Библиографическое описание:

Мухамеджанова С. Д. Новые современные педтехнологии в преподавании английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1002-1004.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Новая технология обучения с использованием НИТ позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи, и, во-вторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов. Введение в дидактические средства обучения английскому языку наглядных и, по возможности, хорошо знакомых зрительных образов значительно повышает степень осмысленности учебного материала. Отвечая на вопрос, для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка, ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

-        формировать устойчивую мотивацию;

-        делать занятия более наглядными;

-        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;

-        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;

-        обеспечивать моментальную обратную связь;

-        повышать интенсивность учебного процесса;

-        обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;

-        формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи;

-        расширять словарный запас;

-        реализовать личностно ориентированный и дифференцированный подходы к обучению;

[1] Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей учащихся, их уровня обучения, склонностей. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных программ вызвало огромный интерес у учащихся. Задача преподавателя — активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения иностранным языкам. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении. При этом для студента он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас учащихся формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Конечно, проводятся постоянные наблюдения, анализ занятий, анкетирование, а также опрос учащихся, происходивший в форме беседы с целью выявления особенности воздействия информационных технологий на мотивацию, активность учащихся. Результаты показывают, что заинтересованность в получении знаний, в общении выросла, интерес к оценке немного уменьшился. Мнение родителей и друзей не так важны. Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении иностранного языка, а более весомыми становятся мотивы внутренние. Возросла активность студентов на занятиях английского языка. У студентов появилось чувство удовлетворения от проделанной работы. Новые информационные технологии формируют и развивают мотивации студентов.

Таким образом, под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах образовательного процесса и профессиональной деятельности учителя. Модернизация компьютерных технологий и связанных с ними информационных и коммуникационных средств дидактического и технического обеспечения образовательного процесса предоставляет огромный потенциал для развития личности обучаемого, формирования умений генерирования учебных задач и практической их реализации. Новые информационные технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать грамотными в их применении и внедрении их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».

Ученые-специалисты предлагают следующие формы работы с Интернет-ресурсами: [2]

1.      Использование ресурсов Интернета при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал);

2.      Самостоятельная работа учащихся с Интернет-ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);

3.      Участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);

4.      Переписка по электронной почте;

5.      Создание собственных сайтов;

6.      Общение учителя с коллегами, обмен опытом.

В этой связи необходимо отметить, что использование дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интернет-технологий в содержании среднего образования по иностранному языку осуществляется не системно. Основными причинами такого положения дел является недостаточная концептуальная разработанность теоретических основ использования в учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий и внедрения нетрадиционных методик организации учебной деятельности с помощью средств ИКТ. Использование ИКТ в учебной деятельности порой становится самоцелью для преподавателей, которые не задумываются об эффективности применения средств ИКТ на основе традиционных методов обучения. Изменить ситуацию необходимо с помощью выработки методологических и технологических аспектов использования средств ИКТ в новой информационно-коммуникационной образовательной среде. Объединение нескольких информационных сред на базе ИКТ позволяет реализовать большинство методов обучения, контроля и активизации познавательной деятельности учащихся на качественно современном уровне. Эти технологии создают информационную и коммуникационную среду, в которой учащиеся используют качественно новые возможности для формирования и развития лингвистических навыков (с помощью интегрированной информации различного рода — текст, видео, аудио, графика, анимация и т. д.) и коммуникативных навыков (за счет использования телекоммуникаций, Web-сервисов, сетевых сообществ).

Информационно-коммуникационная образовательная среда и различные методические технологии, реализуемые в ней, обладают большим педагогическим потенциалом и позволяют рассматривать ее в качестве перспективной среды организации учебной деятельности при изучении иностранного языка. В связи с этим огромный потенциал дидактических возможностей средств ИКТ, полно раскрываемых именно в данной среде, даст качественно новые результаты при изучении различных тем английского.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую образовательные технологии:

К примеру игры. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности. Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие — коллективно.

Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10–12 минут учебного времени. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные — желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяются, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.

Обсуждение результатов игры начинаю с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.

 

Литература:

 

1.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образование: пособие для студентов. Е.С.Полат. Ростов, 2005.

2.      Современная технология учебного занятия. Н.А.Морева – 2007.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle