Библиографическое описание:

Лялина Л. А. Надо ли вернуться к народному фольклору сегодня? // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 811-817.

Материал для молодых родителей.

Для педагогов, работающих сегодня в группах адаптационных и кратковременного пребывания (ГКП).

Народное воспитание — это общественное воспитание.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Одна из таких форм народного воспитания — потешка. Потешка — это небольшие стихотворения, которые способствуют развитию и обучению ребенка. В них отражен весь опыт народной педагогики.

Из многолетнего опыта работы с детьми хочу отметить, если ребенок с первых дней слышит песенки, потешки, мелодичные напевы мамы, бабушки или педагога в детском саду, у ребенка наверняка будет хороший слух и память.

До 3 лет ребенок должен воспитываться через потешку, песенку или прибаутку. Просто сегодня фольклор не в моде, а преимущество имеют мультфильмы, телевизор или музыкальные игры. А ведь живой голос нельзя заменить ничем. Фольклор и сегодня будет помогать в воспитании детей, если мы к этому приложим усилие. К сожалению, сегодня молодые родители мало используют в воспитании малыша этот материал. Молодое поколение педагогов также предпочитают слово. Давайте разберемся: надо ли фольклор сегодня нашим детям? и что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называлось и называется словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно только удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Народная педагогика для нас выработала свои традиционные фольклорные жанры.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. м [22, с.5].

Пестушки — носит название от слова «пестовать», в старину говорили нянчить.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Или: «Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки».

Все слова повторяются с действиями, что доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешеки, песенки, то всплеску эмоций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!

Устанавливается близкое отношение с взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и их выполнения самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей до 3 лет.

Тот, кого однажды качал отец или дедушка на ноге и напевал:

Поехали, поехал,

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали,

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, в прискок,

По кочкам, по кочкам -

В ямку — бух!

Наверное, никогда не забудет и будет повторять ребенок за вами. Недаром народом были придуманы игры, чтобы ребенок быстрее начал ходить. Видно со словами все происходит быстрее, так дедушка брал табуретку водил малыша и приговаривал:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Или взрослый берет за ручку и ведет малыша приговаривая:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

или

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ- топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ — топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Всем хочется, чтобы ребенок быстрей заговорил или съел кашу и на это были свои прибаутки.

Ладушки-ладушки,

Где были? — У Аннушки.

Что ели? — Оладушки.

Где оладушки? — Съели...

Нет оладушек! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Потешка учит действиям:

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Кашку.

Пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели.

Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

Малыш начинает ходить и падает, плачет, а взрослый произносит

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

Или:

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет

Для малышей начала 2-го года жизни подбирается фольклор, который, помогает малышу в процессе режимных моментов: кормление, сна, умывания. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать их вместе с ребенком.

Как не хватает сегодня этих слов народной педагогики. К сожалению часто можно слышать от взрослых (иди ко мне, не мешай, найди себе дело, пойди умой свое лицо, поиграй с куклой сама).

А не лучше ли так:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купая куклу, мама с дочкой хорошо бы спеть такую песенку.

Вода текучая,

Дитя растущее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

 

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Ай, лады, лады

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

«Ладушки» (русская народная песенка) поможет быстрее покормить ребенка и каша уйдет на ура.

Ладушки, ладушки!

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка масленькая,

Бражка сладенькая,

Бабушка добренькая.

Попили, поели,

Домой полетели,

На голову сели,

Ладушки запели (можно говорить: «Шу, полетели, на головку сели»)

(положить ручки малыша на головку)

Такие игры как «Коза рогатая» очень часто помогают не только быстро скушать кашку, но выпить молоко.

Взрослый изображает пальцами руки рога, припевает и немного щекочет малыша.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками — топ, топ!

Глазками — хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает!

Дети очень не любят одеваться. У взрослых не хватает терпения ждать и учить, лучше сам быстрей за него все сделаю, лишь бы не плакал. Это дома с одним ребенком, а сколько их в саду? Каждого надо научить. Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь такими красивыми словами.

Вот они сапожки:

Это — с левой ножки,

Это — с правой ножки.

Если дождик вдруг пойдет,

Сапожок не упадет!»

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Наша Маша черноброва.

А, причесывая девочку сказать:

Уж я косу заплету,

Уж я руссу заплету.

Я плету, плету, плету.

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Эту потешку

Ладошка-локоток,

Ладошка-локоток,

Локоток-ладошка,

Будь здорова крошка! (приговаривают девочке)

Расти крепеньким, сынок! (приговаривают мальчику) можно использовать для занятия с ребенком гимнастикой и он будет повторять, не замечая, что выполняет упражнения.

Мудрые игры и песенки народа радуют детей. Играя, ребенок узнает новые слова (кочка, ямка, вприпрыжку, мастерица и находит сам ответ.)

Ребенка сидящего на коленях, взрослый покачивает, имитируя поездку по кочкам, а при слове: «бух», изображает падение в ямку.

Ехали мы, ехали,

За шишками, орехами

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

А потом по кочкам, по кочкам,

По узеньким дорожкам.

Вприпрыжку, вприскочку

В ямку бух!

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку — бух!

Сорока — белобока всеми любимая потешка с детства. Взрослый водит указательным пальцем по ладошке малыша, приговариваем, загибаем пальчики малыша по одному, начиная с большого. В конце прибаутки теребим мизинчик и грозим ему.

Сорока — белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Он в лес ходил.

Этому дала,

Он дрова рубил.

Этому дала,

Он воду носил.

Этому дала,

Он печь топил.

А самому маленькому ничего не дала.

В лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил. Ребенок может задуматься. Хорошо ли это?

Если малыш плачет

Ты не плачь, не плачь, не плач,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать –

Куплю худой лапоть!

Ребенок растет и познает мир. Мир новый, незнакомый для нег, а как хочется все узнать, кто поможет. А на помощь придет она русская песенка или прибаутка и расскажет о торжке и пирожке.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Кате снесть?

Я и сам укушу,

Да и Кате принесу.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь.

Педагоги многих детских садов используют сегодня в практике этот богатейший материал «народной азбуки» в ГКП и в группах адаптационных.

Они составляют памятки для родителей, чьи дети вновь приходят в детский сад, и для родителей, дети которых посещают группы на 3 часа. Примерные темы памяток: «Помоги малышу», «Поиграй со мной мама», «Что такое потешка»,

«Народная азбука», «Таня, Танечка», «Наша Машенька пойдет через киску упадет» «Гули — гули», «Сорока- сорока», «Топ- топ» и другие.

Это практический материал красиво оформлен в альбом или книгу. Можно и купить этот материал, только педагог дает советы в своей памятке.

В детском саду можно организовать «Семейный клуб», «Гостиную: «Вместе с мамой», где родители совместно с детьми под руководством воспитателя, педагога- психолога и музыкального руководителя будут разучивать и обыгрывать песенки, потешки. Из практики. В детском саду 2 группы до 3лет. В начале года дети начали только говорить. Словарный запас еще маленький. Общение со сверстниками только начиналось. На контакт с взрослыми шли неохотно. Да это и понятно. Дети в новой среде, с незнакомыми людьми. В первые дни адаптации очень важна улыбка педагога и его плавная и певучая речь. Вот тут то и нужна народная педагогика. Это песни и игры. Воспитатели решили включить в жизнь детей фольклор.

В одной группе использовали песенки, потешки в процессе всей воспитательной работы, организовали с родителями «Клуб молодых родителей», где дети и родители вместе пели и играли. Вторая группа частично использовала игры и фольклор.

Через полгода подвели итоги и увидели, что дети, в которой проходил маленький эксперимент стали разговаривать лучше, в игре с куклой пели песенки, колыбельные, чем в группе, где воспитатель использовала очень редко песенки и потешки.

Самое главное, чтобы не только пели дети в детском саду, а пошло дальше в семью, в свободные игры детей других групп, только тогда такая практика принесет положительные результаты. (познавательную, речевую и художественную области).

Фольклор учит детей не только красиво говорить, но и выговаривать. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки развивает фонематический слух детей, ведь в них используются звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Потешка способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми. Приобщает с раннего детства к народному фольклору, который хранит в себе неисчерпаемый кладезь накопленные народом, яркий речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности, было бы желание.

 

Литература:

 

1.         Ишмаева О. Фольклор в развитии речевых способностей ребенка// Учитель. 2012. № 2. Барская Н., Крюкова С.

2.         Элементы фольклора на занятиях в детском саду// Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С.25–28.С.23–26.Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Наука, 1960. 240 с.

3.         Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва,1969 г.

4.         Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск,1926 г.

5.         O. K. Князевой и Л. Д. Маханевой «Приобщение детей и истокам русской народной культуры».

6.         Егоров, С.Ф., К. Д. Ушинский / С. Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1977. — 143 с.

7.         И. А. Качанова, Л.А Лялина «Традиционные игры»,2011,с 6–10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle