Библиографическое описание:

Шоев А. Х., Халимжанов Д. Э., Норбутаев Б. А. Инвестиционная политика и инвестиционные проекты в промышленности — залог индустриального развития национальной экономики // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 701-704.

Социально-экономическое развитие каждого государства неразрывно связано с развитием промышленного производства. В свою очередь развитие промышленности немыслемо без промышленного строительства — возведением новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и производств. Ресурсной базой осуществления промышленного строительства являются инвестиции, без которых, по словам президента республики Узбекистан, невозможны ни модернизация, ни обновление, а, следовательно, обеспечение роста промышленного потенциала и всей экономики. Исходя из этого, всестороннее привлечение и направление инвестиций в промышленность приобретает актуальный характер.

Сегодня, благодаря инвестициям, направляемым на развитие промышленности, решаются следующие стратегические задачи:

1.    повышение технического и технологического уровня промышленного производства;

2.    выравнивание развития промышленного потенциала регионов — областей, городов и районов, то есть улучшения размещения производительных сил;

3.    создание качественно новой структуры общественного производства — экономики инновационного типа;

4.    формирование конкурентоспособных отраслей и производств, обеспечивающих эффективные внешнеэкономические связи;

5.    интенсификация, диверсификация и локализация промышленного производства, увеличение доли промышленности в ВВП;

6.    создание новых (дополнительных) рабочих мест и повышение уровня занятости трудоспособной части населения. [1 с. 90]

Процесс вложения инвестиций в промышленность и любую другую отрасль называют инвестированием. В республике Узбекистан инвестирование осуществляется в соответствии с инвестиционной политикой и исходя из инвестиционной программы, ежегодно разрабатываемой и утверждаемой правительством. Существуют отраслевые и региональные инвестиционные программы, которые являются неотъемлемой частью общегосударственной инвестиционной программы и предусматривают дальнейшее расширение и активизацию инвестиционного процесса в стране.

Процесс инвестирования, как понятие, включает в себя объект инвестирования и субъект (инвестор), в качестве которого в условиях рыночной экономики и рыночных отношений могут выступать не только государство, как это было при командно-административной системе хозяйствования, но и предприятия и организации, зарубежные инвесторы, население. Инвестирование может осуществляться как в денежной форме, так и в виде производственного оборудования, технологий, различных модулей. Чаще всего инвестиции — это денежные (финансовые) ресурсы, выделяемые или заинтересованные в их выделении отмеченными инвесторами. К ним также относятся кредиты и субсидии, получаемые от международных финансовых институтов, как правило, на возвратных началах. Связь между объектами и субъектами в процессе инвестирования характеризует собой инвестиционный климат. Чем благоприятнее инвестиционный климат и деловая среда в целом, тем, соответственно, шире и крепче инвестиционные связи, в том числе возможность получения высокого инвестиционного дохода, и наоборот. [1, с.91]

Инвестиции служат для реализации экономических интересов. Отмеченные субъекты инвестирования могут выступать как на стороне спроса инвестиций, так и на стороне предложения. В том и другом случае инвестирование предусматривает изменение состояния экономики к лучшему. Например, на уровне предприятий инвестирование в большинстве случаев осуществляется с целью освоения и выпуска новой продукции, технического перевооружения, реконструкции и расширения производства, а также нового строительства. В инвестировании могут участвовать как отечественные, так и зарубежные инвесторы. При этом для инвестора, особенно зарубежного, большое значение имеет, кроме благоприятного инвестиционного климата, политическая обстановка, стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение.

В Узбекистане осуществляется целенаправленная инвестиционная политика, действует новая законодательная база, к которым относятся Законы «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты и прав иностранных инвесторов», новая редакция Закона «О внешнеэкономической деятельности» и ряд других. Одновременно создана широкая система налоговых льгот и преференций для привлечения в экономику иностранных инвестиций, позволивших не только увеличить темпы инвестирования, но и число совместных предприятий.

Достигнутая за годы независимости макроэкономическая стабильность, углубление экономических реформ и осуществление эффективных институциональных преобразований, постоянное улучшение в стране инвестиционного климата и деловой среды способствовали значительной активизации инвестиционной деятельности, росту прилива в экономику иностранных инвестиций. Одновременно заметно изменились структура и источники финансирования капитальных вложений.

Важно отметить, до обретения республикой государственной независимости о присутствии зарубежного капитала в экономике особо говорить не приходилось, инвестиционный «портфель» страны был «свободен» от иностранных инвестиций. Сегодня ситуация совершенно иная, иностранные инвесторы без особой боязни и оглядки участвуют в инвестиционных процессах, активно входят в «узбекский» рынок. В соответствии с действующим законодательством они могут осуществлять на территории Узбекистана инвестиционную деятельность путем:

-        долевого участия в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан;

-        создания и развития хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

-        приобретения имущества, акций и других ценных бумаг;

-        приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

-        приобретения права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами;

-        вложения прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и т. д.

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестирование на территории республики и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству, и получать от этого выгоду, преумножать вложенный капитал.

С участием зарубежных инвестиций и кредитов за годы независимости осуществлено строительство таких крупных объектов как: Асакинский и Самаркандский автомобильные заводы, Бухарский нефтеперерабатывающий завод, Шуртанский газо-химический комплекс, Дехканабадский завод калийных удобрений, Сургильский газо-химический комплекс (находится на стадии сдачи в эксплуатацию), а также налажено промышленное производство ряда экспортоориетированной продукции на территории свободно-индустриальной экономической зоны «Навои», специальных индустриальных зон «Ангрен» и «Джизак».

Привлечение инвестиций (отечественных и иностранных) происходит, как правило, под конкретные проекты, где отражается обоснование экономической целесообразности, объём и сроки осуществления инвестиций, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством, установленными стандартами, нормами и правилами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Процедура обоснования того или иного проекта должна включать в себя:

-               технический анализ — определение наиболее эффективных для данного проекта техники и технологий;

-               коммерческий анализ (маркетинговый) — анализ рынка сбыта продукции и услуг, которые будут производиться после реализации данного инвестиционного проекта;

-               институциональный анализ — оценка организационно-правовой, управленческой, политической среды, в которой будет проходить реализация проекта и приспособление самой организационной структуры к проекту;

-               социальный (социально-культурный) анализ — исследование воздействий инвестиционного проекта на жизнь местного населения;

-               анализ окружающей среды — выявление и экспертная оценка возможного ущерба, наносимого этим проектом окружающей среде, и предложение способов смягчения или предотвращения этого ущерба;

-               финансово-экономический анализ — сопоставление затрат и выгод от реализации данного инвестиционного проекта. [1 c. 94]

В последнем случае необходимо исходить из интересов и выгод не только инвесторов, финансирующих проект, но и всего общества, особенно, когда речь идет о реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе и особенно осуществляемых на межграничной территории.

Правительство заинтересовано в реализации наиболее привлекательных, с точки зрения развития экономики и научно-технического прогресса, инвестиционных проектов, нашедших отражение в Программе «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011–2015 годах». Для обеспечения поступательного развития промышленности и сохранения высоких темпов экономического роста значительная часть капитальных вложений направляется в производственное строительство.

В осуществляемой стратегии инвестирования приоритет отдается проектам, предусматривающим создание новых высокотехнологичных производств, нацеленных на глубокую переработку местных сырьевых ресурсов, увеличение выпуска экспортной продукции, создание новых или дополнительных рабочих мест. Основными партнерами Узбекистана по реализации инвестиционных проектов в настоящее время являются такие известные в мире компании, как «Дженерал Моторс», «Тексако» (США), «МАН», «Даймлер Бенц», «Клаас» (Германия), «БАТ» (Великобритания), «Максам» (Испания), «Исузу», «Иточу» (Япония), «Лукойл», «Газпром» (Россия) и другие. Если говорить об участии международных финансовых институтов, то инвестиционными партнерами Узбекистана выступают Азиатский банк развития (АБР), Всемирный банк, Исламский банк развития (ИБР), инвестиционные банки Южной Кореи, Китая, Японии и некоторых других государств.

Отдавая должное участию зарубежного капитала в инвестиционных и других преобразованиях экономики, важно отметить не меньшую, если не большую, роль отечественных инвесторов, в первую очередь Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, уставной капитал которого в настоящее время составляет более 7 млрд. долларов США. Средства Фонда направляются на финансирование стратегических инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению, прежде всего, базовых отраслей экономики, а также на формирование современной производственной инфраструктуры. Благодаря активному участию Фонда завершена реализация 16 инвестиционных проектов общей стоимостью почти 2 млрд. долларов. в частности строительство Дехканабадского завода калийных удобрений, проект освоения полиметаллического месторождения «Хандиза», строительство магистрального газопровода «Ахангаран-Пунган» через перевал «Камчик», реконструкция и модернизация крупнотоннажных агрегатов аммиака на ОАО «Ферганаазот» и ОАО «Максам-Чирчик», строительство высоковольтной линии мощностью 500 кВ ПС «Гузар — ПС «Сурхан», реконструкция Каршинского каскада насосных станций на месторождениях «Памук» и «Денгизкуль», обновлен воздушный флот НАК «Узбекистон хаво йуллари» и многое другое.

В фоне общего роста инвестиционной активности не остается незамеченным улучшение отраслевой структуры капитальных вложений, способствующего оптимизации межотраслевых пропорций, созданию высокотехнологичных промышленных производств, росту объема выпуска экспортной продукции. Так, за годы независимости наблюдается рост инвестиций на развитие топливно-энергетического и металлургического комплекса, промышленности строительных материалов. Значительные инвестиции были направлены на развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, лёгкую промышленность и другие отрасли. Это позволило повысить производственный потенциал промышленности и увеличить ее долю в ВВП.

В заключение хотелось бы отметить всесторонне взвешенная и своевременно принятая под предводительством президента республики Узбекистан И.Каримова в начале 90х годов «Узбекская» модель перехода к рыночным отношениям спустя десятилетия оправдывает себя как наиболее приемлемая в условиях Узбекистана, положительный эффект которого наблюдается в росте количественных и качественных показателей экономики страны; когда в кризисный 2008 и последующие годы рост ВВП страны составлял не менее 8 % ежегодно, что на наш взгляд связано с целенаправленной инвестиционной политикой государства направленной прежде всего на техническое и технологическое перевооружение существующих и строительство новых промышленных комплексов на территории страны.

 

Литература:

 

1.          Махмудов Э. Х. Промышленность Узбекистана: экономика, размещение, приоритеты развития (вопросы теории и практики) — Т.: Иктисодиёт, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle