Библиографическое описание:

Петрова В. О. Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 603-606.

На сегодняшний день происходят стремительные перемены во всех сферах жизни, в том числе и в экономике — не только в России, но и во всем мире. Компании обеспокоены тем, как правильно вложить средства и не потерять то, что заработано.

Неотъемлемой частью нормального функционирования и развития экономики являются инвестиции. Инвестиционная деятельность влияет на объем общественного производства и занятость, способствует улучшению экономической ситуации в стране и росту ВВП, стимулируя повышение уровня жизни населения. Для обеспечения бесперебойной и эффективной реализации инвестиционного процесса необходимы соответствующие условия. Подобная задача особо актуальна для обеспечения экономического роста в России: создание новых производственных мощностей, обновление основных фондов — залог реализации модернизации и инновационного прорыва.

Одна из основных целей правительства — привлечение прямых иностранных инвестиций, поскольку они являются ключевым фактором экономического процветания. Для этого необходимо отодвигать препятствия для инвестирования в российскую экономику и вместе с тем, стимулировать интерес иностранных компаний для привлечения их вложений. Так, после 18 лет переговоров, Россия в 2012 году присоединилась к Всемирной торговой организации, что послужило ознаменованием более открытого интереса страны во внешней торговле. За последние десятилетия был достигнут значительный прогресс в создании более конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной бизнес-среды в России, что привело к увеличению объема прямых иностранных инвестиций в 2008 году до 103,8 млрд. долл. (рис.1). Тем не менее, необходимо отметить, что эскалация геополитической напряженности, в результате наложения санкций в отношении России, может крайне негативно повлиять на бизнес-среду в России в будущем.

Таким образом, появляются ограничения для иностранного инвестирования в стратегически и национально важные сектора российской экономики. В 2014 году ситуация осложнилась введенными санкциями государств ЕС и США в отношении России в ответ на русско-украинские трения, а также появлением ограничений в финансовом, оборонном и энергетическом секторах экономики. Всё это приводит к значительному сдерживанию прямых иностранных инвестиций — многие иностранные компании прекращают или начинают откладывать на неопределенный срок операции и сделки, связанные с российскими предприятиями.

В период 2008–2013 годов приток прямых иностранных инвестиций увеличился с 103,8 млрд долларов до 170,2 млрд долларов [1], что является хорошей динамикой. Такой приток связан, во-первых, с развитием новых возможностей и развития более открытого подхода России к прямым иностранным инвестициями, во-вторых, с привлечением иностранных инвесторов в виду Олимпиады в Сочи-2014.

Рис. 1. Интенсивность ПИИ в России в 2008–2013 гг [2]

 

Действительно, показатель интенсивности прямого иностранного инвестирования в 2013 году в России составлял 3,8 % от общего объема ВВП и был значительно выше среднего показателя по Восточной Европе, который определялся на уровне 2,6 % в том же году. Тем не менее, в будущем, введенные против России санкции достаточно негативно повлияют на приток прямых иностранных инвестиций — в частности, со стороны ЕС, который является крупнейшим торговым партнером России (с учетом 53 % от общего объема экспорта и 41,8 % от общего объема импорта в 2013 году). Поскольку ЕС является основным внешнеторговым партнером России, то в настоящее время инвестиционное сотрудничество России и стран ЕС имеет место в различных отраслях экономики, но наиболее активно оно осуществляется в ТЭК. К сожалению, до сих пор отраслевая структура внешней торговли РФ и ЕС с точки зрения модернизации российской экономики далека от совершенства. Большую часть экспорта РФ в ЕС представляют энергоносители и полезные ископаемые (82,9 % в 2013 г.), что составляет треть всех поставок такого рода в ЕС. Преобладание энергоносителей в экспортной структуре внешней торговли делает крайне актуальным и в то же время затруднительным вопрос сотрудничества РФ и ЕС в энергетической сфере. Хотя в последнее время Россия стремится диверсифицировать свои экспортные возможности, а ЕС — расширить список поставщиков ресурсов, на сегодняшний день наблюдается устойчивая взаимозависимость России и ЕС в этом сегменте.

Экспорт энергоносителей составляет большую часть общего объема экспорта России в страны ЕС, что отражается и на инвестиционном сотрудничестве сторон. Так российские и европейские ТНК играют ключевую роль в создании трансевропейских газопроводов — «Южный» и «Северный» потоки. Вместе с тем данный процесс достаточно противоречив: российские ТНК стремятся войти на внутренний рынок энергоносителей стран ЕС, но страны ЕС препятствуют этому для сохранения, по их мнению, относительной энергетической независимости от России.

Вся современная экономическая политика в России нацелена преимущественно на крупный, а не средний и малый бизнес. Не случайно, МИД России уже подписал соглашения о сотрудничестве не только с рядом коллективных предпринимательских организаций, но и отдельно с «Внешэкономбанком», ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России», затем с ведущей частной ТНК — «Лукойлом». Данные соглашения предполагают расширение дипломатической поддержки деятельности крупнейших российских компаний в иностранных государствах, активное участие российских посольств в реализации совместных зарубежных проектов.

По-видимому, стремление увязать ПИИ с внешней политикой России перенято у США, что трудно признать удачным решением, так как во многих регионах, где развивается инвестиционная экспансия основной части российских ТНК, нет столь четкой сцепки частных экономических интересов и государственных действий. Такой подход вряд ли встретит понимание в ЕС, где стимулирование собственных ПИИ увязывается не с каким-то политическим прорывом, а с диверсификацией в целом востребованных на мировых рынках экспортных поставок.

Другой немаловажной проблемой развития инвестирования в российский бизнес является отток капитала. Заработанную прибыль российские предприниматели предпочитают инвестировать в компании и недвижимость за рубежом. В основном, это теневой сектор экономики, который провоцирует нелегальный вывоз капитала из России. Из-за теневого оттока из страны уходят миллиарды долларов, которые могли бы быть инвестированы в социальные сферы экономики, инновационный сектор, инфраструктуру.

Данные по чистому ввозу и вывозу капитала частным сектором в Россию представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2008–2013 годах, млрд. долларов США [3]

Год

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором — всего

Чистый ввоз/вывоз капитала банками

Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами

2008

–133,6

–55,2

–78,3

2009

–57,5

–32,2

–25,3

2010

–30,8

15,9

–46,7

2011

–81,4

–23,9

–57,4

2012

–53,9

18,5

–72,4

2013

–61

–7,5

–53,5

 

В 2008 году за границу было вывезено более 130 млрд. долл. Это вполне объяснимо мировым финансово-экономическим кризисом. В 2009 и 2010 годах темпы вывоза капитала снижаются, однако в 2011 и 2012 годах динамика ухудшается. Это связано с политической нестабильностью — предприниматели недоверчиво относятся к действиям правительства, что вызывает увеличение темпов оттока капитала за рубеж. Как раз, в 2011–2012 годах проходили парламентские и президентские выборы.

В современных условиях из-за экономических санкций $40 млрд притока западного капитала было недополучено. Все экономические показатели России в 2014 году оказались хуже прогнозов: рост ВВП составил 0,6 % вместо планировавшихся 2,5 %, инфляция достигла 11,4 % вместо планировавшихся 5 %, а отток капитала достиг $ 151,5 млрд [4], что в 6–6,5 раз больше планов ($ 20–25 млрд).

Что же дальше ожидает экономику страны при снижении притока инвестиций и увеличении оттока национального капитала? Сможет ли Россия без серьезных потерь обойтись внутренними вложениями, не приведет ли это к снижению роста экономики?

Характерными признаками инвестиционного климата России являются экономическая и правовая нестабильность; негибкая налоговая система; недостаточный уровень развития элементов рыночной инфраструктуры; нехватка информации у иностранных инвесторов о возможностях инвестирования капитала; труднодоступная для понимания регламентация прав собственности на землю, имущества предприятий и т. д. Таким образом, как мы можем заметить, даже несмотря на санкции, экономика нашей страны является неостаточно инвестиционно-привлекательной для иностранных инвесторов. Можно сделать вывод о том, что следует сосредоточиться на внутреннем потенциале — привлекать в экономику собственные инвестиции. Однако, всё затрудняется накоплениями российского населения — около 40 % населения ежемесячно сберегают свободные средства. Большая часть сбережений, в основном, находятся в коммерческих банках, которые, по идее, и должны стать источником инвестиций. Так ли это? К сожалению, по статистике, основная часть активов направляется на кредитование физических, а не юридических лиц. Это вполне объяснимо, т. к. банки получают большую доходность и возможность покрыть риски с помощью высоких процентов. Постоянно возрастающий потребительский спрос на кредитование в России не позволяет снизить процентные ставки, а минимальные затраты на оформление кредита приводят к тому, что по-прежнему, физические лица кредитуются больше, чем юридические. Что касается кредитования юридических лиц в России, коммерческие банки утверждают о высоких затратах на их кредитование, следовательно, появляются и высокие процентные ставки, которые не могут позволить себе потенциально кредитуемые организации, по причине их низкой рентабельности.

Что касается другого источника потенциальных инвестиций — средств предприятий — как показывает российская практика, затраты при производстве (особенно, на заработную плату топ-менеджменту) настолько велики, что значительно уменьшает прибыль, а это в свою очередь, означает недостаточный размер отчислений для развития производства. Наконец, третьим источником инвестирования является государство. С одной стороны, государство обеспечивает достаточно большими ресурсами определенные инвестиционные проекты, которые помогают развиваться российскому бизнесу, и поддерживает экономику. Но в отличие от инвесторов, получение прибыли — не является целью государства. С другой стороны, если бы подобные инвестиции исходили от иностранных инвесторов, т. е. через прямые иностранные инвестиции в отдельные секторы экономики, это также привело бы к развитию бизнеса, а следовательно, получению прибыли, но уже в виде дивидендов и увеличения налогов, так как предприятия развивались бы, обеспечивали рабочие места и выпускали продукцию, тем самым увеличивая собственную прибыль, как источник дивидендов и налогов.

Можно сделать вывод о том, что по прогнозам экспертов, для поддержания роста российской экономики необходимо 45–50 млрд долларов в год иностранных инвестиций [5]. Если разумно подходить к аккумулированию денежных сбережений и стимулировать борьбу с оттоком капитала, появится возможность снизить первостепенное значение иностранных инвестиций. Для этого необходимо время и неимоверные усилия, однако результат оправдает ожидания и национальная экономика сможет развиваться и динамично функционировать даже при сокращении объемов иностранных инвестиций.

 

Литература:

 

1.      По данным Росстат — http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/

2.      По данным Euromonitor International, 2014 — http://www.euromonitor.com/russia

3.      По данным платежного баланса Российской Федерации, взятым с официального сайта Банка России. Дата последнего обновления: 19 января 2015 года — http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/capital_new.htm

4.      Игорь Герасимов, Григорий Набережнов. Чистый отток капитала из России в 2014 году составил $151,5 млрд. РБК (16 января 2015).

5.      Экономический прогноз, Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара, июль 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle