Библиографическое описание:

Досмаханова Р. А., Ажиев К. О., Файзуллаева А. Х. Дебатная технология на уроках русской литературы // Молодой ученый. — 2015. — №7.2. — С. 71-73.

В настоящее время литература, как никакой другой предмет общеобразовательной программы нуждается в новых формах организации учебных занятий. Сегодня учитель литературы стоит перед сложной задачей: как обучить не читающее поколение в век обесценивания слова, потока информации через СМИ и интернет. Известно, что в выпускном ХI классе предмет «литература» перестал быть обязательным экзаменом при итоговой аттестации школьников за курс средней школы, что значительно снизило интерес к данной дисциплине у большей части учащихся. Следует отметить, что количество учащихся, выбирающих русскую литературу как четвертую дисциплину, в последний год резко уменьшилось. Ситуация усугубляется общим снижением общественного интереса к чтению художественной литературы. Известно, что литература – вид искусства и форма общественного сознания. В связи с этим при анализе художественного произведения обучающийся является одновременно читателем, реципиентом и испытывает воздействие искусства слова. Понятно, что плодотворная работа на занятии по литературе предполагает теперь не только знание текста произведений и умение анализировать его, но и навыки сопоставления различных точек зрения на это произведение, выяснение которых логичнее всего проводить в форме дискуссий, диспута. Организовать дискуссию на литературную тему, научить обучающегося следить за содержанием своей речи и ее правильностью и в то же время слышать собеседника, тактично и доказательно отстаивать свое мнение – сложная задача.

Более приемлемым видом организации диспута на занятии по литературе, на наш взгляд, являются «Дебаты». Рассматриваемая нами проблема диалогизации современного образовательного процесса имеет философские и психолого-педагогические предпосылки в  исследованиях М.Бубера, М.Бахтина, В. Библера, Ф. Розенцвейга, Д. Бома и других ученых. Так, М.Бахтин полагает, что доминирующим началом человеческого существования является межличностная коммуникация, то есть «быть – значит общаться» [1, с. 312]. Понимание познания как непрекращающегося диалога человека (человечества) с природой, социумом, самим собой неизбежно ведет к необходимости иного осмысления образовательного процесса образования и осознания его коммуникативных связей и специфики учебного диалога. Практика подтверждает эффективность использования дебатов на занятиях по русской литературе и позволяет дать определение учебным дебатам как метода обучения и средству диалогизации образовательного процесса. Дебаты (в педагогическом аспекте) – это жанр проблемного обучения, направленный, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, на формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций.

Дебаты как технология развивающего обучения эффективна на занятиях по русской литературе. Одной из актуальных проблем общества является в настоящее время проблема эмоционального общения людей. Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. В этом смысле дебаты представляют собой «прения, формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)» [2, с. 158].           Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента занятия: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения «обратной связи» или организации самостоятельной работы обучающихся. Использование дебатов как формы занятия требуют большой предварительной подготовки и включение всех обучающихся в ходе занятия.

В методической литературе [3] выделяют несколько видов дебатов. Так, классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма занятия. Такому занятию предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или вся аудитория) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед занятием определяются спикеры. Организация «модифицированных» дебатов допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается «группа экспертов», которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент занятия или форма проверки знаний обучающихся. Разновидностью модифицированных дебатов можно считать «экспресс – дебаты». В таких дебатах подготовка сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на занятии по материалу учебника или лекции преподавателя. Этот тип использования формата дебатов можно рассматривать как элемент «обратной связи», закрепление учебного материала или форма активизации познавательной деятельности.

Дебатную технологию на уроках словесности целесообразно использовать с учетом специфики  литературы как вида искусства и формы общественного сознания. Так, эксперт международной программы «Дебаты» С.А.Василевская выделяет несколько форм дебатов на уроках русской литературы: текстовые дебаты, дебаты на основе литературоведческого анализа,  литературно-критические дебаты, проблемные дебаты, скоростные дебаты.            «Текстовые дебаты» рекомендуются на ранних этапах обучения игре, для учеников среднего звена или для учащихся, не владеющих,  в достаточной мере, русским языком (учеников казахских школ) и не имеющих навыков чтения русской литературы, а также в качестве формы контроля преподавателем качества чтения обучающихся. Аудитория  делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только цитаты из изучаемого произведения. Примеры: 1. «Аркадий - представитель нового поколения» (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"). Цель: Путем накопления текстового материала учащиеся должны увидеть определенную близость героя дворянскому миру отцов и одновременно демократическому лагерю детей, выяснить причину двойственности героя; 2. Онегин – лишний человек (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»); 3. И один в поле воин, если он Чацкий! (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).           

Урок в форме «дебатов на основе литературоведческого анализа» позволит продемонстрировать хорошую ориентацию учащихся в художественном тексте, умение самостоятельно анализировать отдельные сцены, сопоставлять образы, знание контекста эпохи, в которую было создано произведение. Пример: 1. Н.В. Гоголь считает, что Чичиков - человек будущего. Цель: в ходе выступлений понять авторскую позицию, трагичность творческого пути писателя; 2. Татьяна Ларина – «верный идеал» Пушкина. Цель: в ходе выступлений понять пушкинскую концепцию образа Татьяны.

«Литературно-критические дебаты» проводятся на основе ранее изученных статей известных русских критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Аннекова. Обучающиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонентами. Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины (драма А.Н. Островского "Гроза"). Цель: учащиеся должны сопоставить понимание драмы Добролюбовым с позицией Писарева, сформулированной им в статье «Мотивы русской драмы». Возможен другой тип дебатов данного типа: сопоставление точки зрения критика с точкой зрения команды учащихся. Пример: «Обломов - последний в ряду лишних людей» (Добролюбов). Утверждающая команда отстаивает мнение Добролюбова, а отрицающая опровергает его с помощью своих собственных доказательств.

«Проблемные дебаты» предполагают, что охватываемый обучающимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Обучающиеся должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема. Пример: Герой, не выдержавший испытание любовью, не состоятелен как личность. Цель: дать учащимся понимание того, что в русской литературе существуют
вечные (сквозные) темы, выработать навык аналитического мышления,
упорядочить представления о различных этапах литературного процесса,
продемонстрировать особенности авторского видения проблемы. Данный вид дебатов, на наш взгляд, является самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции «За» и «Против».

«Скоростные дебаты» иначе можно назвать мини-дебатами, так как проводятся они один на один и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Для темы занятия берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает преподаватель, позднее вся аудитория). По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 минуты каждый) и их вопросы друг другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары. Затем выводы обсуждаются в аудитории. К примеру, на уроке по теме «Противоречивость характера Базарова (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)» можно предложить следующие темы для мини-дебатов: Базаров любит и понимает народ; Базаров неспособен чувствовать прекрасноеБазаров - истинный друг Аркадия; Спор с П.П. Кирсановым  Базаров проиграл; В сцене дуэли Базаров проявил большую человечность, чем Павел Петрович. Базаров - преданный сын своих родителей; Базаров сам сделал невозможным свое счастье в любви. Заметим, что существуют минипроблемы, по которым выбор однозначной позиции сложен, а по некоторым пунктам практически невозможен.

Эффективность использования дебатов на уроке литературы во многом зависит от осознания преподавателем возможности и целесообразности их применения: при изучении той или иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала; для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением преподавателя создать условия для эффективного взаимодействия на занятии; установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение преподавателя и обучающихся организовать деловое общение.

Таким образом, «Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях существования в социуме. «Дебаты» – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса. Поэтому дебатная технология позволяет решить одну из главных задач обучения литературе как пробуждение личностного мотива, привитие интереса к предмету, развитие стремления к речевому и духовному самосовершенствованию. На уроках литературы, проведенных в форме дебатов, обучающиеся приобретают навыки ведения спора  с самыми разными оппонентами, активно отстаивать свою точку зрения, осваивать новые виды деятельности, в результате чего повышается качество знаний.

 

Литература:

1.         Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.-  М.: Художественная литература, 1979 – 341 с.

2.         Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990. -  797 с.

3.         Светенко Т.В. Дебаты: Учебно-методический комплект. - М.: Издательство «Бонфи», 2001. - 296 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle