Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Атаев О. Р., Дадабаев О. Ж. Активизация познавательной деятельности студентов на основе курса «Основы самообучения» // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 433-436.

В статье рассматривается один из методов повышения познавательной активности студентов физического вуза на базе курса «Основы самообучения».

Ключевые слова:учебно-методическая карта, программный материал, система самообучения.

 

Высшее образование наряду со многими отраслями народного хозяйства находится в поиске новых подходов по формированию оптимальной системы учебной деятельности студентов физкультурного вуза. Главным направлением педагогических поисков остаётся повышение познавательной активности студентов. Все создаваемые педагогические технологии имеют личностно-деятельный характер и придают новое звучание принципу индивидуализации обучения. Таким является курс «Основы самообучения».

Учебно-методическая карта по спецкурсу

«ОСНОВЫ САМООБУЧЕНИЯ»

Содержание

Количество часов

Мат. для самост. работы

Формы контр.и отчётн.

Исп. нагляд. пособия

Самост. работа студентов

Наименование тем

 

 

 

1.

Понятие самообучения, входящие в него структуры

2

 

 

 

Опрос, конспект

 

Реферат

2.

Изучение личностных особенностей

 

 

 

Метод. литература

 

 

 

2.1

Научная организация труда

2

 

2

Метод. литература

Конспект

 

Хронометрирова­ние деятельности

2.2

Индивидуально-типологические особенности

 

9

4

Анкеты, опросники

 

 

Заполнение анкет

2.3

Стиль мышления

 

2

 

Опросники

Конспект

 

Заполнение анкет

3

Структура учебной деятельности

 

 

 

 

Конспект

Таблица

 

3.1

Структура деятельности. Виды учебной деятельности

2

 

 

Метод. литература

 

 

Выполнение упражнений

3.2

информация

 

2

 

 

 

 

Выполнение упражнений

4

Способы интенсификации обучения

 

 

 

 

Конспект

 

Выполнение заданий и упражнений

4.1

Повышение производительности и учебного труда

 

2

2

Метод. литература

Зачёт

Табл., рисунки

Выполнение упражнений

4.2

Логическое мышление

 

2

2

Метод. литература

Опрос

 

Выполнение упражнений

5

Система учебной деятельности, понятие компенсации в обучении

 

 

 

 

Зачёт

 

----------

5.1

Оптимальная система учебной деятельности

 

2

2

 

Практическая работа

 

 

5.2

Компенсация в обучении

2

 

 

Конспект

 

 

 

 

Цель спецкурса: развитие потребности в интеллектуальной деятельности, формирование эффективной системы обучения у студентов.

Задачи спецкурса:

1.                  Ознакомить студентов с приёмами саморегуляции и планирования учебной деятельности.

2.                  Увеличить продуктивность учебной деятельности студентов.

3.                  Выявить имеющиеся компенсации учебной деятельности с целью создания оптимальной системы учебной деятельности.

Содержание программы:

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

В том числе

Лекций

Семинаров

Практических занятий

1.

Понятие самообучения, входящие в него структуры

2

2

 

 

2.

Изучение личностных особенностей

12

2

4

6

3.

Структура учебной деятельности

4

2

2

 

4.

Способы интенсификации обучения

8

 

4

4

5.

Система учебной деятельности. Понятие компенсации в учебной деятельности.

6

2

2

2

 

Итого:

32

8

12

12

 

Программный материал

Занятие № 1. Структура процесса самообучения. (Лекция, 2 часа).

Определение границ понятия самообучения. Структура «Я»: индивидуально-типологические оссобенности, психические процессы, знания, умения, навыки, преобладающие ценности личности и мотивация поведения. Виды мышления. Структура обучения. Способы иитенсификациии обучения: научная организация труда, развитие психических процессов, техника быстрого чтения, основы логического мышления.

Занятие № 2. Научная организация труда. (4 часа).

Бюджет времени. Организация режима дня. Оптимальное время сна и отдыха. Суточное, недельное и годовое колебание работоспособности. Техника личного труда. Организация рабочего места, условий труда. Организация действий. Общеорганизационные принципы: перспективность, комплексность, стимулирование, моделирование. Измерения труда.

Практическая работа № 1. Бюджет времени (выполняется внеаудиторно).

Занятие № 3. Индивидуально-типологические особенности личности (6 часов).

Направленность личности. Ценностные ориентации. Интелектуальные, коммуникативные, волевые и эмоциональные особенности личности. Организаторские способности. Вербальные, невербальные характеристики мышления: гибкость мышления, поиск закономерностей, конструктивное мышление, пространственное воображение, способность к рассуждению. Особенности межличностного взаимодействия.

Выполнение упражнений для развития гибкости мышления, абстрактного мышления, пространственного воображения (упражнения с числами, с буквами, последовательности чисел, рисование мысленных картин и т. д.). Выполнение упражнений дифференцированно: для студентов, имеющих высокий объём специальной двигательной активности (СДА) преобладают упражнения на развитие гибкости мышления, конструктивного мышления, способности к рассуждению; для студентов со средним объёмом СДА — конструктивного мышления; для студентов с малым объёмом СДА — гибкости мышления. Также выполнение упражнений рекомендовано внеаудиторно.

Занятие № 4. Стиль мышления (2часа).

Понятие стиля мышления. Характеристики мыслительных стратегий. Особенности аналитического стиля мышления. Характеристика прагматика. Особенности мышления и деятельности реалиста. Синтезаторские особенности мышления. Особенности стиля мышления идеалиста. Сопоставление различных стилей по основным стратегиям мышления. Взаимоотношения между представителями разных стилей.

Практическая работа № 2. Определение стиля мышления (выполняется внеаудиторно).

Занятие № 5. Структура деятельности. Виды учебной деятельности в ВШ (2 часа).

Мотивы и цель деятельности. Программа деятельности. Информационная основа деятельности. Принятие решения. Виды решений: волевое, интеллектуальное, эмоциональное. Подсистема деятельностно-важных качеств. Виды учебной деятельности в ВШ: посещение и работа на лекционных, семинарских и практических занятиях, прохождение практики, работа в библиотеке и читальном зале, подготовка конспектов и рефератов и др.

Практическая работа № 3. Планирование деятельности (выполняется внеаудиторно).

Занятие № 6. Информация (2 часа).

Каналы получения информации. Виды информаци: справочного характера, выражающая результаты чужого опыта, помогающая самообразованию. Способы обработки информации: восприятие, запоминание, систематизация. Составление опорных схем, таблиц, рисунков. Выделение главного.

Выполнение упражнений по составлению опорных схем, таблиц (на примере программного материала по педагогике).

Занятие № 7. Повышение производительности учебного труда (4 часа).

Техника работы с книгой. Прагматический, синтактический, семантический и онтологический уровни понимания. Сплошное и выборочное чтение. Техника быстрого чтения: выявление главной идеи, выделение основных фактов, группировка фактических данных, разбивка материала на смесловые части, поиск и выделение причин и следствий, выявление проблемы. Техника конспектирования. Новые информационные технологии.

Выполнение упражнений, повышающих скорость чтения, конспектирование рисунком (увеличенный объём упражнений для студентов с малым объёмом СДА). Выполнение упражнений внеаудиторно.

Занятие № 8. Логическое мышление (4 часа).

Формы познания: чувственное познание, абстрактное мышлекние. Особенности абстрактного мышления. Понятие. Виды понятий. Отношения между понятиями. Суждение. Отношения между суждениями. Умозаключение. Непосредственные и дедуктивные умозаключения. Законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания.

Выполнение упражнений на нахождение отношений между понятиями, суждениями.

Занятие № 9. Оптимальная система учебной деятельности (4 часа).

Понятие системы учебной деятельности. Условия её оптимального существования. Параметры мотивационного блока. Информационный блок: программные, внепрограммные знания, знания о своих стилевых особенностях, знания о способах работы с информацией. Характеристики деятельного блока.

Практическая работа № 4. Система учебной деятельности.

Занятие № 10. Компенсация в учебной деятельности (2 часа).

Понятие компенсации в учебной деятельности. Внешние и внутренние компенсации. Роль педагога во внешних компенсациях. Особенности формирования внутренних компенсаций: в зависимости от темперамента и стиля мышления. Индивидуальные компенсации учебной деятельности и их влияние на учебный процесс.

Требования к зачёту:

1)                 Выполнение текущих требований подготовки к занятиям.

2)                 Выполнение практических работ.

Вопросы для зачёта:

1.                  Определение границ понятия самообучения.

2.                  Структура «Я».

3.                  Структура обучения.

4.                  Способы интенсификации обучения.

5.                  Психические процессы (свойства, способности) человека.

6.                  Количественные и качественные показатели мышления.

7.                  Понятие стиля мышления. Характеристики мыслительных стратегий.

8.                  Особенности аналитического стиля мышления.

9.                  Характеристика прагматика.

10.              Особенности мышления и деятельности реалиста.

11.              Синтезаторские особенности мышления.

12.              Особенности стиля мышления идеалиста.

13.              Основные мотивы и цель деятельности.

14.              Понятие «программа деятельности».

15.              Определение информационной основы деятельности.

16.              Процесс принятия решения. Виды решений.

17.              Подсистема деятельностно-важных качеств.

18.              Виды учебной деятельности в ВШ.

19.              Каналы получения инфомации.

20.              Виды информации.

21.              Способы обработки информации (перечислить, охарактеризовать).

22.              Бюджет времени. Организация режима дня.

23.              Техника личного труда.

24.              Организация рабочего места, условий труда.

25.              Организация действий. Общеорганизационные принципы.

26.              Измерения труда.

27.              Техника работы с книгой.

28.              Техника быстрого чтения (основные принципы).

29.              Техника конспектирования (основные приёмы).

30.              Новые информационные технологии (понятие).

31.              Понятие. Виды понятий. Отношения между понятиями.

32.              Простые и сложные суждения. Непосредственные и дедуктивные умозаключения (дать понятие, привести примеры).

33.              Раскрыть законы логики.

34.              Понятие системы учебной деятельности. Мотивационный блок.

35.              Понятие системы учебной деятельности. Информационный блок.

36.              Понятие системы учебной деятельности. Деятельный блок.

37.              Понятие компенсации в учебной деятельности.

38.              Внешние и внутренние компенсации.

39.              Индивидуальные компенсации и их влияние на учебный процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle