Библиографическое описание:

Евдокимова О. А., Дунаева О. В. Значение игры в воспитании ребёнка // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 752-755.

В настоящее время в связи с переходом обучения в начальных классах на новую, более усложненную программу, методистами и научными сотрудниками, занимающимися вопросами методики обучения в начальных классах, был разработан ряд новых эффективных методов обучения, среди которых наиболее интересным и доступным является метод игры. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании, то он заслуживает большого внимания и требует более детального изучения.

Игра в детском возрасте — незаменимая деятельность, игра для ребенка — ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает все более постоянно и повсеместно, игра для него — выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний.

Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию [1].

В игре, в своем «маленьком царстве», где все происходит по законам детства, он хозяин своего пожелания,

Игра, если она педагогически направляется и верно задумана и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка [3].

Н. К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.

В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию.

Игра — это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы [6]. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми [4]. Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В лучших детских коллективах вся жизнь пропитана игрой и романтикой. Благодаря этому, они чувствуют свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле. Это помогает педагогам и воспитателям направить стремление ребят ко всему лучшему и возвышенному. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности.

В творчестве А. С. Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры [5].

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Методика игры со школьниками основана, в основном, на их естественной природной потребности играть, потому что игра находит живой отклик в душе детей. Когда в урок включены элементы игры, дети порой даже забывают, что это обыкновенный урок, на котором их учат правилам вычитания и умножения, читать и писать. Для них урок становится необоснованным с тех пор, как в права вступила игра. Даже парта, книга и... сам учитель для них стали загадочными и волшебными. Учитель — волшебник, одним взмахом руки способен изменить все вокруг; он и капитан волшебного корабля с алыми парусами, и самый лучший друг в их играх. И перестали казаться скучными суффиксы и корни, приставки и ударения — кругом живет сказка, царит дух соревнований: «Ну кто же все-таки выиграет?"

Видя то, какую заинтересованность получают дети во время игры, учитель должен разумно и со всей серьезностью подумать над тем, какую игровую ситуацию можно создать на данном уроке, чтобы, не отвлекая детей и не отрываясь игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных результатов.

Да, это действительно очень серьезный вопрос. Ведь игру можно ввести не в любой урок, не любую тему можно преподнести через игру. Вот здесь и встречаются два различных и почти в одинаковой форме ошибочных мнение об игре, как методе обучения, одни учителя начисто отказываются от этого метода, работают «по-старинке», боясь применить новый и не опробованный в достаточном степени на практике метод в своей работе, ссылаясь на то, что неизвестно к чему может привести, игра на уроке с детьми я оправдывает ля себя время, затраченное на уроке на игру. Другие учителя, поддаваясь «модному» новому методу стараются неоправданно часто применять его без всякой на то причины, достигая тем самым только внешней эффективности, чего не должно быть. Конечно же, так ставить вопрос нельзя. Неправильно поступают и одни, и другие учителя. Те учителя, которые применяют игры на уроке постоянно, не помогают детям воспринимать материал, а даже меняют им, то есть они отвлекают детей от восприятия нового материала этими частыми играми, и дети обращают внимание на саму игру, ее процесс, а не на то, какую тему она раскрывает. Здесь игра вместо пользы дает видимый вред, что совершенно противоестественно для нашей школы.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

Важным аспектом организации познавательной деятельности является приобщение детей к духовной культуре [2].

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения [7].

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор.

 

Литература:

 

1.                  Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

2.                  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3.                  Воспитание детей в игре. Под ред. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.

4.                  Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.

5.                  Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М.: Педагогика, 1971.

6.                  Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

7.                  Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle