Библиографическое описание:

Масликова Т. И., Тимощук С. А., Зинева И. И. Образовательная инноватика: к постановке вопроса // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 42-44.

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Ключевые слова:образование, образовательная инноватика, профессиональное образование, инновационная структура, университетский комплекс, инновационная модель, профессинальная компетенция, интеграция.

 

Модернизация образования в настоящее становится важнейшим национальным приоритетом. В настоящее время нуждается в теоретическом и методическом обосновании концепция инновационного непрерывного профессионального образования и управления таким образованием. Образование служит одним из источников экономиче­ского роста страны, поскольку делает более производительным труд каждого отдельного человека и повышает способность к восприятию и использованию на практике инноваций, то есть кадры работают не только производительнее, с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются ресурсами. Более того, инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров, которые генерируют новые идеи и осуществляют их реализацию. Следовательно, образование выступает как один из факторов экономического развития, что и обусловливает выделение обществом необходимых и достаточных средств на развитие высшей школы с помощью тех или иных механизмов [1].

Применительно к экономике образования суммарный эффект от функционирования элементов системы многоуровневого образовательного комплекса не может быть равен простой сумме эффектов от деятельности каждого из элементов образовательной системы. Это эффект от всего многоуровневого образовательного комплекса одновременно и равен сумме общего эффекта каждого элемента системы и приращений эффектов от функционирования каждого элемента системы в отдельности. Образование представляет собой социальный институт, включающий в себя множество элементов. В силу наличия многообразных связей между элементами образования как системы она обладает сложной структурой, причём взаимное влияние элементов носит нелинейный характер. В таких условиях эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется совершенством организационных форм образования. Именно по этой причине назрела необходимость перехода от экстенсивного пути развития образования к интенсивному, где важным компонентом выступает образовательная инноватика.

Образовательная инноватика – многоаспектная сфера науки, изучающая процессы развития высшей школы, на основе новой парадигмы образования. Наиболее полное определение этой инновации связано с актуально значимыми и системно самоорганизующимися новообразованиями, которые возникают на основе разнообразия инициатив и нововведений. Образовательную инновацию можно разделить на новое знание как продукт научного исследования и образовательную технологию как услугу по новому способу изучения. Наибольшее распространение имеют инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий. Вторая характерная черта – профилизация и специализация. Третья черта образовательных инноваций – непрерывное образование человека в течение всей его жизни как новая глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания. Систему можно представить как единство технологических, экономических, педагогических и организационных нововведений. В России преимущественно формируются экономические инновации под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов [2]. К ним можно отнести новые механизмы государственного финансирования образования, диверсификацию источников финансирования, студенческое самофинансирование, налоговое стимулирование инвестиций, новые механизмы оплаты труда, экономию от масштаба и интеграции образовательной деятельности. Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений и позволяет усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг.

Следовательно, образовательная инновация формируется как товар, который невозможно физически измерить, а также воспользоваться без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и необходимой информированности, предварительной подготовки. Для того чтобы образовательная инновация была признана товаром, она должна представлять собой единство потребительской стоимости и стоимости. Одной из главных особенностей инновации в качестве нового знания, по сравнению с другими материальными товарами, – ее нематериальный характер. В отличие от новых материальных продуктов труда инновация как знание не подвержена физическому износу до тех пор, пока она морально не устареет. Потребительная стоимость новых знаний в процессе потребления не поглощается в отличие от новых товаров, а также услуг, потребляемых в процессе производства. Она создается разными видами интеллектуального труда. Образование в целом и образовательные инновации в частности рассматриваются, как процесс предоставления образовательных услуг, где выделены две составляющие:

1. товары, поскольку они создаются трудом (имеют стоимость), производятся для других (обладают потребительской стоимостью), поступают в пользование другим лицам посредством купли-продажи, имеют цену;

2. образование и образовательные инновации являются специфическими товарами – услугами образования и услугами инноваций [3].

Следовательно, образовательные инновации выступают самостоятельной подсистемой, аккумулирующей в себе свойства товара и услуги. В инновационном образовательном учреждении управление спросом и предложением на образовательные инновации, сбалансирование затрат и доходов приобретает первостепенное значение. Проблема интеграции науки и образования позволяет осуществить достаточно радикальный переход от учебно-образовательного процесса к научно-образовательному процессу, преобразовать структуру изучения учебной дисциплины в структуру научного исследования, которая является оптимальной для развития творческих способностей студентов и профессионализма преподавателей. При этом подчёркивается, что российская высшая школа исторически выросла именно на основе последовательного осуществления принципа единства учебной и научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, поэтому неверно было бы утверждать, что интеграционные процессы в России начались с реализации Болонского процесса и являются для российского образования новыми [4]

В эпоху глобальных пе­ремен во всей мировой системе хозяйствования и смены парадигм социально-экономического развития, образовательная система, обеспечивающая процессы успешного воспроизводства информации и знаний как основных факторов обще­ственного производства, призвана обеспечить формирование новой экономики. В её основе лежат фундаментальные философские категории "информация" и "знания", вовлеченные в хозяйственный оборот. Новая экономика нуждается в адекватных формах развития и передачи научных знаний, обеспечивающих устойчивые процессы подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов. Системы образо­вания становятся сферой стратегических интересов, обеспечивающей национальную безопасность и устойчивое экономическое развитие национальных систем хозяйствования. В настоящее время наблюдается все большая интеграция усилий в этой области не только представителей различных учебных заведений, но и разных государств. В образовании как нигде действует принцип «сочетания сотрудничества с конкуренцией», соблюдение которого обеспечивает формиро­вание новой конкурентной модели образовательного рынка и приведет к эффек­тивному решению существующих проблем. Процессы глобализации рынка образования, реальная интеграция России в общеевропейское и мировое образовательные пространства должны быть обеспечены адекватными мерами по модернизации российской профессиональной школы. В этом же ключе необходимо формировать экономико-правовое пространство, способствующего устойчивому развитию всей системы образования как отрасли национальной экономики.

Создание инновационных структур профессионального образования, функционирующих на принципах открытости, а также развитие их элементов в виде отдельных образовательных учреждений, которые активно и широко используют современные дистанционные образовательные технологии и информационно-коммуникационные системы при организации образовательных процессов; можно интерпретировать как процесс очагового роста новой модели инновационного развития образовательного комплекса [5].

Формирование инновационных моделей профессионального образования тесно взаимосвязаны с проблемами оценки их потенциала в области обеспечения качества результатов деятельности, с проектированием, организацией и управлением инновационными сетевыми образовательными учреждениями в форме университетских научно-образовательных сетевых комплексов в системах открытого дистанционного образования и носят междисциплинарный характер [6].

Таким образом, развитие инновационных моделей сетевых учреждений профессионального дистанционного образования требует комплексной разработки ключевых направлений совершенствования институциональной, экономической, правовой среды и нормативно-законодательной базы при условии сохранения преемственности принципов проведения государственной политики в области открытого дистанционного образования. Это создает субъективные предпосылки положительной динамики развития процесса закрепления в экономическом обороте инвестиционных механизмов развития человеческого, интел­лектуального и научного капиталов в форме инновационных моделей сетевых структур профессионального образования.

 

Литература:

1.    Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили. - М.: Знание,1980.

2.    Муслимова А.Ф. Самостоятельная работа как условие творческого развития студентов / А.Ф. Муслимова // СПО – 2001.– № 4. – С. 42 – 43.

3.    Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура: контекст истории и современность: учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий. - Ростов: Издательский центр «МарТ», 2000.

4.    Вхождение в единое информационное пространство: проблемы, перспективы: Сб.науч.тр.: Экономика, право, педагогика. – Тамбов: ТГТУ. – 1998. – 220с.

5.    Леонтьев А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков / А. Леонтьев //ВВШ. -№12. – 1999.- С.13-18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle