Библиографическое описание:

Эргашев Э. И. Модернизация секторов сельского хозяйства // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 520-523.

В статье изложен анализ выполненных и необходимые для выполнения практических дел по модернизации секторов сельского хозяйства.

Ключевые слова: фермер, дехканство, модернизация, хозяйственные субъекты, инфраструктура, инвестиция.

 

В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание наполнению внутреннего рынка продовольственными продуктами и углублению реформ, применяемые в сельском хозяйстве, для повышения экспортного потенциала, медернизации и переоснащения современной техникой и технологиями, а также особое внимание уделяется к повышению урожайности земель.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своей речи на заседании Кабинета Министров, — «К глубокому сожалению, мы привыкли под модернизацией понимать часто модернизацию промышленной отрасли. На самом деле, наряду с промышленностью, чувствуется необходимость модернизации сельского хозяйства как передовую отрасль нашей экономики, комплексного обновления техники и технологии входящие в состав данной отрасли и отраслей производства» [1].

В настоящий момент мы можем увидеть, что в нашей стране доля производства продукции сельского хозяйства в структуре ВВП за 2013 год составляет 16,8 %, а также динамика роста производства продукции сельского хозяйства составляет 106,8 %, динамика роста производства продукции дехканского хозяйства составляет 106,4 %, динамика роста производства продуктов животноводства составляет 107,4 %, доля инвестиций в сельское хозяйство из всех привлеченных инвестиций в экономику составляет 6,4 %, доля занятого населения в сельском хозяйстве в совокупной занятости составляет 27,4 %, доля животноводства в составе сельского хозяйства составляет 40,2 % (таблица 2).

Если рассмотреть индекс развития сельского хозяйства Республики Узбекистан по регионам за 2013 год, то валовой продукт сельского хозяйства составляет 30849,4 млрд. сум, а полученный доход с площади в 1 га составляет 8437,3 тыс. сум, и общий коэффициент потенциала сельского хозяйства и посевных площадей на душу населения в среднем составляет 1.00 (таблица 3).

Важными факторами, в модернизации сельского хозяйства страны и обеспечения современными, эффективными и ресурсосберегающими техниками, вытупают Указ Президента Республики Узбекистан «О программе дальнейшей модернизации, переоснащении техникой и технологией сельскохозяйственного производства за 2012–2016 года» подписанный 21 мая 2012 года № УП-1758 и Постановление Кабинета Министров «О мерах выполнения программы дальнейшей модернизации, переоснашении техникой и технологией сельскохозяйственного производства за 2012–2016 года» утвержденный 14 июля 2012 года. В данном Указе поставлена задача о доведение к 2016 году доли новых техник с 60 процентов до 100 по основным 22 видам техники сельского хозяйства и мелиорации. Выполнение данных мер поднимит на новый уровень численную и качественную обеспеченность сельского хозяйства техникой.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели развития сельского хозяйства, (в %)

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Доля сельского хозяйства в ВВП

26,3

25,1

23,2

19,7

18,6

18,0

17,6

17,5

16,8

Тенденция развития производства сельскохозяйственных продуктов

105,4

106,7

106,1

104,5

105,7

106,9

106,6

107,0

106,8

Тенденция развития производства продуктов дехканского хозяйства

107,0

107,4

107,2

103,3

105,9

106,6

106,0

107,0

106,4

Доля продуктов дехканского хозяйства в сельском хозяйстве

55,6

55,9

55,6

56,6

57,1

59,4

57,8

58,1

59,8

Тенденция развития производства продуктов животнводства

103,6

105,9

104,6

105,8

105,5

107,0

107,6

107,1

107,4

Доля продуктов животноводства в сельском хозяйстве

44,4

44,1

44,4

43,4

42,9

40,6

42,2

41,9

40,2

Доля всех привлеченных в экономику инвестиций в сельском хозяйстве

4,4

4,1

3,4

2,7

3,1

3,1

4,6

4,1

6,4

Доля занятого населения в сельском хозяйтве в общей численности занятого населения

29,1

28,1

27,9

27,5

25,6

25,2

27,2

27,2

27,4

Источник: Вычислено на основе данных государственной статистики Республики Узбекистан.

 

 


Таблица 2

Индекс развития сельского хозяйства по регионам Республики Узбекистан за 2013 год

Регионы

Среднегодовая численность населения, тыс.чел.

Валовой продукт сельского хозяйства, млрд.сум

Потенциал сельского хозяйства

Посевная площадь, тыс.га

Обепеченность посевной площадью населения

Доходность посевных площадей

Качественные показатели орошаемых земель

Средний индекс земельных ресурсов (7+9+11)\3

Общий коэффициент потенциала сельскохозяйственных посевных площадей на душу населения и качества и доходности посевных площадей (4+7+9+11)\4

Место областей

Валовое производство сельско хозяйственных продуктовна душу населения, тыс.сум (2:1)

Коэффициент валового производство сельско хозяйственных продуктов на душу населения

Посевная площадь на душу населения, га (5:1)

Коэффициент обеспеченности посевной площадью населения

Получаемый доход с 1га посевной площади, тыс.сум (2:5)

Коэффициент валового произведенного сельскохозяйственного продукта с 1 га посевной площади

Балл бонитет орошаемых земель

Коэффициент балл бонитета почвы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Республика Узбекистан

30,2

30849,4

1021,5

1,00

3656,3

0,12

1,00

8437,3

1,00

55,0

1,00

1,00

1,000

 

Республика Каракалпакстан

1,7

930,0

547,1

0,54

233,3

0,14

1,13

3986,3

0,47

41

0,75

0,79

0,723

13

Области:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андижан

2,8

3056.1

1091,5

1,07

229,9

0,08

0,68

13293,2

1,58

57

1,04

1,10

1,091

6

Бухара

1,7

2790,6

1641,5

1,61

240,3

0,14

1,17

11613,0

1,38

50

0,91

1,15

1,265

4

Джиззак

1,2

1528,8

1274,0

1,25

349,7

0,29

2,41

4371,7

0,52

50

0,91

1,28

1,271

3

Кашкадарья

2,9

2618,4

902,9

0,88

492,6

0,17

1,40

5315,5

0,63

51

0,93

0,99

0,962

11

Навои

0,9

1445,7

1606,3

1,57

102,4

0,11

0,94

14118,2

1,67

52

0,95

1,19

1,284

2

Наманган

2,5

2429,2

971,7

0,95

221,9

0,09

0,73

10947,3

1,30

59

1,07

1,03

1,013

10

Самарканд

3,4

3732,3

1097,7

1,07

360,2

0,11

0,88

10361,7

1,23

57

1,04

1,05

1,054

8

Сурхандарья

2,3

2740,8

1191,7

1,17

282,9

0,12

1,02

9688,2

1,15

56

1,02

1,06

1,088

7

Сирдарья

0,7

1192,4

1703,4

1,67

229,9

0,33

2,71

5186,6

0,61

51,5

0,94

1,42

1,484

1

Ташкент

2,7

3953,4

1464,2

1,43

355,1

0,13

1,09

11133,2

1,32

59

1,07

1,16

1,227

5

Фергана

3,4

2573,3

756,9

0,74

289,8

0,09

0,70

8879,6

1,05

56

1,02

0,93

0,879

12

Харезм

1,7

1858,4

1093,2

1,07

223,0

0,13

1,08

8333,6

0,99

53

0,96

1,01

1,025

9

Источник: Вычислено на основе данных государственной статистики Республики Узбекистан.

 


Одна из важных проблем сельского хозяйства Узбекистана — это мелиоративное состояние земель и их обеспеченность водой. И, в соответствии с указом Президента Республики Узбекистан подписанный 19 апреля 2013 года № УП-1958 «О мерах дальнейшего улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель и эффективного использования водных ресурсов за период 2013–2017 года» были разработаны широкомасштабные меры по ремонтированию, реконструкцию и строительству объектов мелиорации и ирригации, внедрению технологии капельного орошения.

Выполнение принятых програм в стране осуществляется развернуто, непосредственно и поочередно. В частности, необходимо подчеркнуть о выполненых работ за 2013 год в соответствии с указом, подписанного Президентом Республики Узбекистан 19 апреля 2013 года № УП-1958 «О мерах дальнейшего улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель и эффективного использования водными ресурсами за период 2013–2017 года». Было выделено на меры по улучшению мелиоративного состояния оршаемых земель в 2013 году всего 227,5 млрд. сум (из них на строительство и реконструкцию мелиоративных объектов — 104,9 млрд. сум, на ремонт — 95,0 млрд. сум, а также на покупку мелиоративных техник — 26,1 млрд. сум, на управление департамента Фонда мелиорации 1,5 млрд. сум) и на эти средства были выполнены нижеследующие работы.

На текущий год запланировано выполнение всего 156 проектов направленные для реконструкции и строительство мелиоративных объектов, из них 36 проектов переходящий из года в год и 120 вновь создаваемые проекты.

На отчетный период выполнено реконструкция и строительство мелиоративных объектов длиной 848,7 километров, для строительно-монтажных работ освоено109,285 млрд.сум денежных средств.

За отчетный год по 237 проектам всего на 96516,8 млн.сум отремонтировано и восстановлено открытых дренажей длиной 12458,6 километров и закрытых длиной 601,5 километров.

Фондом улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель за 2013 год улучшено мелиоративное состояния свыше 260,0 тыс. гектаров орошаемых земель.

Видно, что государством выполняются очень большие дела по модернизации сельского и водного хозяйства.

Безусловно, в будущем в данной сфере желательно будет обротить внимание на нижеприведенные направления:

-          применение современных интенсивных агротехнологий в производстве сельского хозяйства;

-          повышение плодородности почвы путем эффективного использования воды, и мелиоративного состояния земли;

-          интенсивное развитие животноводства;

-          обеспечение новыми, современными, высокоэффективными и мало-расходными техниками отрасли сельского хозяйства;

-          развитие переработки продуктов сельского хозяйства;

-          пополнение отрасли сельского и водного хозяйства высококвалифицированными кадрами, совершенствование истемы и другие;

Уверенный и поэтапный вход республики в систему мирового хозяйства обусловлено с разработанной тактикой и стратегией проводимая мудрой политикой в аграрном секторе. Также стабильность, эффективность и внедрение новых экономических отношений в аграрный сектор играет важную роль в увеличении экономической мощи и определении будущего страны.

Таким образом, «... основной задачей проводимых изменений в сельском хозяйстве является организация сельскохозяйственного производства, дальнейшее укрепление и развитие института фермерства, и которая является основной институциональной формой в интенсивном увеличении объема продукции, а также повышения урожайности культур и продуктивности животноводства» [2]. Это в свою очередь создает основу для положительного решения существующих проблем в сельском хозяйстве страны, увеличения экпорта сельскохозяйтвенных продуктов и притока валюты, развития инфраструктуры рынка, создания новых рабочих мест и улучшения состояния занятости населения в сельских местностях.

 

Литература:

 

1.         И. Каримов. «Все наши планы и программы служат развитию страны, процветанию нашего народа». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2011 год.

2.         Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан за годы независимости а также прогнозы на 2011–2015 года: статистический сборник. — Т.: «Узбекистан», 2012, 128-стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle