Библиографическое описание:

Нежведилова Л. А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I–II курсов неязыковых вузов // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1009-1012.

Статья привлекает внимание к вопросу о применении новых способов обучения иностранному языку, о роли интеллект-карт при введении и контроле новой лексики на 1–2 курсах неязыковых вузов. Основной акцент делается на возможностях, которые открываются с применением интеллект карт на уроках и целях их применения.

Ключевые слова: интеллект-карты, правила составления интеллект карт, формирование навыков, современные способы введения новой лексики, развивающее обучение.

 

На современном этапе обучения иностранным языкам основным направлением модернизации общеобразовательной, профессиональной и высшей школы является повышение качества усвоения профессиональных и общеобразовательных знаний, практической и творческой подготовки выпускников вузов. Как учебный предмет, иностранный язык вносит значительный вклад в процесс развития творческих способностей студентов, обладая огромным воспитательным, образовательным потенциалом, развивает его мышление и память, чувства и эмоции.

В обучении иностранному языку успешный и устойчивый интерес к изучению языка приходит только после изменения отношения к традиционному образовательному процессу: его содержанию, формам, методам обучения, организации деятельности. Поэтому на первый план выходят современные педагогические технологии, которые ориентированы на студента, учитывают его интересы, потребности и возможности, уровень знаний, создавая, таким образом возможность реализовывать индивидуальные образовательные траектории. [1]

Перед каждым прогрессивно мыслящим педагогом стоит задача, как в процессе обучения сформировать учебно-познавательные компетенции обучающихся. С каждым годом появляются новые возможности и различные виды деятельности на занятиях по английскому языку, такие как видеотехнологии [5], использование интерактивных доски, оп-line-технологии с участием носителей языка (вебинары), разговорные клубы с привлечением иностранных преподавателей, «кьюбинг» [6], ролевые игры, презентации и т. д. Использование данных технологий обуславливает быстрое и эффективное формирование социокультурной компетенции. К таким технологиям, наряду с вышеперечисленными, можно отнести использование в процессе обучения так называемых интеллект-карт (ментальных карт, карт-разума, мыслительных карт и т. д.).

Интеллект-карты, известные также как диаграммы связей, карты мышления (англ. mind map) или ассоциативные карты, — это способ изображения общего системного мышления помощью схем. Этот способ может рассматриваться как удобная техника альтернативного фиксирования информации.

Интеллект-карты представляют собой графическое выражение процессов восприятия, обработка и запоминание информации и творческих задач, средство для развития памяти и мышления, которые были разработаны и предложены Т.Бьюзеном, [2] писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Существуют определенные правила создания мыслительных карт, подробное описание которых можно найти в его книге и на сайте «How to Mind Map». [7]

Интеллект-карта рисуется как древовидная схема, изображающая слова, идеи, задачи или другие понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центрального или главного понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», который относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Этим достигается бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, их неисчерпаемость.

Интеллект-карты расширяют коммуникативное пространство, способствуют эффективности развивающего обучения, а именно, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, творческого и критического мышления.

Как любая новая вещь, воспринимающаяся как нечто необычное, красочное или забавное, разноцветная и причудливая карта позволяет намного легче запоминать предложенный лексический материал по теме. В создании подобных карт задействуется воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: слуховая, механическая, зрительная, что позволяет изучить большее количество материала за ограниченное количество часов, предусмотренных на курс. Наиболее эффективные результаты можно получить, используя мыслительные карты в работе с введением и контролем нового лексического материала, сочетая эти карты с лексическими картами темы. [4] Данный потенциал интеллект-карт может быть использован в преподавании иностранного языка студентам неязыковых специальностей на разных этапах работы с новым или освоенным лексическим материалом, так как основой инженерного мышления являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранное системное творческое осмысление знаний.

Перед началом каждого нового модуля студенты получают лексику по теме в виде таблицы, составленной по принципу высокой частотности использования лексических единиц, которые в дальнейшем будут использоваться в разнообразных видах работы на занятиях. При введении нового лексического материала, иногда дается каркас мыслительной карты для самостоятельной работы, заготовки которых составляются при помощи программы Concept Draw MINDMAP Professional Ru. После того, как модуль или темы пройдены, такой же каркас предлагается как итоговая работа над лексикой. Эта работа показывает, насколько хорошо студенты усвоили материал, и позволяет им самостоятельно оценить свои знания. Преподавателю следует составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не только охватить всю лексику, входящую в программу, но и предусмотреть разные ассоциации, которые могут возникнуть у студентов во время работы с лексическим материалом и как, в связи с каждой ассоциацией, будет выглядеть карта.

Следует заметить, что мыслительная карта, которая создается вместе со студентами на уроке, может быть отличной от оригинала преподавателя, так как у каждого человека возникают свои ассоциации, связанные с тем или иным словом. На занятиях были использованы мыслительные карты при изучении таких тем как: «Моя будущая профессия», «Здоровый образ жизни», «Спорт», «Одежда», «Средства массовой информации», «Путешествия».

Рассмотрим особенности и порядок создания мыслительных карт (на примере темы «Путешествия»):

1.         Располагаем основную тему, в данном случае тема «Travelling» в центре листа, чтобы мысль развивалась во всех направлениях, без ограничений.

2.         Основная идея передается рисунком (земной шар, карта),посредством которого можно выразить тысячу слов, к тому же при его создании задействуется воображение. Рисунок в центре листа привлекает внимание, не позволяет отвлекаться, активизирует мыслительный процесс.

3.         Используются разные цвета, так как они активизируют мыслительный процесс не меньше, чем рисунки. Такая карта, раскрашенная цветными стержнями или карандашами, становится живее и выразительнее, способствует творческому процессу и радует глаз.

4.         Основные ответвления (каждое ответвление представляет собой один из аспектов путешествия) соединяются с рисунком в центре листа, а второстепенные и все остальные — друг с другом, потому что, в основе мыслительного процесса лежат ассоциации, следовательно, соединяя ответвления, лучше запоминается информация

5.         Ответвления должны быть не прямыми, а изогнутыми. Прямые линии неинтересны мозгу, утомляют его. Изогнутые ответвления на умственных картах напоминают ветки дерева, и взгляду хочется проследить все их изгибы до конца.

6.         На каждой линии должно быть по одному ключевому слову, следовательно, интеллект-карта будет более выразительной и гибкой, ведь каждое слово или рисунок — это своеобразный множитель, вызывающий новые ассоциации и образующий новые связи.

7.         Рисунки используются как можно чаще, так как каждым рисунком можно выразить большое количество слов. [8]

При совместной работе над созданием карты студентам дается возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, преподаватель лишь направляет ход мыслей в нужное русло.

Особенность интеллект-карт заключается в том, что они редко могут быть завершены полностью, они постоянно дополняются и расширяются по мере того, как возникают новые идеи и увеличивается лексический запас обучающихся. У студентов с разной языковой подготовкой в конечном итоге создаются разные интеллект-карты. Более того, немаловажную роль играют их фоновые знания и личный опыт.

Ниже представлен один вариантов интеллект-карт, построенный со студентами уровня Pre-Intermediate. Студенты получили чистую заготовку и заполнили ее на уроке. Это лишь один из видов работы (в данном случае «Warming-up»), который можно применить на занятиях.

 

Интеллект-карта считается полной или правильной, если:

-          соблюдены основные правила составления мыслительных карт;

-          правильно написаны английские слова и выражения;

-          есть соответствие используемых слов, рисунков заданной теме;

-          присутствуют оригинальные идеи;

-          проявляется творческая деятельность студентов. [3]

Итак, применяя интеллект-карты в процессе преподавания иностранного языка преподаватель создает мотивацию к овладению иностранным языком,организует проектную деятельность, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Они могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которые студенты учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Развиваются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, формируются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллект-карт способствует развитию личностных качеств студентов, заставляя их мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга, учитывая особенности инженерного мышления, так как оно представляет собой системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них — видеть прошлое, настоящее и будущее.

В современном мире с огромным потоком информации, применение интеллект-карт в обучении студентов дает заметные положительные результаты, так как они позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные, активизируют процессы памяти и мышления,  потому что студент старается сам вспомнить, или, находить слово, и, представляя каждое слово в виде картинки, использовать сложную систему навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова — это функция левого полушария, а образы и фантазия — правого. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Мышление успешного в современных условиях инженера — это системное мышление, позволяющее ему видеть проблему с разных сторон, «в целом», с учетом многообразных связей между всеми ее составляющими. Таким образом, студенты, получающие технические специальности получают возможность использовать по максимуму огромные резервы правого полушария мозга, которое несет ответственность за обработку информации, выражаемой в образах и символах, из чего следует, что использование интеллект-карт является эффективным методом обучения иностранному языку.

 

Литература:

 

1.         Табунова К. А. Использование интеллект-карт в обучении. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://shools geograf.at.ua/ publ/metodicheskaja_ kopilka/ispolzovanie_intellekt _kart_v_obuchenii/2–1-0–368

2.         Бьюзен Т.и Б. Супермышление/Перевод с анг. Е. А. Самсонов. Худ.обл. М. В. Драко.-2-е изд.-Мн.:ООО «Попурри»,2003.304 стр.-стр.54.

3.         Вишневская Е. Ю. Использование мыслительных карт на уроках английского языка // Открытый урок: фестиваль педагогических идей. М.: Первое сентября, б/г [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1september. ru/articles/512090

4.         Нежведилова Л. А. Лексико-тематическая карта как средство развития навыков и умения владения лексическим материалом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2. С. 123–127.

5.         Остроумова А. Ю. Использование видеоматериалов с помощью мультимедийных средств в обучении студентов ПИЯ в техническом ВУЗе. Филологические науки. Вопросы теории и практики.2013. № 7.Ч.1.C.153–156.

6.         Макаровских А. В.,Остроумова А. Ю. «Кьюбинг» как технология активного обучения иностранному языку студентов технического ВУЗа»-Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. No 3 (33): в 2-х ч. Ч. II. C. 137–141. ISSN 1997–2911.

7.         http://thinkbuzan.com/how-to-mind-map/

8.         Бьюзен, Т. Думайте эффективно / Т.Бьюзен; пер. с англ. Т. И. Попова. — 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2009. — 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle