Библиографическое описание:

Натчук А. Ю. Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1007-1009.

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с оказанием педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности. Автор рассматривает особенности педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями на примере работы секции по легкой атлетике.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, внеучебная деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

В современном обществе перед педагогами стоят задачи поиска оптимальных путей развития, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги изыскивают эффективные способы оказания этим детям помощи и поддержки в их развитии во внеучебной деятельности.

Человек с ограниченными возможностями — это тот, кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным [6, с. 270].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг — любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции; ограниченные возможности — любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека; недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) [1, с. 298].

В большинстве случаев ребёнку с биологическим неблагополучием тяжело найти контакт с окружающими его детьми, что вызывает отклонения в его психическом развитии. У школьников с ограниченными возможностями здоровья можно наблюдать разные нарушения, так например: плохое зрение, слух, речь или вовсе их отсутствие, а также задержка психического развития, нарушения опорно-двигательной системы и др. В большинстве случаев ребёнку с биологическим неблагополучием тяжело найти контакт с окружающими его детьми, что вызывает отклонения в его психическом развитии. Если же родителям, педагогам, психологам удается вовремя оказать педагогическую поддержку таким детям, то это позволит частично или полностью предотвратить имеющиеся нарушения. Под педагогической поддержкой мы понимаем оказание превентивной и оперативной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в успешной социализации в современном обществе [3].

Современные научные представления позволяют выделить общие подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями психофизического развития, например, время начала образования, предполагает, что необходимо сочетать начало специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка, содержание образования требует введения специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка; так же необходимо создание специальных методов и средств обучения, целесообразно использование особых средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка; особая организация обучения предполагает качественную индивидуализацию обучения, создание особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо согласованное участие квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей), необходимо включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Для оказания педагогической поддержки детям, относящимся к данной категории мы использовали внеучебную деятельность. Внеучебная деятельность обеспечивает создание развивающей среды — одного из ключевых понятий в развитии детей с особыми образовательными потребностями. Внеучебная деятельность — составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность — эффективное средство сплочения школьного коллектива, воспитания любви к школе, формирования социальных качеств учащихся — умений общаться, руководить и подчиняться, наблюдать жизнь делать свой выбор. Внеучебная деятельность помогает детям с ограниченными возможностями здоровья успешной социализации в обществе [2]. В рамках внеучебной деятельности мы проводим занятия секции по легкой атлетике. В секцию мы целенаправленно пригласили детей здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья, так как посчитали, что совместная внеурочная деятельность поможет детям с ограниченными возможностями пройти социальную адаптацию, а здоровых ребят научит доброте, сопереживанию, толерантности, отзывчивости.

На первом этапе оказания педагогической поддержки мы выявили проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с проблемами здоровья у этих детей наблюдаются серьезные проблемы в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми. В секции по легкой атлетике в младшей возрастной группе (возраст детей 9–10 лет) на одном уровне со здоровыми детьми тренируется девочка с ограниченными возможностями здоровья (карликовое развитие). На первом этапе работы секции здоровые ребята не принимали ее в свое общество. Мы поставили перед собой следующие задачи: помочь отстающему в развитии ребенку преодолеть страх в общении с другими детьми; совместно с родителями показать детям, что такое социальное равенство; создать дружественную атмосферу в коллективе; через физические упражнения помочь ребенку развивать умственную деятельность. Как в тренировочном процессе развивать не только мышцы, но и умственную деятельность? Мы решали эту задачу следующим образом: ребенок в первый раз пришел на занятие он не мог даже сосчитать разминочные круги, мы выделяем несколько минут на разминочный бег, который обычно составляет от 10 до 15 минут. После 5 минут ребенок начинает уставать и постоянно спрашивать, сколько же ему осталось минут до конца пробежки, в ответ на это мы задавали ему такую задачу: «тебе необходимо отбегать 15 минут, 5 из них ты уже отбегал, сколько тебе осталось»? Решая такие задачки в течение двух месяцев девочка, начала самостоятельно считать и складывать даже двузначные числа, что изначально было нам не под силу. Для решения проблемы с речью и произношением слов подключили учителя физкультуры, которому мы постоянно после тренировок рисуем открытки и пишем пожелания. На втором этапе оказания педагогической поддержки мы использовали досуговую деятельность. Для создания дружественной атмосферы в коллективе мы совместно с детьми стали устраивать концерты, участниками которых были сами дети, а после выступлений проводилось чаепитие в неформальной обстановке, что позволило детям сплотиться не только между собой, но и с тренером. На третьем этапе оказания педагогической поддержки мы использовали взаимодействие с родителями. Работу с родителями мы условно разделили на две части: индивидуальные консультации и совместную деятельность по организации досуга детей. Родители помогали организовать выезды на природу, где проводились соревнования между родителями и детьми, различные игры на сплочение детского коллектива.

В секции старшей возрастной группы мы работаем с глухонемыми, слабослышащими и детьми страдающими синдромом Дауна. Большинство ребят пришли на занятия секции в возрасте 6–9 лет. На данный момент, через 4 года, в старшей группе сложились очень дружественные отношения. Здоровые дети обучились языку жестов, чтобы преодолеть барьеры в общении. У глухонемых ребят можно наблюдать огромный прогресс, так как они очень часто общались с говорящими детьми, постепенно у них стало получаться выговаривать некоторые звуки, затем слова и целые предложения. Совместные занятия здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, страдающие синдромом Дауна, достаточно сложно проходят процесс социализации. Сложность заключалось в том, что дети Дауны часто проявляют агрессию к окружающему миру. В работе с ними мы использовали такие методы педагогической поддержки, как: побуждение и убеждение [2]. С помощью приема побуждения удалось вызвать у детей Даунов любовь к занятию спортом. При помощи похвалы, одобрения и поощрения удалось показать ребятам на их значимость в обществе и окружающем мире в целом. Дискуссионные формы помогли выявить причины агрессии, такие как: боязнь быть не понятыми в обществе; неверное восприятие получаемой информации; ребенок получает мало внимания или его эмоциональные потребности не принимаются во внимание.

Также при реализации педагогической поддержки мы использовали этические беседы о доброте, ответственности, поведение в обществе, дружбе. Этические проблемы, рассматриваемые на занятиях, мы предложили родителям продолжать дома наедине со своими детьми, а также совместно просматривать и обсуждать фильмы. На занятиях в секции мы использовали совместные тренировки старшей и младшей групп для формирования доброжелательных межличностных отношений с целью заботы старших о младших и формированию уважительного отношения младших к старшим.

Для оценки личных достижений обучающихся мы использовали портфолио достижений. Основной смысл портфолио — дать возможность каждому ребенку, посещающему секцию по легкой атлетике показать все, на что он способен, создать для обучающегося «стимул роста». Портфолио состоит из разделов: «Путь к успеху» и «Мои достижения». Заполняя странички портфолио, обучающиеся знакомятся с правилами как стать ответственным человеком, учатся развивать толерантные отношения, оценивать свои спортивные достижения, выделять главные события в своей жизни [5,с.191].

Своевременное оказание педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья способствует успешной их социализации в обществе.

 

Литература:

 

1.         Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие / Л. И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 368 с.

2.         Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса: учеб.-методическое пособие. -Ишим, 2012. -184 с.

3.         Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дис.. канд. пед. наук. Омск, 2005.

4.         Дереча И. И. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014.№ 7–2.С.77–79.

5.         Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013.

6.         Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. — Барнаул — Издательство АГУ — 1997–63с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle