Библиографическое описание:

Кузнецова Т. И. Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 966-969.

Автор обращается к проблеме осмысления потенциала педагогической технологии «тайм-менеджмент». В данной статье определяются сущность технологии «тайм-менеджмент» и обозначается ряд задач, которые необходимо решить до начала реализации технологии «тайм-менеджмент». Выявлены педагогические условия, способствующие эффективному овладению технологией «тайм-менеджмент». Раскрывается сущность понятия «самоменеджмент» и обосновывается его значимость для овладения технологией «тайм-менеджмент».

Ключевые слова: «тайм-менеджмент», педагогическая технология, профессиональное развитие, личностное развитие, потенциал, студенчество, вуз.

The author turns to the problem understanding the potential of educational technology «time management». In this article defines the essence of of technology «time management» and is denoted by number of tasks that must be addressed before the start of realization of technology «time management». Found pedagogical conditions promoting effective mastering the technology of «time management». Article reveals the essence the concept of «self-management» and proved its importance for mastering the the technology of «time management».

Keywords:«time management» pedagogical technology, professional development, personal development, potential students, university.

 

На современном этапе развития общества обостряется значение фактора времени для всех субъектов социальных отношений. Проблема управления временем актуализируется в периоды активных трансформаций происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества. Правильная организация своей деятельности и умение планировать свое время является на сегодняшний день требованием, предъявляемым к студенту современного вуза, а также условием эффективности деятельности будущего специалиста.

В условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения большая часть учебного времени отведена для самостоятельной работы студентов. Ещё в первой половине 20 века А. К. Гастев выдвигал идеи о том, что личная эффективность начинается с эффективного использования времени. [1]. А. Маккензи и П. Никерсон так же утверждают, что при современном ритме жизни время как наибольшая ценность включает в себя потенциал профессионального и личностного развития, а способность правильно планировать свой день — первый шаг на пути к успеху в достижении поставленных целей [3].

Период обучения в вузе связан с увеличением нагрузки — временной, интеллектуальной, эмоциональной. Следствием таких нагрузок может явиться психологический дискомфорт, напряжение, тревога и, соответственно, нарушение нормального процесса адаптации в вузе и последующей несостоятельности в учебно-профессиональной деятельности.

Ряд исследователей — Б. Г. Ананьев, Ю. М. Кондратьев, В. Я. Ляудис, А. В. Мудрик, Т. Т. Щелина и др. рассматривают современное студенчество как особую социально-психологическую группу с присущими ей специфическими проблемами. Время обучения в вузе соответствует юношескому периоду (15–25 лет), когда человек находится в активной стадии реализации своего социогенного потенциала. В юношеский период происходит формирование ценностно-смысловой ориентации, которая поможет определить особо важные категории, имеющие огромное влияние на темпы развитие личности и способность к достижению конечной цели самоактуализации. Такой категорией, по мнению некоторых учёных — Т. Н. Березина, Н. Ю. Григоровская, В. И. Ковалёв, В. Ленс, А. Файоль и др. — является время, а точнее, осознание его значимости. Человек, способный осознать всю полноту ценности категории «времени» обречён на успех во всех начинаниях. О категории «времени» ведутся постоянные дискуссии в философии, физике, психологии, педагогике и других науках. По этому вопросу существуют спорные и порой противоречивые мнения, но большинство ученых отмечают, что временем необходимо научится грамотно управлять. Педагогическая наука рассмотрела большой потенциал в технологии «тайм-менеджмент» реализация, которой способствует достижению повышения возможностей профессионального и личностного развития студентов.

Изучением проблемы организации технологии «тайм-менеджмент» занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: О. Н. Азарова, Г. А. Архангельский, Г. В. Захаренко, С. И. Калинин, Л. Н. Любинская, С. В. Лепилин, Г. Адлер, С. Кови, А. Макензи и др. Согласно их исследованиям, тайм-менеджмент — это умение управлять своим временем и максимально эффективно и продуктивно использовать его для достижения поставленных целей. В этом плане обучающемуся в университете студенту необходимо осознать ценность времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования. В процессе обучения в вузе необходимо организовать деятельность студентов таким образом, что бы они смогли самостоятельно определять приоритеты, ставить цели и задачи и были способны грамотно планировать и распоряжаться своим временем. Неслучайно Реунова М. А. считает «тайм-менеджмент» педагогической технологией, позволяющей рационализировать время жизни студента в соответствии с личными и учебными целями и ценностями [4]. Основной смысл такой педагогической технологии — способствовать овладению обучающимися приёмами повышения собственной эффективности в образовательной среде вуза.

Практика работы преподавателя современного вуза показывает, что вчерашние выпускники школ, как правило, не способны самостоятельно обеспечить высокий уровень самоорганизации, который так необходим в процессе обучения в вузе. Этим подтверждается актуальность и целесообразность реализации технологии «тайм-менеджмент», которая позволяет стимулировать научно-исследовательскую и познавательную активность студентов и способствует повышению уровня эффективности студента в учебной деятельности.

Для выявления причин непродуктивного планирования личного времени студентами нами было проведена психолого-педагогическая диагностика. С помощью опроса мы установили, что 30 % обучающихся не способны к самостоятельной организации учебной деятельности и к продуктивному планированию личного времени. Данные студенты не пользуются ежедневниками для структурирования предстоящего дня.

60 % студентов способны к самоорганизации, но у них отмечается отсутствие главной цели в жизни, мотивации, они ориентированы на жизнь «здесь и сейчас». Вместо того, что бы заняться делом они часто проводят время впустую.

10 % способны к грамотной самоорганизации и при этом являются эффективными не только в учебной деятельности, но и совмещают её с рабочей. При этом отмечается, что данная категория обучающихся фиксирует в ежедневнике план на день, неделю, месяц.

Исходя из полученных результатов, нами принято решение о необходимости обучения методам рационального и оптимального планирования следующего дня. Для этого следует использовать лекционные занятия, спецкурсы и тренинги на которых студенты получат оптимальные знания, способствующие повышению уровня самоорганизации (о существующих методах и средствах повышения собственной эффективности). На данных занятиях важно максимально наглядно и доступно обосновать студентам значимость категории времени и необходимость обучению грамотного его использования.

На следующем этапе предполагается обучение методике ранжирования дел по значимости и расстановке приоритетов, а так же отказу от второстепенных дел. Матрица Эйзенхауэра (матрица приоритетов) является одной из самых эффективных методик, которые целесообразно использовать при реализации технологии «тайм-менеджмент» на практике. Суть в том, что студенту необходимо разделить все задачи на следующий день на 4 категории:

1.         важно и срочно (те дела, которые не терпят отлагательств);

2.         важно, но не срочно (приоритетные цели);

3.         не важно, но срочно (дела, которые можно при необходимости делегировать);

4.         не важно и не срочно (бесполезные занятия).

От второстепенных дел необходимо отказаться, важно заниматься решением задач, которые находятся в пункте один и два. Также следует пользоваться методикой фиксирования всех задач, запланированных на следующий день, и ранжировать их по значимости, отмечая цифрами или буквами. Важно не переходить к последующему пункту до полного решения наиболее актуальной задачи. Особо сложные задачи следует разделить на подпункты. Решение более мелких задач позволит гораздо эффективнее решить основную задачу, что позволит реализовать главную цель настоящего дня.

В результате реализации технологии «тайм-менеджмент» отмечается, что происходит осознание (студентами) субъективной значимости технологии «тайм-менеджмент» в собственном личностном и профессиональном развитии, и готовность к ее освоению и реализации в повседневной жизни.

Как уже неоднократно отмечалось, современное высшее образование способствует личностному и профессиональному развитию студентов. Под личностным развитием мы понимаем позитивные изменения в структуре личности под воздействием внутренних и внешних факторов. Профессиональное развитие мы рассматриваем как становление ценностно-смысловой ориентации будущего специалиста, идентификация себя как члена профессиональной общности. Вуз, как один из ведущих внешних факторов развития личности обучающегося, должен организовать психолого-педагогическое сопровождение [2] и помощь студенту в образовательном пространстве высшей школы, а так же создать необходимые условия способствующие формированию личностной и профессиональной компетентности будущего специалиста.

Педагогическими условиями, способствующими овладению технологией «тайм-менеджмент» являются:

1.         психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, т. е. обеспечение благоприятных условий для полноценного профессионального и личностного развития студента;

2.    создание психологически безопасной и комфортной среды в образовательном пространстве вуза, т. к. эффективность образовательного процесса зависит от показателя психологической безопасности образовательной среды. Безопасность образовательного пространства обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер. Психологически безопасная и комфортная среда — результат системного и продолжительного специально созданного психолого-педагогического процесса, в следствии которого отмечается наличие гуманистической образовательной среды вуза;

3.    формирование и развитие у студентов осознанной, стойкой потребности в способности к эффективному управлению собственным временем через консультации, беседы и тренинги с ведущими преподавателями, представителями психолого-педагогической службы, куратором и другими субъектами образовательного процесса;

4.    обучение методикам планирования собственной деятельности — самоменеджмента. Самоменеджмент — это упорядоченное и целенаправленное применение результативных методов работы в повседневной жизни, с оптимальным применением собственных ресурсов для достижения поставленных целей. При реализации данного условия происходит обучение основам краткосрочного и долгосрочного планирования, рассматриваются принципы повышения мотивации и самосовершенствования за счёт использования хронометража и других техник.

Организованный «тайм-менеджмент» позволит студенту оптимизировать временные затраты на обучение и снизить риск проявления негативных явлений от повышенной учебной нагрузки.

 

Литература:

 

1.                  Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор, А. Гастев / Рус.Христианский гуманит.ин-т. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. — 320 с.

2.                  Кузнецова Т. И. Психолого-педагогические сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 21 — С. 182–185

3.                  Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту / А. Маккензи и П. Никерсон; пер. с англ. О. Кривовяз. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 368 с.

4.                  Реунова М. А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: диссертация …к. пед. наук: 13.00.01 Оренбург, 2013. — 222 с.

5.                  Щелина Т. Т., Беганцова И. С., Маркеева М. В. Социально-психологические особенности студентов в контексте современных проблем воспитания в вузе // В мире научных открытий. — 2014. — № 11.11 (59). — С. 4446–4461

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle