Библиографическое описание:

Григорян В. А. Роль семьи и государственных образовательных учреждений в нравственном воспитании курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 905-908.

В статье анализируется проблема нравственного упадка граждан и курсантов образовательных учреждений ФСИН России, пути ее преодоления, роль семьи и государственных органов образования в становлении нравственности курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

Ключевые слова: нравственность, семья, государственные образовательные учреждения, нравственное воспитание курсантов.

 

Современное общество в свете повсеместно проводимых реформ находится на пути построения подлинно гражданского общества, с высоким уровнем требований, формирующее заказ на воспитание культурного и высоконравственного гражданина, способного трезво мыслить и эффективно действовать на благо общественных идеалов и ценностей.

На современном этапе развития российского общества проблема культурного и нравственного упадка, нравственной пассивности индивидов, утрата ценностных ориентаций свидетельствует о недостаточном и некачественном уровне воспитания, осуществляемого семьей и государственными органами образования.

Состояние нравственной и правовой сферы в государстве можно определить по уровню преступности в обществе. Особенное место среди острых проблем современности занимает преступность должностных лиц, коррупция офицеров и курсантов, призванных охранять и защищать от посягательств закон и правопорядок в стране. Криминализация выделенной прослойки населения прямо говорит о критическом падении правовых и нравственных устоев, утраты элементарных представлений о честности, порядочности, чувстве ответственности и общественного долга. Действия человека строятся на его мироощущении, нравственных и моральных установках. Отсутствие у индивидов устойчивого нравственного сознания губительно для общества, государства и разлагает его изнутри.

Добиться возрождения культуры, морали и нравственности, на наш взгляд, можно только путем постоянного культивирования этих качеств в сознании человека и организации более эффективного и качественного процесса воспитания. Нравственное воспитание — это длительная и сложная в реализации деятельность, она сочетает в себе формирование определенной системы знаний о нравственных идеалах и ценностях, нормах поведения; на их основе происходит развитие нравственных чувств и качеств; осмысление своей роли, согласование индивидуальных действий с существующими нормами и требованиями, выражение уважения индивида к закону и всем окружающим с целью приобретения внутренней убежденности и потребности в совершении правомерных и иных действий, согласующихся с общепринятыми нравственными установками.

При рождении человек сразу становится частью общества, которое его окружает. Оно и наполняет его сознание определенным набором необходимых знаний и навыков. Наполнение может обуславливаться действиями как субъективных, так и объективных факторов.

Пожалуй, самым первым и основным источником получения необходимых основ мировоззрения для ребенка является семья. «Семья как подлинная ячейка общества должна закладывать в ребенке духовно-нравственное начало, без которого невозможно его дальнейшее социальное развитие» [1, с. 146]. Факторами, влияющими на ребенка, выступают окружающие люди и их действия, осознанные или нет: семейные ориентиры, отношения между родителями, их общая культура, манера общения, наличие межличностной и социальной активности, наличие национальных или внутрисемейных традиций. В семье ребенок проводит большее количество времени, именно с родными и близкими он находится в постоянном контакте и именно семья обладает наибольшими способностями воспитания гуманного человека.

Родители как самые основные и главные воспитатели для ребенка, с ранних его лет должны осуществлять как общее, так и нравственное воспитание. В период детства и отрочества происходит формирование первых привычек поведения, будущих взглядов и убеждений, прививаются моральные и нравственные основы жизнедеятельности в обществе и от того, насколько они будут освоены, будет зависеть гармоничность развития самой личности, а также характер складывающихся взаимоотношений с обществом. Дети привязаны к родителям безусловной любовью и верой. Поэтому, родительский пример ребенок пародирует и заимствует как правильное и должное, даже абсолютное. Семья является своеобразным «компасом» и ориентиром, направляя детское развитие, формируя основы его характера, воззрений, морального и нравственного облика, посредством передачи совокупности жизненного опыта. А. К. Гулов, исследуя и анализируя развитие нравственных качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста, особое внимание уделяет институту семьи, подчеркивая его особую значимость — «семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни» [2, с. 3].

Прививая «с пеленок» чувства гуманности: доброты, заботливости, отзывчивости, внимательности, эмпатии к окружающим его людям и обществу, родители формируют гуманность в человеке, те основы, которые составляют фундамент его нравственного развития.

Немаловажную, даже особую роль, играют способности родителей в осуществлении правового воспитания. Они должны быть подготовлены к такому важному и сложному процессу. Родители должны иметь высокий уровень личной культуры, багаж знаний о системе как общего, так и нравственного воспитания, осознавать и соизмерять собственные возможности как воспитателя, особенности интеллектуального развития детей в различные жизненные периоды, постоянно являться примером культурного, правового и нравственного поведения, создавать благоприятную семейную среду для гармоничного нравственного воспитания и развития детей.

В процессе приобщения к нравственным ценностям возникновение конфликтов между личностными желаниями и общественными требованиями, — непременное условие морального и нравственного роста личности. Усвоение и принятие выработанных общественных норм и правил является обязательным условием человеческой социализации. За историю человечества было выработано немало механизмов подчинительного воздействия общества на человека: право, политика, мораль, религия, традиции, обычаи, каждая из которых воздействует на индивида по-своему, мораль и нравственность носят глубокий внутренний характер. Человек наедине сам с собой ведет своеобразную борьбу за выбор правильного решения. Постепенно находя определенный компромисс, личность получает удовлетворение от принятого решения, через определенное время должное и ожидаемое поведение, диктуемое обществом, переходит в разряд правильного и единоверного и потребность человека соединяется с общественным требованием.

Постепенно в жизнь ребенка начинают входить особые общественные группы. Школа и ее образовательная программа предполагают систематическое, всестороннее и комплексное развитие личности. Дети получают знания различного характера, приобретают необходимые навыки, приобщаются к жизни коллектива и общества, формируются волевые качества, которые помогают индивиду справляться с возникающими жизненными трудностями, укрепляются духовно-нравственные установки и принципы, которые впоследствии оберегают личность от принятия неверных решений и его деградации, дети учатся самостоятельности, саморазвитию, приобретению жизненной и нравственной целеустремленности.

На современном этапе жизни российского общества посредством тесного сотрудничества семьи и школы выявляются некоторые недостатки или упущения, возникшие в процессе семейного воспитания. В данном случае педагоги оказывают посильную помощь родителям для изменения сложившейся ситуации. Продолжается укрепление в сознании освоенных нравственных норм и ценностей. Школа дает знания и готовит к выбору профессии, а семья отвечает за эмоциональное воспитание, но только воедино они в силах воспитать истинного гражданина.

Синюков В. Н. справедливо утверждает, что «профессиональное поведение предполагает интеллектуальную и психологическую зрелость, достижение которой невозможно непосредственно со школьной скамьи и вне контекста данного общества» [3, с. 28]. Следующим механизмом воздействия на нравственное развитие личности являются средние или высшие учебные заведения. Они также продолжают интегрировать в сознание молодежи общий комплекс необходимых знаний, в том числе, и нравственного характера. Однако, автор считает, что каждое учебное заведение в основном делает упор на профильную подготовку своих выпускников, уделяя небольшое внимание общекультурному и нравственному развитию. Хотя знания о нормах нравственности и морали, являются базовыми для изучения, в независимости от профильности обучающихся, они являются основополагающими факторами социальной адаптации и общего развития человека. Особую роль в данном контексте играет высшее юридическое образование как основной источник подготовки юридических кадров, того «фундамента», на котором базируется правовая система государства.

Образовательные учреждения федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН) России готовят высококвалифицированных специалистов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), в служебные обязанности которых входит постоянное взаимодействие с осужденными с целью их перевоспитания и социализации. В концепции развития УИС до 2020 года указано, что одной из основных целей является «повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития», с решением задачи «изменения идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений» [4]. Поэтому, роль нравственного развития курсантов образовательных учреждений ФСИН России представляется весьма актуальной в свете исполняемых ими служебных и общественных обязанностей. Реализация намеченных планов невозможна без высокого уровня человеческой и профессиональной культуры и нравственности.

Перед курсантами ставится задача педагогического и психологического воздействия на социально трудную категорию населения, а специалист с невысоким уровнем культуры и нравственности, к сожалению, будет не в силах качественно организовать свою служебную деятельность. В этом свете органам и учреждениям, осуществляющим подготовку кадров УИС, необходимо совершенствование проводимой нравственной и культурной политики, постоянного мониторирования этого направления в целях совершенствования подготовки курсантов.

Нравственное воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России предполагает приобретение знаний, развитие чувств, их осознание, переходящих в убеждения, формирование потребностей в нравственном регулировании, перерастающих в прочные привычки нравственного характера, обеспечивающие практические навыки применения. Необходим целый перечень волевых качеств, которые в силах уберечь личность от принятия ложных и неправильных решений; противостоять негативному воздействию и влиянию извне; сформировать твердые, устойчивые желания и стремления честно жить и трудиться; уважительно и человечно относиться ко всем окружающим, внезависимости от его национальности, вероисповедания, принадлежности к различным общественным группам; обеспечить приобретение навыков, позволяющих находить достойное решение в возникающих трудных, спорных жизненных и служебных ситуациях. Существует справедливая закономерность: чем выше уровень нравственного сознания курсантов, тем выше его способность и уровень мотивации в отношении реализации нравственных принципов, столь необходимых в обеспечении качественного уровня жизнедеятельности и служебной практики. Перед образовательными учреждениями ФСИН России стоит задача по организации и достижению высокого уровня воспитания нравственного состояния курсантов, когда каждый из них соблюдал бы нравственные нормы и установки в силу личной внутренней потребности и убеждения, а не под страхом наказания.

В проводимой политике государственных преобразований представляется особо важным и крайне необходимым преодолеть тот нравственный кризис, который сложился, ввиду некоторых социальных, экономических и политический изменений. Необходимо активизировать политику популяризации нравственного воспитания, как основное условие воспитания нравственности и гражданственности у населения.

Веру и потребность в нравственности следует воспитывать у людей с самых истоков становления личности, упорно, своевременно и постоянно работая над этим. Самым мощным в действии звеном в цепи воспитания, безусловно, является семья и ее жизненные установки, именно она играет решающую роль в формировании личности, закладывая основы жизненного мировоззрения и поведения, подобно «строительной организации», возводящей «коробку» будущего дома. Все государственные учреждения воспитания и образования в жизни человека по-своему наполняют, восполняют, обогащают и корректируют заложенную нравственность семьей. Все этапы развития нравственности личности по-своему важны, каждый из них играет важную роль, ни без одного из них не представляется возможным формирование поистине нравственной личности, которая является основой устойчивой государственности.

 

Литература:

 

1.                  Абдуллаева Н. А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: дисс… канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2011. 182 С.

2.                  Гулов А. К. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов: дисс… канд. пед. наук: 13.00.01. Душанбе, 2010. 151 С.

3.                  Синюков В. Н. Юридическое образование и правовая культура // Правовая культура 2009, № 1(6). С. 13–30.

4.                  Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1357449/#ixzz3Tt0MCT42

Основные термины (генерируются автоматически): учреждений ФСИН России, курсантов образовательных учреждений, образовательных учреждений ФСИН, воспитание курсантов, воспитание курсантов образовательных, нравственного воспитания, сознания курсантов, нравственности курсантов образовательных, нравственное воспитание курсантов, нравственного развития курсантов, нравственного сознания курсантов, нравственного состояния курсантов, нравственного воспитания и развития, патриотическое воспитание курсантов, воспитании курсантов образовательных, популяризации нравственного воспитания, сознания курсантов образовательных, Нравственное воспитание курсантов, развитие нравственных, проблема нравственного упадка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle