Библиографическое описание:

Тиллаева Ш. М. Обучение иностранному языку в техническом вузе с использованием новых информационных технологий // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1043-1046.

Основная цель языкового обучения в техническом вузе состоит в подготовке такого специалиста, практическое владение иностранным языком которого позволяло бы ему эффективно работать со специализированной иностранной литературой, общаться с коллегами на конференциях, дискуссиях и семинарах, слушать лекции, связанными с проблемами повседневного и профессионального общения; составлять научные доклады, деловые письма зарубежному коллеге; выполнять письменные или устные переводы рефератов и аннотации научных статей.

Естественно, что при таких высоких требованиях к профессионально-практическому владению иностранным языком, предъявляемых к будущему специалисту, все более актуальным становится разработка современных эффективных методик и технологий обучения иностранным языком студентов технических специальностей. Актуальность нашей статьи определяется стремительным развитием новых компьютерных и информационных технологий, которые позволяют будущему специалисту существенно расширить международные контакты с зарубежными коллегами, что, соответственно, привело к необходимости усовершенствования практического владения как разговорным, так и профессионально-ориентированным языком.

Актуальность нашей статьи обусловлена возрастающими требованиями к профессиональной языковой подготовке студентов технических специальностей и отбору учебного материала для обучения монологической речи научно-технических специалистов в ситуациях профессионально-ориентированного общения.

Целью нашей статьи является разработка научно обоснованной и экспериментально-проверенной методике обучения устной монологической речи в ситуациях профессионально-ориентированного общения студентов технических специальностей т. к. знание иностранного языка стало жизненно важным. Однако трудности на пути овладения иностранного языка, в вузах, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого студента в группы. Как известно, имеются современные педагогические технологии, как лингафонные кабинеты, кабинеты мультимедиа и т. д. и стили обучения, как индивидуальные обучения, обучения в сотрудничестве и т. д. в институтах и университетах.

Основная идея этих технологий и стилей — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Студенты бывают разные: oдни быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения преподавателя. Эти дети обычно стесняются задавать вопросы при всей группе.

Поэтому, если детей объединять в небольшие группы и дать им общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то тогда возникает такая ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.

Поэтому слабые студенты стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней. Но есть еще одна версия современного обучения в вузах: студент может осваивать предметы, не выходя из дома через Интернет. Для этого каждая кафедра должна иметь электронную версию заданий, а студент по Интернету имеет возможность узнать тему, решить некоторые задания и получить домашнее задание.

Существующие сегодня CD-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельное действие каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений- каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов. [3]

Какие функции может выполнять компьютер в процессе обучения иностранным языкам?

По отношению к обучаемому компьютер выполняет несколько функций, выступая в качестве обучающего; обучаемого; эксперта, партнера в конкретном виде деятельности; партнера по коммуникации; средства воссоздания условий деятельности; инструмента деятельности, оказывающего информационную и техническую поддержку; технического средства организации дистанционного обучения.

В качестве инструмента деятельности обучаемых и обучающих компьютер применяется в учебном процессе по ИЯ прежде всего для получения информационной и технической поддержки.Функции компьютера в качестве инструмента деятельности основано на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статической обработки данных.

Это позволяет применить его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

 

Какова роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков?

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во — первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами и коммуникации.

Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуется реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог.

В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения. Интересной особенностью компьютеризированного метода обучения является то, что, с одной стороны, компьютер предоставляет обучаемому большую автономию (физическую, социальную, лингвистическую и когнитивную), а с другой стороны, “социолизирует” процесс обучения, позволяя сделать его результат достоянием многих заинтересованных лиц (путем распечатки, работы в сети или распространения через телекоммуникационные сети), а также создавать коллективные творческие работы группами учащихся не только одного класса, но даже учебных заведений, находящихся в разных городах и странах. Это также легче и для студента, и для преподавателя. Такие технологии уже употребляются за рубежом, но не у нас.

В заключении можно сказать, что в технических вузах обучение иностранным языкaм можно и нужно обучать, используя современную методику и технологию в обучении в сотрудничестве, а также разновидные игры с группой. Так как по природе студент интересуется новыми навыками и конкурирует со своими однокурсниками. А обучение в сотрудничестве заставляет студента освоить или спросить не освоившую тему.

 

Литература:

 

1.      Андреев А А. Введение в Интернет-оборудование. Учебное пособие. — М.: Логос, 2003.

2.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для сгуд. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, МБ. Моисеева, АЕ. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — 2-у изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3.      Пегроченков АГ. Компьютеры и Интернет в обучении иностранным языкам / Учитель, 2003. — № 1/

4.      Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранным языкам на базе компьютера // ИЯШ 1999. № 6 //.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle