Библиографическое описание:

Золотарев А. С. Побочные эффекты реформирования системы юридических лиц в гражданском праве России // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 26-27.

Статья посвящена изменениям системы юридических лиц в гражданском законодательстве России и проблемам ее совершенствования на современным этапе.

Ключевые слова:юридические лица, Центральный банк России, специализированное финансовое общество, общество проектного финансирования, Гражданский кодекс РФ, гражданское законодательство, закон.

 

Любая цивилизация выстраивается на определенной экономической основе. Правовой основой функционирования любой экономики является частное право, элементом которого является гражданское право и производные от него предпринимательское, коммерческое и торговое право, если использовать российскую терминологию [1].

Принятая в 2009 году Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации и в частности реорганизация системы юридических лиц [2] потребовала значительных усилий законодателей и юридического сообщества. Трудности перевода положений Концепции на строгий и лаконичный язык права обусловлены сложностями сопряжения реалий рыночной экономики с ее глобалистическим вектором развития и базовых ценностей российского права, обусловленных ее историческими корнями [3]. Упразднение одних, искусственно навязанных российскому правопорядку конструкций, таких как закрытое акционерное общество или госкорпорация, сопровождается созданием новых, по меньшей мере "сырых" с теоретической стороны правовых форм юридических лиц. С сожалением приходится констатировать относительную низкую востребованость традиционных для России форм ведения предпринимательства [4], в частности товариществ и артелей (производственных кооперативов), общее количество которых составляет соответственно 535 (0,13%) и 5382(0,14%) в общем массиве 3974474 зарегистрированных коммерческих юридических лиц (данные декабрь 2014 г.) [5].

Принятый 5 мая 2014 года федеральный закон [6] оказался сильным реформирующим средством, он в корне поменял систему юридических лиц в России, но как любое сильное "лекарство" породил некоторые побочные эффекты, о которых и пойдет речь ниже.

Не ставя себе задачи характеристики всей системы (а реформу главы 4 "Юридические лица" Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предпринятой Федеральным законом от 5 мая 2014 года следует считать системной), остановимся на двух флуктуациях этой системы: на закреплении (а точнее упразднении) статуса Центробанка России и закреплении в законе о ценных бумагах по сути нового юридического лица: специализированных финансовых обществ.

Согласно новой редакции п.4 ст.48 ГК РФ "правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации".

Федеральный закон "О центральном банке РФ" [7] в ст.1 повторяет ту же самую формулировку: "Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

Конституция РФ [8], к которой отсылает нас Федеральный закон, в ст.75 гласит, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (ч.1), и что "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти" (ч.2). Но наибольший интерес для нас представляет связка двух других норм: п.4 ст.84 ГК РФ о том, что статус Центробанка определяется федеральным законом о нем и ч.3 ст.1 этого закона, который гласит: "Банк России является юридическим лицом". Круг, что называется, замкнулся. В нашу задачу не входит анализ положения Центробанка РФ. Мы лишь демонстрируем юридическую нелепость его статуса: он – просто юридическое лицо. На наш взгляд, выведение даже одного субъекта из системы правового регулирования разрушает всю систему полностью.

Другим неупомянутым в ГК РФ юридическим лицом является так называемое специализированное общество. Упоминание о нем содержится, почему то в законе о рынке бумаг [9], а не в ГК РФ. Причем глава 3.1, посвященная данному виду юридического лица внесена в текст закона сравнительно недавно [10]. Вступили в действие положения о совершенно новом юридическом лице с 1 июля 2014 года и какой-либо практики его деятельности еще не наработано, однако вопросы относительно смысла введения данного юридического лица уже возникают.

В соответствии с этим законом целями и предметом деятельности специализированного финансового общества являются в частности приобретение имущественных прав требовать (курсив мой – А.С.) исполнения от должников уплаты денежных средств по кредитным договорам, договорам займа и иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств; осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований (курсив мой – А.З.)

Соответственно целью и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования является финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам (курсив мой – А.З.), которые возникнут: в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта; в связи с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта; путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществления эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества [11].

Нам предлагается конструкция юридического лица, в целом подпадающего под признаки хозяйственного общества, но без малейших признаков коллегиальности в управлении и контроле, без права нанимать работников в штат, то есть организация, состоящая из одного лица (единоличного руководителя). Но эта организация имеет права выпускать облигации. Согласно ст.2 того же Закона о ценных бумагах облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Мы получаем следующую ситуацию: на одном концу финансовой сделки – долг, на другом конце - облигация как ценная бумага гарантирующая выплату ее стоимости, между ними юридическое лицо в составе одного человека без сотрудников, штата, коллегиального исполнительного и контролирующего органа. Возникает вопрос: насколько надежна данная схема в части гарантий прав вкладчиков? Не навязан ли неизвестным нам лоббистами некий формально законный инструмент для совершения сделок сопряженных со злоупотреблением правом? [12].

 

Литература:

1.        См.: Семененко С.В. Российское предпринимательство в XX – начале XXI века: история, право, теория и практика/ С.В. Семененко, В.А. Тонких, О.Е. Фарберова. - Воронеж: Научная книга, 2012.

2.        Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС. – 2009. - № 11.

3.        Фарберова О.Е. История становления и развития российского предпринимательства / О.Е. Фарберова, В.А. Тонких //Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2014. - Т.2. – North Charleston, USA.

4.        Фарберова О.Е. Российское предпринимательство: историко-философский феномен / О.Е. Фарберова, В.А. Тонких // Proceedings of the 1st International Academic Conference “Science and Education in Australia, America and Eurasia: Fundamental and Applied Science” (Аustralia, Melbourne, 25 June 2014). Volume II. “Melbourne IADCES Press”. Melbourne, 2014. - С. 458 - 460.

5.        Коммерсантъ. Картотека. Статистика юридических лиц. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kartoteka.ru/info_jur

6.        О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 2014. – № 19. - Ст. 2304.

7.        О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2014): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// Собрание законодательства РФ. –2002. - № 28. - Ст. 2790.

8.        Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.

9.        О рынке ценных бумаг (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015): Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - № 17. – 1996. – 22 апреля. - Ст. 1918.

10.    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2013 N 379// Собрание законодательства РФ. – 2013. - 23 декабря. -№ 51. - Ст. 6699.

11.    Гусева Л.П., Мануковская А.Н. Сохранность имущества: юридические и экономические аспекты / Л.П. Гусева, А.Н. Мануковская. Воронеж, 2012.

12.    Фарберова О.Е. Бизнес и государство в современной России / О.Е. Фарберова, В.А. Тонких, М.А. Алехин // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 3 (47). С.160-166.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle