Библиографическое описание:

Кульнева И. И., Гусева Л. П., Кульнева З. В. Система управления деятельностью организации – контроллинг // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 36-40.

Процесс управления организацией в современных условиях требует нового комплексного подхода к решению многочисленных проблем в управлении организацией. Проблемы управления возникают под воздействием внутренних и внешних факторов.

К внутренним фактором относится среда принятия решений в организации. К внешним – быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, конкуренция, рыночные оценки эффективности деятельности организации, неопределенная правовая сторона деятельности организации.

Условия неопределенности, в которые может попадать организация, связанны с недостаточной или неполнотой информацией для нормального оперативного управления организацией. Поэтому в организации необходимо создать информационную базу или специальный инструмент управления, который позволит своевременно выявить неблагоприятные ситуации внутри организации, а также причины, вызвавшие эту ситуацию, обеспечивать информацией руководителя организации, ставить перед ним цели. Как следствие появится возможность прогнозировать изменение состояния дел в организации.

Одним из таких инструментов является контроллинг.

Контроллинг является одной из систем управления деятельностью организацией, обеспечивает принятие и выполнение принятых решений, посредством различных методов и приемов.

Контроллинг является новой системой в теории и практике современного управления организацией. Контроллинг появился на стыке управленческого учета, экономического анализа, планирования и менеджмента. Управление организацией, с его появлением, переходит на новый, качественный уровень. Кoнтроллинг позволяет координировать деятельность всех служб и подразделении организации, направляет на достижение как оперативных, так и стратегических целей.

Таким образом, контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы в организации. Оно связано с реализацией финансово-экономической, комментирующей функции в менеджменте, для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Можно выделить несколько причин появления контроллинга в современных организациях:

1. Нестабильность как внешних (обострение конкуренции на внутренних и мировых рынках), так и внутренних (объемы производства, поиск надежных партнеров) факторов;

2. Возникла необходимость поиска новых и совершенных систем управления организацией, которые обеспечивали бы надежность функционирования организации;

3. Отсутствие информационной базы и комментариев различных вариантов управленческих решений.

Контроллинг прошел долгий путь развития. Этапы его роста напрямую связаны с изменениями во внешнем бизнесе, так как организациям было сложно обойтись старыми методами управления. Контроллинг был и остается необходимым для эффективного и успешного ведения бизнеса в современных условиях.

Цели контроллинга в организации условно можно разделить на общие и специальные.

Общие цели – это направление деятельности организации. Они всегда совпадают с ее целями.

Общие цели контроллинга выражаются в достижении определенной прибыли и рентабельности в организации, в оптимизации затрат, в обеспеченности уровнем ликвидности.

То есть данные цели контроллинга являются обычным управлением организации. Они заключаются в обеспечении руководства организации информационно-аналитической и методологической поддержкой, для принятия правильных управленческих решений с целью получения максимальной прибыли. Это достигается при помощи анализа и расчета затрат в организации, выявлении, в результате данного анализа, отклонений факта от плана, а так же планирования и бюджетирования деятельности организации.

Общие цели можно поделить на 4 наиболее значимые цели контроллинга:

- обеспечение контроля;

- обеспечение управления;

- гармонизация и интеграция системы управления;

- обеспечение качества управленческих решений.

Специальные цели исходят из общих целей и относятся к определенному (специфическому) виду контроллинга.

Для достижения поставленных целей системы кoнтрoллинга необходимо решить определенные задачи. От взаимосвязи и взаимодействия различных элементов данной системы необходимо достижение конкретных финансовых показателей, по которым можно вынести решение об эффективности управления и дальнейшего развития организации.

Таким образом, основная задача кoнтрoллинга состоит в создании в организации эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений, которые должны обеспечить оперативные и стратегические цели организации. Это достигается путем контроля учета, реализации плана, обеспеченности руководства организации оперативной информацией.

Так как целью коммерческой организации является получение максимальной прибыли, то с помощью кoнтрoллинга необходимо решить задачи связанные с управлением затратами и финансовыми результатами деятельности организации.

Задачи кoнтрoллинга в сфере производственного (управленческого) учета включают в себя создание особой системы сбора и обработки информации, которая необходима для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства в организации. Необходимо организовать учет затрат не только по структуре выпускаемой продукции, но и по калькулированию себестоимости, по технологическим процессам и фазам производства, по рынкам сбыта, покупателям, по подбору или разработке методов учета затрат и критериев их оценки, финансовых и экономических показателей для оценки деятельности организации по подразделениям в целом.

Процесс планирования заключается в выполнении следующих задач кoнтрoллинга:

- разработка методов планирования и бюджетировния;

- определение источников информации для планирования и т.д.

Работники службы кoнтрoллинга участвуют в составлении единого оперативного плана организации, принимают участие в разработке планов организации (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), а также координируют отдельные планы по времени и содержанию, проверяют составленные планы на полноту и сроки выполнения.

При этом служба кoнтрoллинга не должна определять, что планировать, а должна только рекомендовать, как и когда планировать, насколько детально это нужно делать. Службе кoнтрoллинга надо оценить возможность реализации запланированных мероприятий. В функции службы входит необходимость установить возможность отклонения факта от плана и определить максимальные границы отклонения. Периодически планирование необходимо подвергать анализу, с целью усовершенствования методов планирования.

Для контроля над реализацией планов, надо разработать методику проведения этого контроля, определить объем, время и место проведения контроля. Разрабатываются оперативные контрольные документы, определяются предельно допустимые отклонения факта от плана, затем проводится анализ отклонений, выясняются причины их появления. Затем данные систематизируются, объединяются, вырабатываются предложения и мероприятия по минимизации отклонений или корректируются в дальнейшем плановые данные.

В задачу кoнтрoллинга по обеспечению руководства организации аналитической информацией входит разработка информационной системы, выбор и метод обработки информации.

Система кoнтрoллинга обеспечивает сбор, обработку информации, предоставляет руководству существенную информацию для принятия управленческих решений. В специальной службе кoнтрoллинга в организации также разрабатываются и отчеты для управленческого учета. Данные в отчетах должны соответствовать потребностям тех, кому они предназначаются, и целям, для которых они готовятся. Следовательно разработанные отчеты должны быть представлены в сжатой, четкой и простой для понимания форме. Главное при составлении управленческого отчета информация должна быть актуальна, своевременна, достоверна.

В настоящее время любая форма учета и анализа, в том числе и кoнтрoллинг, базируется на информационных технологиях. Это значительно сокращает затраты времени и средств на обмен данными, увеличивает объемы переработки информации, снижает трудоемкость учетно-аналитических процессов.

В задачи кoнтрoллинга входит сравнение уровня производительности, доходности и затрат, с аналогичными организациями-конкурентами, разработка методики налогового планирования в организации и разработки мероприятий по снижению налогового бремени. Это обеспечит планомерное развитие организации в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

Теперь рассмотрим функции кoнтрoллинга. Вначале говорилось, что основная цель кoнтрoллинга – достижение поставленных перед организацией целей, которые помогают осуществить функции кoнтрoллинга.

Учитывая, что цели организации зависят от многих факторов (внешние и внутренние, желания руководителя, конкурентов и т.д.), то в различные моменты времени цели перед организацией могут быть совершенно разные. Поэтому и функций кoнтрoллинга постоянной изменяются и адаптируются к возникающей ситуации.

Можно выделить следующие основные функции кoнтрoллинга:

- сбор и обработка информации, необходимой для принятия управленческих решений и планирования деятельности организации;

- разработка методов и ведение контроля по реализации планов, формирование системы стратегического и оперативного планирования;

- сбор, обработка, анализ информации и предоставление руководству организации для принятия управленческих решений, исследование тенденций развития организации в условиях рыночной экономики, координация управленческой деятельности по достижению поставленных целей.

