Библиографическое описание:

Маслова М. В., Митичева Т. И. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 855-857.

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессовых ситуаций.

Ключевые слова: стресс, адаптация, депрессия, стрессоры, психика, симптомы, аутотренинг.

 

Развитие личности человека на современном этапе сопряжено с постоянными стрессовыми ситуациями, которые возникают при сталкивании с экстремальными ситуациями во всех сферах их жизнедеятельности. По данным специалистов Всемирной организации здравоохранения от 40 % до 50 % заболеваний людей связанно со стрессом, где главной причиной болезни являться нестабильное эмоциональное состояние [2]. Данные стрессовые ситуации связаны, прежде всего, с экономическими изменениями, происходящими в нашей стране (экономическая нестабильность, низкий уровень заработной платы, введение санкций в России и др.).

В нашем исследовании мы проанализировали пути выхода их стрессовых состояний педагогов образовательного учреждения. Для реализации поставленной задачи, нами были рассмотрены различные подходы к определению понятий «стресс», его модификация и проявления.

Впервые, выдвинувшим понятие, стресс был ученый из Канады Ганс Селье (1907–1982). Он определяет понятие «стресса — как общность защитных и адаптационных свойств организма на различные воздействия, которые вызывают физиологическую или психическую тревогу» [3].

Р. Лазарус обозначил понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса. По мнению автора, в качестве физиологических стрессоров выступают негативные физиологические условия (высокие и низкие температурные условия, острые механические и химические воздействия), которые могут привести к функциональным изменениям организма. Кроме того, важно воздействие и психологических стрессоров, к которым человек относит те влияния, который сам оценивает, как сокрушительные для своего благосостояния. Уровень их оценки исходит из того прожитого опыта людей, их жизненной позиции, моральных оценок, которые у них сложились [4].

Понятие стресса берет свое начало из физиологии «общего адаптационного синдрома» — неспецифической реакции организма на неблагоприятные воздействия факторов внешней и внутренней среды. Стресс — это нервно-психическое перенапряжение организма, вызванное воздействием раздражителей, и направлен на поиск выхода из сложившейся ситуации, и на адаптацию к сложнейшим условиям.

Стресс наступает не мгновенно и развивается неравномерно, он может занять неопределенный промежуток времени за который организм, его ткани и органы адаптируются к восприятию сигналов об изменении окружающей среды, прямо действующих на этот организм из внешней среды. Организм выступает в роли защитного средства от стресса и борьбой с ним. Промежуток времени между возникновением стресса и адаптационной перестройкой, протекает адаптационная реакция, которая занимает несколько часов [1]. Намного длительнее идет развитие хронического стресса, который появляется при постоянном или непрерывном действии стрессора.

Хронический и острый стресс, проявляются своими клиническими признаками. Острый эмоциональный стресс характеризуется отсутствием сна, ощущением боли и давления в затылочной доле головы, шейного отдела, спине, в грудной области и глазных яблок, регулярное потоотделение, одышка, чувство тошноты, физическое волнение, чувство переутомляемости, и т. д. Для хронического стресса присущи следующие симптомы: бессонница, отсутствие аппетита, и т. д. [3].

Условно стресс можно поделить на эмоциональный, физиологический, психологический [5]. Психологический подразумевает напряжение психики, его можно обозначить «стрессом души», физиологический стресс это — напряжение физиологических процессов, назовем его «стрессом тела». Эмоциональный — напрямую воздействует на наши поступки и сопровождает переживание негативных, эмоций. Каждый вид стресса развивается при участии определенных раздражителей — стрессоров, которые вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение артериального давления, расширение зрачка и т. д.).

Причинами стресса, могут быть, как действие стрессора, так и предшествующая действию социальная обстановка, эмоциональное или физиологическое состояние человека [4]. К причинам стресса можно отнести умственную и физическую усталость, быстрый ритм жизни, большое количество воспринимаемой информации, житейские неприятности и неудачи, моральное или физическое одиночество.

В формировании общего адаптационного синдрома Л. А. Китаев-Смык выделяет 3 стадии: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

1 стадия — реакция тревоги. Возникает сразу при воздействии раздражителя [1]. При этом учащается пульс, повышается артериальное давление, усиливается возбуждение, концентрируется внимание на источнике стресса. В начальной стадии организм вовлекает все внутренние резервы для противодействия стрессору. Происходит процесс саморегуляции организма (секретируются в кровь гормоны, запускаются разрушающие катаболитические процессы, направленные на энергообеспечение необходимых ферментов).

2 стадия — фаза сопротивления. Она наступает в том случае, если фактор стресса продолжает действовать [1]. Организм использует подготовительные ресурсы для поддержания гомеостаза. Гормоны запустили клеточные механизмы адаптации и переключили катаболические процессы на анаболические. Запас внутренних резервов любого организма индивидуален, поэтому на продолжающееся давление каждый реагирует в зависимости от «резерва сил».

3 стадия — фаза истощения. Остатки внутренних ресурсов на исходе, организм больше не в состоянии поддерживать гомеостаз, дисбаланс между разрушающими и созидающими процессами смещается в сторону катаболизма, где распадаются те компоненты, без которых организм теряет все свои функции, и структуру. Именно эта стадия стресса приводит к болезненным состояниям.

Большую роль в профилактике стресса играет психотерапия — применение психологических методов и средств (групповой метод, семейный метод, аутотренинг, музыкотерапия и т. д.).

Так же не маловажно в снятии стрессовых ситуаций играет правильное и рациональное питание. По рекомендациям диетологов необходимо уменьшать потребления сахара, соли, жирной пищи, холестерина, не пропускать приемы пищи. Кроме того, необходимо больше времени уделять себе, заниматься приятными делами, разрешать конфликты по мере их возникновения, снизить употребление алкоголя, кофе, контрастный душ поможет успокоиться, сон заставит взглянуть на ситуацию, с другой стороны.

В любой профессиональной деятельности человек сталкивается со стрессоопасными ситуациями, насколько серьезными будут последствия, и как явно будут выражаться симптомы стресса, подвластно лишь нашему восприятию.

В «группу риска» попадают следующие профессиональные сферы деятельности — здравоохранение, правоохранительные органы, и образовательная деятельность

Наиболее распространенными являются:

неорганизованный подход к работе, спешка, невнимательность в выполнении должностных обязанностей;

разногласие с руководством и персоналом;

повышенная ответственность, или же — низкая;

дезориентировка, перегруженность, переутомляемость и т. д.

Если в исходе деятельности, ожидаемые результаты не оправдываются, то человек подвержен к синдрому опустошения, в результате чего, он утрачивает страсть к выполняемой деятельности, становится безразличным к своей работе и отстраняется от окружающих людей. Этот синдром особенно опасен для педагогов, так как его эмоциональная сфера напрямую отражается на процессе воспитания и обучения детей.

Нами в ходе нашего исследования была проведена методика выявления стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [6] педагогов одной из МБОУ СОШ г. Арзамаса.

Итоги степени сопротивляемости к стрессу у преподавателей школы таковы, что из 25 педагогов — 14 (56 %) из них находятся на средней (пороговой) степени стрессовой нагрузки, 9 (36 %) человек имеют реальный шанс противостоять различным стрессовым ситуациям и легко справляться с ними во многом даже избегать некоторые из них, и лишь 2 (8 %) показали низкий результат, они отличаются ранимостью и им тяжелее справиться с нагрузкой. Критический результат, а именно — фаза нервного истощения не показал никто. В ходе исследований педагогов были выделены следующие причины, вызывающие стресс:

1.         Перегруженность рабочего времени;

2.         Разногласие ролей;

3.         Неустановленность ролей;

4.         Слабоинтенсивная работа;

5.         Неудовлетворительные физические условия;

6.         Некорректные соответствия между полномочиями и ответственностью;

7.         Плохие каналы обмена информацией в организации;

8.         Безосновательные претензии коллег друг к другу.

Данные факторы часто приводят педагогов к нервному и эмоциональному стрессу.

Кроме того, были выявлены пути выхода из стрессовых ситуаций при помощи социологического опроса, по результатам которого определены основные факторы, вызывающие стрессовые ситуации и возможные пути выхода из них.

Из 25 преподавателей (100 %), большинство педагогов — 8 (32 %) находят выход из стрессовых ситуаций в работе; 6 (24 %) педагогов решают вопрос снятия стрессовых ситуаций во введение в рацион питания таких продуктов как шоколад, кофе. Многие, а именно 5 (20 %) снимают стрессовые состояния за счет чтения книг и 3 педагога (12 %) с помощью общения с близкими людьми (семья, дети); или использования лекарственных успокаивающих препаратов 2 (8 %); или прослушивания музыкальных композиций 1 (4 %).

Для снятия стресса можно использовать следующие способы:

1.         Релаксация. Упражнения следует проводить в тихом помещении, это поможет расслабить мышцы, и в результате положительно скажется на психическом и эмоциональном состоянии.

2.         Концентрационные упражнения.

3.         Методы релаксации.

4.         Аутоанализ личного стресса. Поможет педагогам проследить и обнаружить реакции своего организма на стрессовые ситуации.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам, что для выхода из стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на положительных и светлых моментах в жизни. Приостановить в организме воздействие раздражающих факторов поможет ведение педагогами самоконтроля за своим состоянием, а для этого, необходимо владеть определенными психологическими техниками снятия стресса, что и планируется нами в перспективе данного исследования в дальнейшем.

 

Литература:

 

1.         Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический проект, 2009.

2.         Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М: Смысл, 2009.

3.         Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009.

4.         Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов, А. В. Родионов и др.; под ред. А. Н. Блеера]. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5.         Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций /В. Б. Шапарь — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

6.         Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге vobzore.com

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle