Сравнительная оценка деятельности отдельных кооперативов Воронежской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ольховиков, А. А. Сравнительная оценка деятельности отдельных кооперативов Воронежской области / А. А. Ольховиков, Н. В. Грищенко, Н. А. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7.3 (87.3). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17137/ (дата обращения: 19.04.2024).

Прогрессивные члены общества издавна искали пути создания справедливых взаимоотношений между государствами, государством и предпринимателями, предпринимателями и потребителями их продукции и услуг.

На протяжении трех столетий прошлого века формы кооперативного строительства развивались, совершенствовались, что в конечном итоге способствовало созданию Международного Кооперативного Альянса – объединения кооперативов различных форм и видов в рамках мирового сообщества.

В России всплеск кооперативного движения приходится на начало XX века – период наиболее бурного развития капиталистических отношений в стране. Но октябрьская революция 1917-го года затормозила поступательное развитие кооперативного строительства. В результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов демократические принципы ведения кооперативного хозяйства были заменены жестким государственным регулированием их функционирования.

Рыночные преобразования отрицательно сказались на социальной базе кооперации и ее кадровом потенциале. С 1990 года по 2012 год численность работников кооперативного хозяйства сократилась более чем в 7 раз (100 /13,6 = 7,35 раза), а численность пайщиков - в 8,5 раз (100 /11,7).

Аналогичная ситуация складывалась и в Воронежском союзе потребительских обществ, но темпы снижения численности пайщиков (- 89,9 %) и сотрудников кооперативов (-77,1 %) были даже несколько выше, чем в среднем по потребительской кооперации страны. Необходимо отметить, что доля пайщиков в численности населения области систематически снижается, и достигла в 2012 году своего минимального значения – 2,6 %. Данный факт является свидетельством растущего недоверия населения к возможности улучшить свое благосостояние с помощью кооперативного движения.

По состоянию на 1 января 1996 года организации потребительской кооперации обслуживали через свои торговые предприятия 37 % населения Российской Федерации и 86 % сельского населения [9, с.26], то есть Центросоюз РФ еще оставался ведущей торговой организацией на селе. Начиная с 1991 года ситуация кардинально меняется. В 1992 году доля оборота розничной торговли потребительской кооперации в общем объеме продаж снизилась до 19 %, а в 1995 году она составила уже лишь 5 %. [9, с.43]

Снижение численности обслуживаемого населения, пайщиков и работников потребительских обществ наряду с сокращением доли кооперативного оборота в обороте розничной торговли страны свидетельствуют о потере Центросоюзом РФ своих лидирующих позиций в одной из ведущих отраслей экономики страны. [1, с.44]

Данный вывод подтверждает исследование тенденций развития оборота розничной торговли в Воронежской области по данным таблицы 1.

Таблица 1

Динамика оборота розничной торговли Воронежской области за 2002 – 2013 гг.

Показатели

2002г.

2005г.

2008г.

2010г.

2013г.

Темп роста

за период,

% или +,-

1

2

3

4

5

6

7

Воронежская область

Численность населения,

тыс. чел.

2374,4

2313,6

2270,0

2261,6

2329,0

98,1

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

43,5

83,3

150,4

193,3

368,6

8,5 раз

-уд. вес реализации

непродовольственных товаров в обороте, %

48,4

60,0

62,9

58,8

60,3

+11,9

Продажа товаров на душу населения, тыс. руб.

18,3

36,0

66,3

85,5

158,3

8,6 раз

Воронежский союз потребительских обществ

Численность обслуживаемого населения, тыс. чел.

810,8

585,0

453,0

445,0

427,0

52,7

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

1,35

1,71

2,89

3,46

4,53

3,4

-уд. вес реализации

непродовольственных товаров в обороте, %

25,6

27,8

30,2

30,2

26,5

+0,9

Продажа товаров на душу населения, тыс. руб.

1,42

3,56

6,33

7,78

10,61

7,5 раза

Доля численности населения, обслуживаемого кооперацией в общей численности населения области, %

35,0

26,0

20,0

20,0

18,3

-16,7

Удельный вес оборота кооперативной торговли в обороте розничной торговли области, %

3,1

2,1

1,9

1,8

1,2

-1,9

Превышение продажи товаров на душу населения в целом по области над соответствующим показателем по кооперативной торговле, раз

12,9

10,1

10,5

11,0

14,9

-

Воронежская область является одним из лидеров по темпам роста оборота розничной торговли в стране. С 2002 года по 2013 год объем продажи товаров в области вырос в 8,5 раз. Вместе с неуклонным ростом оборота розничной торговли, улучшалась и его структура.

Так, удельный вес реализации непродовольственных товаров в обороте розничной торговли вырос почти на 12 процентных пункта; неуклонно сокращалась доля розничных рынков и ярмарок в формировании оборота розничной торговли. В 2013 году она составила 6,9% и снизилась только за последние три года на 2,4 процентных пункта, что является ярким свидетельством повышения качества торгового обслуживания населения Воронежской области. [10, с.265]

Продажа в расчете на одного жителя Воронежской области за рассматриваемый период выросла в 8,6 раза и составила в 2013 году 158,3 тыс. руб. или 13192 рубля в месяц.

Но в последние три года темпы роста продажи товаров стали снижаться, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом в обороте снизилась доля продажи непродовольственных товаров, что служит тревожным сигналом для работников торговой отрасли. По мнению ряда экспертов, негативные изменения в структуре оборота розничной торговли и темпах его роста в связи с объявлением санкций Российской Федерации рядом стран Европы и США в дальнейшем будут усиливаться. [7, с.58]

Ведущей отраслью деятельности системы потребительской кооперации Воронежской области, давшей ей название, является розничная торговля. Ее доля в совокупном объеме деятельности Воронежского областного союза потребительских обществ за исследуемый период выросла с 66,7 % в 2002 году до 79,7 % в 2013 году [2, с. 363].

Можно констатировать, что в кооперативной торговле Воронежской области ситуация складывалась не лучшим образом. В первую очередь, следует отметить ухудшение конкурентных позиций потребительской кооперации на рынке потребительских товаров. Доля оборота кооперативной торговли в обороте розничной торговли за одиннадцать лет сократилась с 3,1 % до 1,2 %, то есть более чем в два с половиной раза. А ведь в советские времена кооперативная розничная торговля занимала в обороте региона практически треть от всех продаж (29 %). Конечно, сказываются объективные причины (более низкие доходы сельского населения, ускоряющиеся процессы урбанизации, старение сельского населения и т.п.). Но сопоставление размеров продаж в расчете на душу населения в целом по области и по кооперативной системе свидетельствует о серьезных недостатках в области организации кооперативной торговли.

Оборот розничной кооперативной торговли области за 2002 – 2013 г.г. вырос в 3,4 раза. Но если учесть, что цены за это время по данным Воронежского областного статистического управления выросли в 2,65 раза, то реальный прирост продаж составил лишь 28,3 %:(3,4 / 2,65 = 1,283), то есть чуть более двух процентов в год. Вряд ли данный процесс можно назвать развитием. Скорее это похоже на «топтание на месте».

Перед руководителями и специалистами Воронежского союза потребительских обществ стоит сложная задача по разработке стратегии выхода из сложившейся непростой ситуации. Ситуация в целом по Воронежскому облпотребсоюзу складывается из результатов деятельности отдельных районных потребительских обществ. Для сравнения возьмем два районных потребительских общества Воронежской области – Новоусманское и Семилукское райпо. Оба кооператива работают примерно в равных условиях: территории одноименных районов практически равны и непосредственно примыкают к городу Воронежу, численность населения районов также примерно одинакова – около 70 тыс. человек. [7, с.53]

Результаты деятельности исследуемых кооперативов за прошедшие девять лет представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная оценка деятельности Семилукского и Новоусманского райпо за 2009 – 2013 гг.

 

 

Показатели

Семилукское райпо

Новоусманское райпо

Г о д ы

2013гк 2005г

Г о д ы

2013гк 2005г

2005

2009

2011

2013

2005

2009

2011

2013

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.Совокупный объем деятельности,

млн. руб.

64,1

104,2

104,8

117,0

182,5

156,4

236,3

308,0

342,7

219,1

2.Оборот розничный торговли,

млн.руб.

58,2

85,2

104,8

117,0

201,0

126,0

191,1

273,2

313,6

248,9

2.1.Оборот в

ценах 2005 г. млн.руб.

58,2

54,2

59,3

58,3

100,2

126,0

121,6

154,7

170,7

135,5

2.2.Оборот на 1 человека,

тыс. руб.

2,1

3,7

4,6

7,1

в 3,4 раза

4,1

6,2

8,8

11,5

в 2,8 раза

3.Уд. вес реализации непродовольственных товаров, %

20,6

19,2

12,0

14,6

- 6,0

п.п.

41,8

48,9

44,1

46,9

+ 5,1

п.п.

4.Прибыль от продаж, тыс. руб.

833

2271

3449

2194

174,3

9185

9580

9947

14720

160,3

5.Рентабельность

продаж, %

1,43

2,66

3,29

1,24

- 0,19

п.п.

7,29

5,01

3,64

4,30

- 2,99

п.п.

6.Численность:

6.1.работников, чел.

 

190

 

135

 

95

 

88

 

46,3

 

394

 

312

 

280

 

240

 

60,9

6.2.пайщиков, чел.

3635

1636

1624

1206

33,2

6850

3513

3142

2826

41,3

6.3.обслуживаемого населения, тыс.чел.

27,5

23,0

23,0

16,6

60,3

30,9

30,9

30,9

29,8

96,5

7.Среднегодовая

заработная плата

работника райпо,

тыс. руб.

2,4

7,4

7,6

11,4

в 4,7

раза

3,1

8,8

12,3

15,5

в 5

раз

 

Если нас интересует деятельность потребительских обществ как социально-экономического явления, то сравнение следует начать, по нашему мнению, с их социальной значимости, роли в жизнедеятельности сельских районов.

В 2005 году оба кооператива обслуживали около 40 % жителей своих районов. В 2013 году Новоусманские кооператоры практически остались на позициях 2005 года, а в Семилукском районе численность населения, обслуживаемого кооперативной торговлей, сократилась почти на 40 %.

Настораживает другой факт. Социальная и экономическая база потребительских обществ систематически сужается. Численность пайщиков – собственников потребительских обществ – в исследуемом периоде имеет устойчивую негативную тенденцию к снижению. В Новоусманском райпо этот процесс идет более медленно, по сравнению с Семилукским райпо. Но даже в благополучном, Новоусманском райпо доля пайщиков в численности обслуживаемого населения не превышает 10 %. По нашему мнению, степень доверия местного населения кооперативному движению снижается.

Вернуть доверие может, на наш взгляд, диверсификация кооперативного хозяйства. Но данные таблицы 2 свидетельствуют об обратном процессе.

Сопоставление динамики совокупного объема деятельности и оборота розничной торговли свидетельствуют о сокращении объемов выручки в традиционных для потребительских обществ видах предпринимательства. Так, в Семилукском райпо прекращены производство товаров народного потребления, деятельность предприятий общественного питания, оказание услуг населению, сокращаются объемы закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у сельских жителей, для многих их которых личное подсобное хозяйство является основным источником доходов.

В Новоусманском райпо ситуация в области диверсификации кооперативного хозяйства выглядит несколько лучше. Кооператоры занимаются производством безалкогольных напитков, кондитерских и макаронных изделий, мясных полуфабрикатов и другой продукции в собственных предприятиях общественного питания. Но объемы производства, сферы услуг, закупок сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2005 годом значительно сократились.

Снижение объемов и направлений деятельности не могло не отразиться на численности работников кооперативов. Она сокращается в обоих обществах, но темпы ее снижения в Новоусманском райпо гораздо ниже, чем у соседей. Да и абсолютные величины численности персонала, средней заработной платы говорят о конкурентных преимуществах Новоусманских кооператоров.

Данные примеры свидетельствуют о снижении роли потребительских обществ в экономической жизни районов своей деятельности.

Оборот розничной торговли выступает как один из важнейших показателей кооперативной торговли, определяющий мощность торговой организации, по его величине можно судить об объеме деятельности кооператива. Стоит заметить, что оборот розничной торговли в Новоусманском райпо больше, чем в Семилукском почти в 3 раза, да и темпы его роста значительно выше, но, к сожалению, значительно ниже соответствующего показателя в среднем по области.

За исследуемый период темпы роста оборота розничной торговли исследуемых потребительских обществ значительно отстают от темпов роста продаж других торговых систем, что свидетельствует о снижении роли, кооперативного оборота в торговом обслуживании сельского населения. Об этом же свидетельствует и такой важный показатель, как продажа товаров на душу населения. В целом по области данный показатель в 2013 году составлял 158,3 тысяч рублей, в среднем по кооперативной торговле области – 10,6 тыс. руб., по Новоусманскому райпо – 11,5 тыс. руб., а в Семилукском райпо – 7,1 тыс. руб., то есть в 1,6 раза меньше, чем в Новоусманском райпо. Это свидетельствует о слабой организации торговли в Семилукской кооперации.

Продажа на душу населения за девять лет увеличилась в Новоусманском райпо в 2,8 раза, а в Семилукском – в 3,4 раза, что позволило несколько сократить разрыв по данному показателю. Но продажа в расчете на одного человека по исследуемым кооперативам составляет от среднеобластного показателя лишь 7,3% и 4,5 % соответственно.

Доля реализации непродовольственных товаров в целом по Воронежской области увеличилась за девять лет на 0,3 п.п. В Новоусманском райпо она выросла на 5,1 п.п. Что касается Семилуксого потребительского общества, то доля реализации непродовольственных товаров в обороте розничной торговли снизилась на 6,0 п.п., что свидетельствует о слабой организации маркетинга и торгового обслуживания населения.

Для реальной оценки динамики оборота розничной торговли необходимо изучение его соотношение в сопоставимых ценах.

В Семилуском райпо реального роста продаж практически нет (+0,2 %). В Новоусманском райпо наблюдается реальный рост продаж на 35,5 %, но это значительно ниже, чем в целом по области.

Изучение динамики объемных показателей деятельности потребительских обществ, как некоммерческих предприятий, очень важно для оценки степени выполнения ими своих уставных задач. Но Новоусманское и Семилукское райпо осуществляют свою деятельность в условиях жесткой рыночной конкуренции. В связи с этим немаловажная роль в рейтинговой оценке их работы должна отводиться рыночным критериям, среди которых доминирует прибыль. Темп роста прибыли от продаж Семилукского райпо за девять лет составил почти 175 % и превысил соответствующий показатель по Новоусманскому райпо почти на 15 процентных пункта. Но абсолютная величина данного показателя у Новоусманских кооператоров в 6,7 раза выше, чем в Семилукском райпо, что свидетельствует об их более выгодном финансовом положении. Рентабельность продаж в обоих кооперативах за девять лет снизилась, но ее величина в Новоусманском райпо в 3,5 раза больше, чем в Семилукском райпо, что в очередной раз подчеркивает конкурентные преимущества кооператоров Новоусманского района.

В заключении следует подчеркнуть, что у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития, так как в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации осуществляется в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителя, за доступ к ресурсам и их размещению. Но история развития потребительской кооперации свидетельствует, что у системы есть значительный потенциал для дальнейшего развития в рыночной среде.

 

Литература:

1.    Грищенко Н.В. Практические аспекты повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия в условиях конкурентной среды / Н.В. Грищенко, Е.В. Куликова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - №12. - 2014 - С. 42-45.

2.    Грищенко Н.В. Тенденции развития розничной торговли Воронежской области / Н.В. Грищенко, А.А. Ольховиков // Экономика и предпринимательство. - №12 (ч.3). - 2014 - С. 363-365.

3.    Грищенко Н.В. О методологическом подходе к оценке рисков деятельности предприятий на Российском рынке / Н.В. Грищенко, Е.В. Куликова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - №11. - 2014 - С. 17-22 .

4.    Грищенко Н.В., Ольховиков А.А. Стратегический анализ финансового состояния организаций: теоретико-методологические аспекты: монография / Н.В. Грищенко, А.А. Ольховиков. Воронеж.2012.

5.    Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за январь – декабрь 2013 года. – М.: Центросоюз РФ, 2014. – 88 с.

6.    Семененко С.В., Сыроижко В.В. Современное развитие потребительской кооперации как фактор обеспечения возрождения сельских территорий / С.В. Семененко, В.В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4 (48). С. 170-178.

7.    Серебрякова Н.А. Основные проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала Воронежской области / Н.А. Серебрякова, Е.Л. Смольянова // Региональная экономика: теория и практика. - №2. - 2009. - С. 52-60.

8.    Серебрякова Н.А. Прогнозирование экономических показателей на основе трендовых моделей / Н.А.Серебрякова, Н.В.Грищенко // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - №3. - 2012. - С. 55-59.

9.    Сыроижко В.В., Голикова Г.В. Концептуальные подходы к развитию заготовительной деятельности потребительской кооперации Воронежского региона / В.В. Сыроижко, Г.В. Голикова // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 1 (376). С. 26-35.

10.              Сыроижко В.В., Воронова М.А., Щеблыкина Н.И. Оценка наличия ресурсов сырья для заготовительной деятельности кооперативных организаций / В.В. Сыроижко, М.А. Воронова, Н.И. Щеблыкина. Воронеж, 2014.

11.              Сыроижко В.В., Голикова Г.В. Концепция развития заготовительной деятельности в Воронежской области / В.В. Сыроижко, Г.В. Голикова // Крымский экономический вестник. 2014. № 5 (12). С. 78-81.

12.              Тупахина Н.С. Современная демографическая политика в России и пути ее реализации / Н.С. Тупахина, А.А. Аксененко // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - № 3. – 2013. - С. 214 - 218.

Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, Новоусманское райпо, Воронежская область, кооперативная торговля, потребительская кооперация, раз, оборот, общество, продажа товаров, сельское население.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы хозяйствования потребительских...

Потребительские общества и их союзы различно адаптируются на современном рынке потребительских товаров и услуг.

Охват денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров, товарооборотом потребительской кооперации в...

Состояние и направления развития материально-технической...

Павловское районное потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное по

Основной вид деятельности Павловского райпорозничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной...

Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация, молоко

Распространение потребительских обществ по территории России происходило

Эта торговля составляла 1/3 всего оборота Союза и оценивалась в сотни тысяч рублей.

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...

Оборот розничной торговли на душу населения. тыс. р.

Основные термины (генерируются автоматически): потребительский рынок, розничная торговля, Белгородская область, территория области, экономическое развитие региона, социально-экономическая...

Потребительская кооперация России и Волгоградской области.

Ключевые слова: потребительская кооперация, кооперативы, кооперативное движение.

продажа товаров осуществляется по умеренно-рыночным ценам и только за наличные деньги

Первое сельское потребительское общество в России возникло в 1869 г. в станице...

Развитие кооперации в России | Статья в журнале...

Вступление в потребительское общество было обязательным условием для всего взрослого населения страны.

Основные термины (генерируются автоматически): кооператив, потребительская кооперация, кооперативное движение, сельское хозяйство, вид...

Характерные черты территориально-хозяйственного комплекса...

Воронежская область, предприятие, Воронеж, пищевая промышленность, территория области, Россошь, сельское хозяйство, валовый региональный продукт, кооперативная торговля, хозяйственный комплекс.

Применение дисконтных программ в организациях...

Целью развития торговой деятельности, было и остаётся укрепление позиций потребительской кооперации на местных рынках, повышение ее доли в обороте розничной торговли территорий.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы хозяйствования потребительских...

Потребительские общества и их союзы различно адаптируются на современном рынке потребительских товаров и услуг.

Охват денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров, товарооборотом потребительской кооперации в...

Состояние и направления развития материально-технической...

Павловское районное потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное по

Основной вид деятельности Павловского райпорозничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной...

Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация, молоко

Распространение потребительских обществ по территории России происходило

Эта торговля составляла 1/3 всего оборота Союза и оценивалась в сотни тысяч рублей.

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...

Оборот розничной торговли на душу населения. тыс. р.

Основные термины (генерируются автоматически): потребительский рынок, розничная торговля, Белгородская область, территория области, экономическое развитие региона, социально-экономическая...

Потребительская кооперация России и Волгоградской области.

Ключевые слова: потребительская кооперация, кооперативы, кооперативное движение.

продажа товаров осуществляется по умеренно-рыночным ценам и только за наличные деньги

Первое сельское потребительское общество в России возникло в 1869 г. в станице...

Развитие кооперации в России | Статья в журнале...

Вступление в потребительское общество было обязательным условием для всего взрослого населения страны.

Основные термины (генерируются автоматически): кооператив, потребительская кооперация, кооперативное движение, сельское хозяйство, вид...

Характерные черты территориально-хозяйственного комплекса...

Воронежская область, предприятие, Воронеж, пищевая промышленность, территория области, Россошь, сельское хозяйство, валовый региональный продукт, кооперативная торговля, хозяйственный комплекс.

Применение дисконтных программ в организациях...

Целью развития торговой деятельности, было и остаётся укрепление позиций потребительской кооперации на местных рынках, повышение ее доли в обороте розничной торговли территорий.

Задать вопрос