В зависимости от видов, кoнтрoллинг подразделяется на:

- стратегический;

- оперативный;

- диспозитивный (ситуационный).

Стратегический кoнтрoллинг – помогает организации эффективно использовать имеющиеся у нее преимущества и создает новые потенциалы успешной деятельности в перспективе.

Данный вид кoнтрoллинга необходим для внутреннего анализа менеджерам и собственникам организации при выработке стратегических целей и задач. То есть контролеры должны помогать менеджменту в выработке направлений деятельности организации, установлении ключевых целевых показателей деятельности, разработке путей и стратегии их достижения, определении факторов успеха при разработке мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей и задач.

Кроме того, они должны участвовать в создании информационной системы для более раннего обнаружения отклонений и выработке исправления данных изменений для адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности организации.

Оперативный кoнтрoллинг – без него не происходит движение к стратегическим целям. В организации необходимо устанавливать оперативные цели в гармонии со стратегическими. Достигается это исходя из текущего состояния бизнеса, затем организация пошагово должна приближаться к своим стратегическим целям.

Достигать оперативные цели можно по-разному и с разной скоростью. Для достижения поставленной цели надо наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы организации.

Между стратегическим и оперативным кoнтрoллингом существует определенная связь: с одной стороны стратегический кoнтрoллинг указывает направления для движения оперативному кoнтрoллингу, с другой стороны, оперативный кoнтрoллинг фиксирует скорость движения и израсходованные ресурсы. Здесь проверяется реалистичность стратегических целей, и, если необходимо, предлагается руководству организации пересмотреть эти цели или достичь их иным путем.

В краткосрочном плане кoнтрoллинг обеспечивает выживаемость организации и получение прибыли, в долгосрочном – адаптирует стратегическое развитие организации в изменяющихся условиях внешней среды.

Различия в рассматриваемых направлениях кoнтрoллинга состоят в охватываемом временном периоде: оперативный кoнтрoллинг реализует свои функции на краткосрочном отрезке времени (до года), а стратегический кoнтрoллинг не привязан жестко к временным рамкам (средне- и долгосрочный период).

Объектами стратегического контроля являются такие показатели, как цели, стратегии, потенциалы и факторы успеха, сильные и слабые стороны организации, шансы и риски, рубежи и последствия.

Функция стратегического кoнтрoллинга состоит в обеспеченности выживаемости организации, в достижении долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами, изыскания резервов для развития организации, а также в отслеживании намеченных целей развития.

Главной целью оперативного кoнтрoллинга является создание такой системы управления, которая эффективно помогает достигать текущие цели организации, а также оптимизирует соотношение «затраты-прибыль».

Диспозитивный кoнтрoллинг обобщает и регулирует исполнение оперативного и стратегического планов.

Диспозитивный кoнтрoллинг можно определить фразой «что делать, если дело делается неправильно».

Диспозитивный кoнтрoллинг – это план-фактное сопоставления оперативного плана, выявление отклонений и принятие решений об обратном воздействии на бизнес-процессы, в случае, если выявленные отклонения ставят под сомнение достижение оперативных целей.

Существует большое количество методов кoнтрoллинга. Классифицируют методы следующим образом – выделяя общие основные методы, которые используются многими науками: моделирование; абстрагирование; анализ; синтез; аналогия; индукция; дедукция; конкретизация. 

Кроме того, в соответствии с областями деятельности предприятия, существует своя классификация методов кoнтрoллинга: маркетинг; производство, снабжение, инвестиции, финансы, персонал, стратегическое планирование и анализ.

Информационные материалы, используемые службой кoнтрoллинга для изучения финансово-хозяйственной деятельности организации, довольно разнообразны. Разделяются данные материалы по характеру содержащихся в них сведений и характеризуемому периоду финансово-хозяйственной деятельности, этапам образования, источникам поступления информации. При этом, информация, содержащаяся в них, бывает как плановой, так и фактической.

Плановая информация включает в себя текущие и перспективные планы и прогнозы, а также все виды заданий.

Нормативная информация – это технико-экономические нормы и нормативы, а также прогнозы, проекты экономического развития организации. Как пример к ним можно отнести нормы и нормативы затрат труда и заработной платы, объемы расхода сырья и материалов при выпуске готовой продукции, топлива и энергии, использования производственных мощностей, использование различных способов учета затрат на производство продукции, работ, услуг и др.

Учетная информация в системе контроллинга представляет собой бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность. В данную группу входят первичные бухгалтерские документы, отчеты материально-ответственных лиц, а так же прочие отчеты, составляемые на различных уровнях управления.

Внеучетная информация – это протоколы собраний, справки о ходе и достигнутых результатах, акты проверок и результаты аудиторских проверок, а также материалы сплошных и выборочных обследований.

По стадиям образования (формирования) информацию в кoнтрoллинге можно разделить на первичную, сводную и обработанную.

Первичная информация представляет собой исходную стадию, т.е. стадию возникновения сведений. Она фиксирует конкретные процессы, хозяйственные и финансовые операции. В состав данной группы информации входят накладные, табеля учета рабочего времени, акты, протоколы совещаний, инвентаризационные ведомости и т.п.

Сводная информация формируется в результате свода первичной документации. Это бухгалтерский баланс, другие формы бухгалтерских отчетов, статистические отчеты и другие разнообразные обобщенные материалы.

 

Литература:

1.      Гусева Л.П., Кульнева И.И., Лахина Л.Ф. Методы контролинга и внутренний контроль качества: взаимосвязь и различия / Л.П. Гусева, И.И. Кульнева, Л.Ф. Лахина // Молодой ученый. 2014. №21 (80). С. 294-298.

2.      Солдатов В. В. Финансовый контроллинг: место и роль на производственном предприятии / В. В. Солдатов // Справочник экономиста. 2013. № 7. С. 38-44.

3.      Сыроижко В.В., Воронова М.А., Лахина Л.Ф. Сущность, содержание и назначение контроллинга в деятельности предприятий и организаций / В.В. Сыроижко, М.А. Воронова, Л.Ф. Лахина // Крымский экономический вестник. 2014. № 2 (09). С. 184-188

4.      Сыроижко В.В., Кульнева И.И., Щеблыкина Н.И. Роль контроллинга в современной системе учета, контроля и управления организацией / В.В. Сыроижко, И.И. Кульнева, Н.И. Щеблыкина // Молодий вчений. 2014. №5-1 (08). С. 113-116.

5.      Сыроижко В.В., Гусева Л.П., Воронова М.А.  Современные подходы к оценке стоимости предприятий в условиях нестабильности и неопределенности / В.В. Сыроижко, Л.П. Гусева, М.А. Воронова // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. С. 344-349.

6.      Сыроижко В.В., Андреева А.А., Солянникова А.А. Особенности оценки технико-технологического потенциала отечественных промышленных предприятий / В.В. Сыроижко, А.А. Андреева, А.А. Солянникова // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 9-10. С. 323-329.

7.      Gryshchenko N.V., Serebryakova N.A., Syroizhko V.V. МETHODOLOGY OF COST MANAGEMENT BUSINESS ORGANIZATION IN CONDITIONS OF INSTABILITY / N.V. Gryshchenko, N.A. Serebryakova, V.V. Syroizhko // В книге: Sustainable economic development of regionsby L. Shlossman. Vienna, 2015. С. 14-26.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельности организации, управленческих решений, развития организации, цели организации, принятия управленческих решений, руководства организации, управления организацией, руководству организации, развитие организации, управления деятельностью организации, сторона деятельности организации, эффективности деятельности организации, оперативного плана организации, направление деятельности организации, стратегические цели организации, цели контроллинга, планирования деятельности организации, бюджетирования деятельности организации, оценки деятельности организации, результатами деятельности организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle