Библиографическое описание:

Заиграйкина И. Н., Чернышова С. Н. Экономические аспекты российской миграции // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 20-23.

В условиях процесса «интеграции всех сторон жизни общества под влиянием общемировых тенденций к открытости, универсализации и взаимозависимости» [2], то есть глобализационного обобщения культур и экономик, для экономики большинства стран глобализация рынка труда является одновременно прогрессивной и проблемной.

Современные структурные изменения в мировом производстве и торговле вызваны глубинными переменами в системе международного разделения труда, которые в условиях ускорения интеграции и усиления взаимозависимости мировой экономики являются результатом принятия решений крупнейшими компа­ниями, главным образом ТНК (транснациональные компании), а также отражают различия в уровнях и темпах экономического развития отдельных стран.

Процесс развития международного разделения труда целесо­образно рассматривать на следующих уровнях: на национальном, отраслевом, региональном и внутрифирменном, причем, особенно уделяя внимание проблемам занятости на этих уровнях.

Для национального уровня главное внимание следует уделять инсти­туциональным факторам и государственной политике в сфере об­разования, профессиональной подготовки, качества рабочей силы, интенсивности инновационных процессов, гарантированности долгосрочного планирования деловой активности и т.д. Именно эти аспекты в сово­купности могут обеспечить для отдельных стран важные кон­курентные преимущества.

При планировании отраслевого развития экономики оценка из­менений международного разделения труда позволит учесть такой факт как неравномерность возрастания спроса на продукцию разных отраслей. Если в стране доста­точное количество отраслей с высоким спросом на их продукцию, то ее экономика явно обладает конкурентными преимуществами. Кроме того, в странах с возрастающей долей высокотехнологичных отраслей формируется относительно высокий удельный вес квалифицированных кадров в структуре ра­бочей силы. Что также обеспечивает страну конкурентным преимуще­ством.

С уровня бизнеса - фирмы очевидно, что междуна­родное разделение труда вызывает: - необходимость использо­вания более совершенных методов производства вследствие обострения конкуренции, - потребность обеспечить более широкое и глубокое сотрудничества между производителями и потребителями, - резко повышает требования к качеству, гибкости и быстроте реак­ции на изменение во внешней среде. Поэтому конкурентны­ми преимуществами будут обладать фирмы, имеющие от­лаженную систему информации и инфраструктуру, позволяющую быстро реагировать на любые изменения [2].

Миграционная активность жителей ближнего и дальнего зарубежья по отношению к Российской Федерации в последнее время стала острым политическим и идеологическим вопросом, важной составляющей социально-экономической стабильности в большинстве российских регионов. По оценке отдела народонаселения департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, озвученной в докладе на глобальном саммите по миграции и развитию 3 октября 2013г. (68-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН), Россия занимает второе место в мире по количеству мигрантов [9].

Не отрицая объективной предопределенности и неизбежности глобализации трудовых ресурсов в современном мире, постараемся осветить экономическую проблематику сложившейся в России ситуации с трудовой миграцией. Рассмотрим возможный экономический эффект от экономической миграции, с одной стороны, и проблемы, создаваемые миграцией для российской экономики, с другой.

Для проведения анализа используем следующее условное деление трудовых мигрантов на шесть групп:

1. Неквалифицированные и низкоквалифицированные работники - не являющиеся специалистами в какой-то области. Нанимают таких людей на самые разные работы: "принеси-подай" на стройках, дворниками, уборщиками и т. д. Чаще прибывают из стран «ближнего» зарубежья, бывших республик СССР.

2. Умеренно-квалифицированные работники (например, работники на частных стройках, обладающие опытом работы). Такие люди приезжают к нам, в основном, из Турции, Словении, Словакии, Болгарии, Польши, Румынии.

3. Менеджеры среднего звена или технологи, приезжающие вместе с компанией, открывающей представительство, либо поставляющей оборудование в Россию. Они приглашаются для передачи опыта выстраивания процессов, организации освоения новой техники. Прибывают из Германии, Турции, Словении, Словакии, реже из Кореи и Китая.

4. Работники сельского хозяйства. Здесь задействованы немцы, французы, поляки, чехи, словаки - это те же технологи, знающие, как сделать сельхозпроизводство эффективным. Особо выделим въезжающих в Россию целыми артелями жителей Китая - они ввозят специфические интенсивные технологии, истощающие наши пашни и реки, насыщающие продукты питания неизвестными и не очень полезными солями и минералами удобрений и химических добавок.

5. Отдельную нишу занимают работники с направленной на ведение домашнего хозяйства и иных обязанностей по дому (домработницы, гувернантки, няни) специализацией. Чаще не имеют специального образования, хотя, обучая детей языкам, музыке, могут работать по полученной ранее профессии. Чаще приезжают из Украины, Молдавии, Киргизии, Таиланда, Филиппин. В последние годы при трудоустройстве все больше ориентируются на получение разрешения на работу и соответствующего патента – внося в бюджет Российской Федерации небольшой, но стабильный вклад. В данном секторе все еще высок уровень латентности трудовых отношений, что приводит к недобору платежей в бюджет, да и трудовым мигрантам прибавляет сложностей в получении оплаты за работу.

6. Функциональный менеджмент и руководители высшего уровня в банках, страховых компаниях. Проджект - менеджеры, то есть руководители, создающие и выстраивающие конкретный продукт - от планирования строительства фабрики-завода- торгового предприятия до реального производства. Здесь часто встречаются французы, шведы, немцы и другие европейцы, представители американского континента [8].

Такие работники могут попадать в страну одновременно с приходом иностранной компании на российский рынок, а могут - по рекомендации не только иностранных, но и российских владельцев бизнеса - в качестве эффективных управленцев и носителей необходимой корпоративной культуры. Чаще всего они уже создали себе имя, много отработали в своей сфере и собираются консультировать и обучать. Встречаются и амбициозные талантливые молодые люди, которые хотят воспользоваться возможностью перепрыгнуть через несколько карьерных ступенек при трудоустройстве в другой стране [7].

Если говорить об экономическом потенциале, открываемых миграцией возможностях развития экономики, то подчеркнем положительный эффект, возникающий от деятельности так называемых экспатов - высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов . Expat или expatriate, т. е. буквально "за пределами родины" - это человек с гражданством одной страны, работающий по контракту в другой, в России термин закрепился за иностранными менеджерами, имеющими преимущество в виде опыта ведения бизнеса в развитых странах, западного стиля управления и прогрессивного подхода к решению задач, а также образования в западных вузах.

Во-первых, трудовые мигранты данной категории способны обеспечить приток новых знаний о современных технологиях и способах ведения бизнеса. Во-вторых, высококвалифицированные работники транслируют на новые места работы освоенные ими прорывные знания - в инновационных отраслях (электронное приборостроение, технологии связи, электротехника, создание новых материалов). Так же - в традиционных отраслях, первоначально менее развитых в Российской Федерации (автомобилестроение, строительство, производство шин, перерабатывающая промышленность), - иностранные специалисты переносят на новое рабочее место, демонстрируют своим новым сотрудникам пример высшего качества, соблюдения технологических процессов, более эффективной организации известных процессов - поскольку на Западе производство в данных отраслях всегда велось в конкурентной среде. Безусловно, опыт иностранных специалистов был использован и сейчас активно используется при организации финансового и страхового обеспечения бизнес-процессов, имеющем двухсот-трехсотлетние традиции в западных странах. Беспрецедентным стал вклад иностранных специалистов в создание и развитие фондового рынка, в постреволюционной России не существовавшего.

Ускорения интеграции России в глобальный рынок труда придает и присоединение к ВТО. Согласно правилам этой организации, Россия обязана гарантировать условия, при которых любая иностранная компания могла бы попасть на внутренний рынок страны. Со вступлением РФ в ВТО въезд в страну был облегчен «уникальным высококвалифицированным специалистам» или топ-менеджерам. В целях повышения привлекательности страны для иностранных высококвалифицированных специалистов внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Отменены и квотирование, и необходимость получения разрешения на привлечение и использование труда таких работников. Сокращены сроки выдачи таким специалистам необходимых документов для въезда в Россию [1].

Прибывающие в нашу страну высококвалифицированные специалисты, руководители высшего и среднего звена способны внести значительный прогресс, придать ускорение, способствовать внедрению современных стандартов качества и организации в соответствующих видах производств и сфере обслуживания (ресторанный бизнес, гостиничный бизнес, торговые центры). Не без влияния высококвалифицированных мигрантов за последние 15-20 лет в стране созданы современные торговые и маркетинговые сети, индустрия развлечений, внедрены приемы и методики, позволяющие поднять на высокий уровень качество обслуживания в данных отраслях.

Дополнительный эффект обусловлен тем, что западные топ-менеджеры не имеют опыта и сформированной привычки нарушать и обходить законы, так как это давно изжито из бизнес-практики развитых стран. Иностранные топ-менеджеры настаивают на разработке и внедрении стандартов деятельности своих подразделений и организаций. Устанавливают четких регламенты объемов возможностей и предела ответственности всех вовлеченных в бизнес-процесс сотрудников и контрагентов. Ими предъявляются значительные требования в области охраны труда и социального обеспечения, что, в дальнейшем постепенно распространяется и на других сотрудников. Иностранные топ-менеджеры, в традициях западной бизнес-культуры, обращают меньше внимания на гендерные различия - это позволяет их российским подчиненным женского пола занимать достаточно высокие должности, соответствующие способностям и профессиональному опыту.

Для мигрирующего топ-и-мидл-менеджмента характерно стремление организовывать профессиональное обучение российских сотрудников на своих западных производствах, постоянно обеспечивать повышение их квалификации [6].

Среди фирм, в которых трудятся носители иных культур, можно выделить: западные Ernst & Young, CocaCola, ТНКВР, "Паттерсон", "Мосмарт", PricewaterhouseCoopers, Nestle, Pepsi Cola, Mars, Philip Morris и российские "М Видео", Роснефть, ИНТЕР РАО ЕЭС, "Росинтер" (бренды "Планета суши", "Иль Патио"), Вымпелком, АВТОВАЗ, группа "ГАЗ", "Полюс Золото", РОСНО, Хоум Кредит Банк, Альфа-банк, ВТБ [5] .

Анализируя потоки прибывающих в Россию высококвалифицированных специалистов, на наш взгляд, можно делать выводы о приоритетных направлениях развития экономики страны в целом, а также задачах подготовки отечественных высококвалифицированных специалистов.

В целом, высококвалифицированные и высокооплачиваемые мигранты вносят свой вклад в российскую экономику, как с точки зрения осовременивания бизнес-процессов, так и посредством выплаты налогов и сборов с получаемых доходов.

Иная картина возникает при оценке экономической целесообразности трудовой миграции первой - четвертой групп. Безусловно, объективно необходимы знания и конкретные навыки инженеров, технологов, менеджеров среднего звена, приезжающих налаживать зарубежные производственные линии и станки. Практически всегда отвечающая за работы западная компания организует официальный въезд данных специалистов в Российскую Федерацию, оформляя необходимую разрешительную документацию и выплачивая все установленные законодательством РФ налоги и сборы, обеспечивается платный (страховой) доступ к медицинским услугам.

Работа умеренно-квалифицированных сотрудников частично ведется на официальной основе, чаще, если специалисты прибывают из стран «дальнего зарубежья» - Турции, Словении, Словакии. В случае, если данные специалисты прибывают из стран с безвизовым режимом, например, Украины, ситуация с официальным оформлением договоров на работу, миграционных документов, необходимыми выплатами Российской Федерации налогов, сборов, медицинской страховки не всегда складывается в рамках закона.

Специалисты в области сельского хозяйства - немцы, французы, поляки, чехи, словаки - обычно не нарушают миграционного законодательства, пополняют бюджет Российской Федерации. Китайские агроработники практически всегда нарушают не только миграционное законодательство, не выплачивают положенных налогов, но и наносят прямой ущерб экологии местностей, где «интенсифицируют» сельское хозяйство, причиняют вред здоровью потребителей, пичкая выращиваемые овощи химическими добавками.

Малоэффективным представляется использование труда неквалифицированных и низкоквалифицированных работников - дворников, уборщиц, грузчиков. Практически всегда работают без оформления - то есть являются незаконными мигрантами. Даже при условии попадания в «трудовые квоты» получают заниженную оплату труда, с этой оплаты переводятся минимальные платежи по фондам. При этом на одного даже официально занятого малооплачиваемого иностранного работника обычно приходится 2-3-4 неработающих члена семьи. Неработающие жены и дети мигрантов посещают учебные заведения российских городов, пользуются бесплатным (для них - полностью) здравоохранением, принуждают госорганы России к дополнительным тратам – на проведение проверок, на санитарные обработки в связи завозимыми инфекционными заболеваниями, на дополнительные медицинские расходы, на немалые расходы по депортации и в ожидании депортации [4].

В целом мигрировавшие в Россию работники 1-й, 2-й, 4-й и 5-групп зачастую получают доступ к социальному обеспечению (медобслуживание, школьное обучение), финансируемому бюджетом РФ, без соответствующего пополнения данного бюджета - выплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации [3].

Кроме того, приемлемый для работников-мигрантов данных групп уровень заработной платы приводит к демпингу на российском рынке труда - россияне не могут жить по 10 человек в комнате, обходиться минимальным количеством еды и одежды, работать по 12 часов в день без выходных [8].

Масштабность использования дешевой рабочей силы сдерживает развитие современных технических решений и технологий, не требует внедрения инновационных методик.

В качестве вывода, на наш взгляд, требуется, признавая объективность процессов трудовой миграции, предпринимать необходимые усилия для использования положительных, эффективных ее составляющих.

Миграционная политика должна быть направлена на привлечение «предпринимателей, наемных работников с новой энергетикой, с новой кровью, с новыми идеями, которые готовы быть законопослушными гражданами в России» [2].

Одновременно должны создаваться условия для ограничения миграции, не приносящей развития нашей экономике: - например, следовало бы установить законодательные ограничения для минимальной оплаты труда мигрантов на уровне, позволяющем обеспечить достойную жизнь мигранта и его семьи. Ввести обязательное страхования работодателей от миграционных рисков - обязать организации и частных предпринимателей, приглашающих мигрантов, вносить «залог» в сумме не менее требующихся для депортации средств. Это приведет к удорожанию рабочей силы мигрантов, следовательно, возникнет стимул принимать россиян на открытые вакансии.

Ограниченная возможность привлекать дешевую рабочую силу из-за границы заставит государство и бизнес развивать современные инновационные отрасли и повышать производительность труда.

Все трудовые мигранты должны быть в обязательном порядке зарегистрированы, их работодатели - платить налог на иностранную рабочую силу, а в случае нарушений - нести ощутимые материальные потери в виде административных штрафов, реально применяемых, а не только декларируемых.

 В целях встраивания мигрантов в российскую культуру необходимы усилия для того, чтобы они знали русский язык и восприняли наш уклад жизни. Госдума уже приняла закон об обязательном экзамене для мигрантов, которые планируют работать во всех сферах экономики по русскому языку и истории. Одновременно следует заботиться о создании приемлемых условий труда и быта иностранных наемных рабочих, тогда у многих из них исчезнет желание нарушать законы и традиции принимающей страны.

В целом, трудовая миграция может стимулировать экономический рост. Однако, для создания положительного эффекта от миграционных потоков необходим их подробный анализ и принятие разнонаправленных и действенных норм и мер по их регулированию.

 

Литература:

1.    Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс].- М., 2013. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

2.    Воронова М.А., Лахина Л.Ф., Сыроижко В.В. Проблемы отражения в финансовой отчетности информации о человеческом капитале / М.А. Воронова, Л.Ф. Лахина, В.В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 4 (52). С. 288-298.

3.      Елизаров, В.В. Демографический кризис в России: факторы и последствия. Глобальные проблемы демографического перехода и Россия/
В. В. Елизаров. М., 2011.

4.      Информационно-справочные материалы к вопросу "Использование в Российской Федерации международного опыта привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов"// Федеральная миграционная служба: официальный сайт ФМС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru.

5.      Коновалова, В. Экспаты в России: дань моде или необходимость?//Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. №7. - С.19-24.

6.      Левицкая, А.Ю. О привлечении высококвалифицированных специалистов, необходимых для модернизации российской экономики. Итоги деятельности ФМС России в 2009 году // Сборник заседания расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы / Под общей ред. К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М.: ФМС России, 2010. – 338 с.

7.      Миграция населения. Выпуск шестой. Миграционная политика. М., 2001. – 217 с.

8.      Сыроижко В.В., Гусева Л.П., Хорохордин Д.Н. Формирования человеческого капитала через систему образования на постсоветском пространстве / В.В. Сыроижко, Л.П. Гусева, Д.Н. Хорохордин // В сборнике: Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществахматериалы II Международной научно-практической конференции. под редакцией И. В. Шершень; Воронежский государственный педагогический университет. 2014. С. 118-128.

9.      Суровцев, И.С. Миграция и безопасность России: аналитический обзор / И. С. Суровцев, Н. Д. Литвинов. Воронеж, 2006. – 185 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle