Библиографическое описание:

Шабалин Р. В., Куимова М. В. О развитии толерантности как качества личности // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 672-674.

Высшим результатом образования является терпимость

Хелен Келлер

Толерантность, терпение, умение воспринимать чужой образ жизни очень важны для обеспечения стабильности и консолидации общества. Учить слушать, слышать, вести диалог, уважать собеседника, быть терпимым друг к другу нужно в семье и в школе. Преподаватель должен создавать условия для формирования культуры, содействовать повышению коммуникативной компетентности, учить обучающихся вступать в диалог, самовыражаться.

Воспитание толерантности направлено на развитие потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми безотносительно их национальной, социальной, религиозной принадлежности, мировоззрения и поведения [5]. В целом, исследователи отмечают следующие качества толерантной личности:

-        терпимость к различиям;

-        чуткость, расположение к другим;

-        способность к сопереживанию;

-        доброжелательность;

-        снисходительность;

-        открытость;

-        умение владеть собой;

-        умение слушать и слышать;

-        чувство юмора;

-        гуманизм [1, 2, 7].

Развитие толерантности требует инновационных подходов к организации образовательного процесса, направленности на развитие знаний и умений общения, социально-психологических, этических и моральных качеств. Коммуникативная направленность обучения формирует гибкость в решении задач, стимулирует взаимопонимание, учит предотвращать конфликтные ситуации, формирует толерантное мировоззрение [4, 6].

Развитию толерантности способствуют:

а)       аудиторная работа (изучение дисциплин гуманитарного цикла: литература, история, естествознание, иностранный язык и т. д.):

-        творческие работы;

-        проекты;

-        беседы;

-        дискуссии и т. д.

б)      внеаудиторная работа, участие в:

-        творческих клубах;

-        научных обществах;

-        олимпиадах;

-        конференциях;

-        фестивалях;

-        конкурсах национальной песни, кухни, костюмов;

-        спортивных мероприятиях;

-        волонтерских движениях и т. д.

Уровень нравственности, духовности и толерантности обучающихся предполагает не только усвоение учебного предмета, но и психологическую готовность к терпимости, принятие и уважение многообразия культур, развитие независимого мышления, основанного на моральных ценностях, развитие чувства собственного достоинства и уважения к другим [3].

Воспитание толерантности подразумевает формирование приветливости, дружелюбия, навыков конструктивного отношения к проявлениям различий между людьми, терпимости к традициям, обычаям других народов, навыков независимого, критического мышления.

Таким образом, формирование толерантного отношения и толерантного поведения, миролюбия, отзывчивости, внимания, уважения по отношению к другим, развитие умений осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, совершенствование внутреннего духовного потенциала являются важными задачами современного образования.

 

Литература:

 

1.      Гурьянов А. Качества толерантной личности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 58.

2.      Зелова Т. П. Формирование толерантности «Толерантность — гармония многообразия». http://festival.1september.ru/articles/411279/ (дата обращения: 31.03.2015).

3.      Калимуллин Р. Х. Духовно-нравственное воспитание молодежи — путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–5. С. 1035–1039.

4.      Можейкина Л. Б. Развитие толерантности подростков в рамках образовательного процесса // Омский научный вестник. 2007. № 2 (54). С. 181–183.

5.      Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Теоретические основы формирования толерантности личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 930.

6.      Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2007. № 10. С. 1204.

7.      Тучина О. Р. Толерантность и самоинтерпретация личности // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 192–212.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle