Кроме учебно-воспитательного процесса курсанты включены в конструктивную деятельность. Они помогают ветеранам ВОВ и ветеранам ВЮИ ФСИН России, людям с ограниченными возможностями здоровья, пенсионерам, больным соматическими и психическими заболеваниями. Важнейшим показателем этой деятельности выступает ее креативность. Приоритетным направлением данной деятельности является гуманизм. Подлинная, а не псевдокультура, это та деятельность, которая инициирована толерантностью, человеколюбием, уважением достоинства других людей, конструктивной жизненной стратегией.

С культурой личности связывают воспитанность человека, которая, в свою очередь, проистекает из нравственной культуры, ведущими детерминантами которой являются добро, достоинство, честь совесть, ответственность, экзистенция эмпатия, фасилитация. Ведущая категория — добро — предполагает созидание блага, бескорыстие, утверждение гуманизма и защищенной нравственности.

В поведенческом и коммуникативном плане воспитанность предполагает «этикетную культуру» личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Этикет как общественное явление связан с «совокупностью (сводом) правил поведения» [4, c.428], с «установленным порядком поведения» [5, c.1415] с «составной частью внешней культуры человека: с «выражением общих требований культуры общения» [6, c.497].

Эти определения подчеркивают практико-регуляционную природу этикета в коммуникационной системе, а также его формально-поведенческую сущность. «Золотым правилом этикета является» древнейшее этическое положение: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой. Поведенческая культура курсантов образовательных учреждений ФСИН России коррелирует с эгагогикой и предполагает базовые коммуникативные умения:

1.      Установление искренних отношений:

А) умение быть открытым и социально зрелым;

Б) умение считаться с мнением партнеров, быть толерантным;

В) умение радоваться успеху других;

Г) умение делать умозаключения.

2.      Четкая коммуникация предполагает:

А) умение выразить существенные признаки;

Б) умение слушать и слышать;

В) умение быть корректным при диалоге.

3.      Стремление быть опорой для другого;

4.      Умение конструктивно разрешать конфликты.

Базовую культуру личности — культуру личного самоопределения, то есть способности к социокультурному самоопределению, определяют ценностные ориентации [7, c. 88–100]. Ценностные ориентации — ступени перевода ценностей в деятельность. Они — опосредующее звено между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием. Это, с одной стороны, а с другой, деятельностью и поведением.

Степень сформированности ценностных ориентаций определяет витальную позицию и аттитьюды личности. Личностный кризис индивида детерминирован сменой ценностей на различных этапах филогенеза, когда рушатся, казалось бы, незыблемые ценностные ориентиры, а на смену им приходит прагматизм, индивидуализм, индифферентность. Нам близка концепция, при которой сам человек определяет свои ценностные ориентации. Мы разделяем точку зрения Л. Н. Коган, считающего, что проблема смысла жизни — это проблема нравственного выбора, который зависит от направленности личности, от ее ценностных установок и ориентаций [8, c. 125]. У каждого человека должна быть личная мораль, если ее нет, он будет определенное время держаться на авторитете общих ценностей. Что делать, если нет авторитета? В этом случае у человека наступает разочарование, опустошенность, появляется агрессия и т. д. Немаловажную роль здесь играет экзистенциальный вакуум, бездуховность, когда личная мораль и ответственность подавляются авторитетом государства.

Зависимость ценностных ориентаций от общественных отношений проявляется в том, что именно последние либо расширяют осуществление витальных целей, либо тормозят их. Ценностные ориентации — это приобретенные качества. Они выявляются только в практической деятельности по изменению себя и окружающего социума.

Для любого этапа развития общества характерна смена ценностных ориентаций. Эта модификация осуществляется двумя путями. Эволюционный путь характерен для любого развивающего общества и прослеживается в генеалогии жизни ряда поколений. В условиях современных реформ России наблюдается скачкообразный путь. В этот период в иерархии ценностей превалирует семья. На втором месте — друзья, на третьем — семейный очаг, далее — карьера и профессиональная деятельность, затем — общественная деятельность. В условиях экономических реформ произошла трансформация многих ценностных ориентаций и сегодня общие тенденции таковы:

А) ценностные предпочтения переориентированы с социально-значимых на личностные;

Б) в круг ценностных ориентаций включаются те, которые ранее не являлись престижными.

Имеются гендерные различия. У девушек переориентация культурных ценностей произошла более заметно. На уровне бытия они более чувствительны к макросдвигам в экономической системе общества. Усвоение системы ценностей определяется уровнем культуры самосознания личности. База формирования этого уровня лежит в нивелировании разрыва между социокультурным идеалом и реальным миром курсантов. Реальная сила идеала заключается в культурной деятельности личности. Необходимо учитывать, какие смыслы — ценности вызывают интерес у личности. С. Л. Франк в своих произведениях вспоминает И. В. Гёте, подчеркивавшего, что «счастье отдельного человека коренится в определенном гармоническом отношении к бытию мира вообще или состоит в нем как часть культуры человечества, культура человека социальна, исторична, символична и коммуникативна. Она носит сугубо индивидуальный характер, представляя сущность человека» [9, c.49].

Таким образом, в эгагогике как в процессе, целесообразно опираться на «культурные маркеры», а, с другой стороны, также необходимо осознавать, что вне культурного базиса, духовной основы любые усилия, направленные на развитие, саморазвитие, самоактуализацию, могут не реализоваться.

Любой человек должен осознать, что опора — это духовный мир, ценности, аттитьюды, все, что входит в мир культуры как цель и сверхзадача, как стержень и оплот в жизни.

 

Литература:

 

1.      Садовская, В.С., Ремизов, В. А. Эгагогика. М.:МГУКИ, 2014. — С. 8

2.      Шендрик, А. И. Теория культуры: учебное пособие для вузов. М., 2010. — С. 9

3.      Ремизов, В. А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ). М., 2000. — С. 12

4.      Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. — С. 428

5.      Большой энциклопедический словарь. М.- СПб., 2002. — С. 1415

6.      Кононенко, Ю. И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003. — С. 497

7.      Ядов, В.А., Саганенко, Г. И. Ценностные ориентации как отражение условий образа жизни// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979. — С. 88–100

8.      Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — С. 125

9.      Франк, С. Л. Очерки философии культуры// Франк С. Л. Непрочитанное. М. 2001. — С. 49

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle