Библиографическое описание:

Ступакова Л. В., Ильинский В. В., Масанова М. Д. Влияние семьи на социализацию ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 860-865.

Положительное влияние на формирование личности оказывает общая атмосфера семьи, доброжелательность отношений между членами семьи.Cамые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причём счастье семьи состоит не в материальном достатке, а в атмосфере семьи, в сфере общения и отношений. Большое значение в формировании личности ребёнка придается структуре семьи: наличию в семье отца, числу поколений в семье, позиция ребёнка как единственного, старшего.

Ключевые слова: ребенок, семья, воспитание, родительское поведение, любовь.

 

A positive influence on the formation of personality has a family atmosphere, friendly relations between family members.Most happy kids are happy parents. And family happiness consists not in material wealth, and in the atmosphere of the family, in the sphere of communication and relationships. Of great importance in the formation of the personality of the child is given to the structure of the family: the father's family, among the generations in the family, the position of the child as the single, senior, junior.

Keywords: child, family, education, parental behavior, love.

 

Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.

Андре Моруа

Жизнь — это борьба, и готовиться к ней нужно с детства. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость

Андре Моруа "О воспитании детей"

Принимая семью в качестве объекта социальной работы и сложной социальной системы, следует учитывать её влияние на личность. В семье формируется личность ребёнка, семья является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребёнка влияет вся жизнь семьи с её повседневными заботами, бытом, семейным устоем. Семейное воспитание является неотъемлемой частью общественных отношений. Важность правильно организованного совместного воспитания ребёнка-дошкольника с семьёй неоднократно подчёркивали ученые и педагоги практики [6,10,16].

Наиболее важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка, его межличностные отношения в семье и требующим первоочередного изучения, является атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребёнка с родителями, позиция ребёнка, структура семьи. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости родителей. Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Многие исследователи подчёркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для ребёнка необходимым, жизненно важным витамином, который даёт ему ощущение защищённости, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны отмечается дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых, что способствует появлению у ребёнка тревожности, неуверенности, замкнутости [4,5].

Положительное влияние на формирование личности, как показывают многие наблюдения и исследования, оказывает общая атмосфера семьи, доброжелательность отношений между членами семьи. Специалисты по проблемам семейного воспитания отмечают, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причём счастье семьи состоит не в материальном достатке, а в атмосфере семьи, в сфере общения и отношений. Большое значение в формировании личности ребёнка многими исследователями, как отечественными, так и зарубежными, придается структуре семьи: наличию в семье отца, числу поколений в семье, позиция ребёнка как единственного, старшего, младшего [16].

От того, каким было детство, зависит склад личности человека и его судьба. Ребёнок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь с близкими ему людьми. Это доказали в своих исследованиях учёные, занимающиеся проблемой детского общения [13]. С этой позиции развитие личности предстаёт как развитие общения, оно должно быть полноценным, универсальным.

В практике нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на высокий уровень материального обеспечения, комфортности условий проживания. В результате неудовлетворённной потребности ребёнка в общении возникает депривация. Здесь речь идёт о качестве общения.

В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, сохраняется эмоциональная зависимость ребёнка от взрослого. Установлено, что если взрослый положительно расположен к ребёнку, проявляет сорадость к его успеху и сопереживание к неудаче, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное состояние. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт и с другими взрослыми.

Отчуждённое отношение взрослого к ребёнку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплёскивать свою агрессию на сверстников.

Что обеспечивает универсальность семейного общения? На первом плане бескорыстная любовь к своему ребёнку, он нуждается в непосредственных проявлениях со стороны родителей и старается всеми способами привлечь их внимание. Ребёнок должен чувствовать всем своим существом, что он беспредельно дорог своим родителям, причём дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями, недостатками, на этом базируется эмоциональное благополучие ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает обнаруживать потребность в привязанности и признании многих людей. Взаимоотношение ребёнка со взрослым в большей мере зависят от содержания общения со стороны взрослого. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребёнка. Отчуждение, раздражительность, невнимание со стороны взрослого могут привести к развитию отрицательных качеств, таких как замкнутость, застенчивость, неуверенность. Это черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребёнка. У таких детей самооценка ниже реальных возможностей: «У меня не получится», или «Я не знаю», или «Я не могу».

Как отрицательный факт, можно выделить типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили: попустительски-снисходительный, демонстративный, педантично-подозрительный, авторитарный, увещевательный, отстранённо-равнодушный, воспитание по типу «кумир семьи», непоследовательный стиль [11].

Попустительски-снисходительный стиль. Родители не придают значения поступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». Позиция круговой поруки, которую также может занимать определённая часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на не правильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжёлыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, очень трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль. Родители, чаще мать, не стесняясь, всем жалуются на ребёнка, рассказывают о его поступках, явно преувеличивая степень их опасности. Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль над своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный. Родители не доверяют своим детям, подвергают оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся полностью контролировать свободное время ребёнка, круг его интересов, занятий, общения.

Авторитарный стиль. Характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребёнка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный приём — физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль — противоположность жестоко-авторитарному стилю. В этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстранённо-равнодушный стиль. Возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Вторично выйдя замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстранённое отношение матери.

Воспитание по типу «кумир семьи». Оно часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребёнок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях выполняются все прихоти и просьбы ребёнка, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль. У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слёз, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей.

Личность человека формируется так, где он общается и может проявить себя через отношения к окружающему миру. От того, как сложится взаимоотношения ребёнка с родителями, какое место займёт он в этих отношениях, зависит его отношение к себе. Направленное, часто подчёркиваемое родителями реальных и мнимых достоинств ребёнка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребёнка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у него стойкого ощущения своей слабости и неполноценности.

Стиль общения родителей с детьми, их ценностные ориентации находят отражение в ценностных ориентациях детей, в их общении, отношениях и взаимодействии друг с другом, в микроклимате семьи. Поэтому ущербное общение в семье ведёт в первую очередь к нарушению взаимоотношений детей с другими людьми, нарушению развития личности.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты возникают при недостатке любви, когда создаётся эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишён прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребёнку чувства, что его любят и о нём заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребёнок дома или с раннего возраста находится в яслях или в детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребёнок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Глубокий постоянный контакт с ребёнком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребёнка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить с младенцем. Наиболее эффективным является диалог, как взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом [5,7].

Главное в диалоге — это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становится не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле её создателем и творцом. Именно тогда, когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — это позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позиций означает признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Родители могут стать властителями души своего ребёнка лишь в той мере, в какой им удаётся пробудить в ребёнке потребность в собственных достижениях и собственном совершенствовании.

При равенстве позиций в диалоге и дети оказывают воспитывающее воздействие на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Контакт с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование и эмоциональное состояние, внутренний мир ребёнка, в происходящие в нём изменения, в особенности его душевного строя — всё это создаёт основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

Принятие — это такое общение, в котором понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами [15]. Принятие ребёнка осуществляется в повседневном общении с ним и учётом оценок, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка. Наносят вред ставшие привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоём месте понял бы, как поступить!».

Негативные высказывания наносят вред контакту с ребёнком, нарушают уверенность в родительской любви. Поэтому не следует оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществлённое действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребёнок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, формула принятия — это не «люблю, потому что ты — хороший», а «люблю потому что ты есть, люблю такого, какой есть».

Воспитывает ребёнка ни одно только принятие, похвала или порицание. Воспитание состоит из многих форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Важным в жизнедеятельности семьи является реализация любви, созидание правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребёнком. Требование принятия ребёнка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, в постоянном совершенствовании ребёнка его социализации.

Родительские оценки ребёнка важны, так как за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих своего ребёнка, принимающих родителей.

Независимость ребёнка — это связь между родителями и ребенком, которая относится к наиболее сильным человеческим связям. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для жизни. Родители хотят уберечь молодёжь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир.

Уровень независимости формируется от приобретения ребёнком в ходе развития навыков во взаимодействии с окружающим миром и от личности родителей, от стиля их отношения к ребёнку. Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от детско-родительских отношений в семье. Важно на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться воспитательные действия семьи. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребёнком.

Выделяют следующие варианты родительского поведения [7]:

Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребёнка равным себе и способным к пониманию обращённых к нему разъяснений.

Автономный — родитель не навязывает решение ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившийся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе принятия решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за проявление этих качеств.

Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребёнка.

Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать. Он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка.

Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от ситуации, в которой он находится; нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и учёные) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведенья о «правильном» воспитании своих детей.

Внутренняя родительская позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, в характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми. Выделяют следующие стили родительского поведения:

-        «командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы. Основными средствами воздействия на ребёнка являются приказы, команды и угрозы, жестокий контроль за ситуацией;

-        «родитель-психолог». Этот стиль выражается в стремлении анализировать проблему, проводить диагностику, давать оценку. Действия убивают попытки ребёнка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью — направить ребёнка по правильному пути.

-        —«судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребёнка виновным до вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель — доказать собственную правоту.

-        «священник». Стиль родительского поведения, близкий к учительскому стилю. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. Этот стиль не имеет успеха в решении семейных проблем.

-        «циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребёнка. Средствами воздействия являются насмешки, прозвища, сарказм или шутки.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, социально-психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями, личность самих родителей и их авторитет отражаются на характере ребёнка и его становлении. Если семейная атмосфера неблагоприятна для становления личности и социализации ребёнка, то и сформированные его качества тоже будут патологичны. Известный русский педагог П.Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребёнок может стать носителем определённого симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности [48].

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей, т. е. на их социализацию.

 

Литература:

 

1.          Волкова А.Н. Социально психологические факторы супружеской совместимости. Дисс касд.психол.наук.Л.,1979.

2.          Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демократический аспекты Л., 1984.

3.          Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования 2002 .№ 2 С.88-93.

4.          Дубровина И.В. и Психология: Учеб. /И.В. Бубровина, Е. Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М., 2003.

5.          Изард К. Эмоции человека М.,2007. 8.Ковалько В.И. здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер 1-4 классы .М.:ВАКО,2007

6.          Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий //»Начальная школа» . М.,2005-№ 11.

7.          Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячилетий.-М.,2001.

8.          Майерс Д.Социальная психология. СПб., 2007.

9.          Материалы 1Х съезда педиатров России и парламентских слушаний«Здоровье детей- проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра.-2001.-№ 3 –С.2-4

10.      Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений . -М.,2002.

11.      Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами //Семья и формирование личности// Под ред. А,А, Бодалева М.,2001. С 45- 59.

12.      Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России //Школа здоровья.2000.Т.7№ 2 С.29-34.

13.      Ткачева В.И..Играем каждый день //Методические рекомендации.-Мн.: НИО, 2001.

14.      Фирсова М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы –М.: Академический проект,2007.-512с.

15.      Холостова Е.И.,Гуслякова Л.Г. Технологии социальной работы –М Инфра -,2004-234С.

16.      Эйдемиллер Г, Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle