Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю. Применение учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 743-745.

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки и применения различных видов учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, чтоиностранный язык служит средством социально-психологического развития личности студента, приобщая его к иноязычной культуре и формируя его критическое мышление. Правильная организация учебной деятельности и ее разнообразие позволяет адаптировать студента к новым требованиям жизни вузовской подготовки. Предлагается классификация учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, и указываются их структурные отличия.

Ключевые слова:учебные интернет-ресурсы, критерии отбора, оценка, качество, иллюстративность, презентабельность материала.

 

Вопрос комбинированного использования учебных интернет-ресурсов с печатными учебными материалами давно является доказанным, а подобное применение оправданным. Тем не менее, важно выяснить основные особенности учебных интернет-ресурсов от не учебных, и на решение каких образовательных задач они могут быть направлены. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы, а также изучение практики работы неязыковых вузов позволил определить ряд противоречий, таких как: социально-педагогические проблемы: между изменившимися требованиями современного общества к существующей системе подготовки студентов технических вузов и реальной ситуацией в сфере изучения иностранных языков будущих специалистов [3].

По мнению отечественных ученых П. В. Сысоева и М. Н. Евстигнеева учебные интернет-ресурсы представлены различными текстовыми, аудио и иллюстративными материалами, которые отвечают основным методическим и дидактическим принципам (наглядности, посильности, коммуникативной направленности и т. д.) и могут быть применены для учебных целей в процессе обучения иностранным языкам [6].

Существуют разные классификации видов учебных интернет-ресурсов в методической литературе, но мы остановимся на наиболее значимой классификации для обучения иностранным языкам, которая представлена в англоязычных источниках: хотлист (hotlist), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler) и вебквест (web quest). Все эти пять видов учебных интернет-ресурсов направлены на реализацию разных целей.

Например, хотлист переводится как список по теме, представляет собой список полезных сайтов из Интернета и особенно актуален при работе с текстовым материалом по определенной теме и проблеме. Хотлист, кроме применения в учебных целях, является видом гео-социальных сетей агрегатом, который позволяет пользователям координировать планы с друзьями и узнать, что будет происходить в миллионы популярных мест во всем мире. Шаги к созданию хотлиста.

Шаги, необходимые для создания хотлиста:

-          Важно узнать, как быстро и легко вы можете создать веб-страницу нужно определить изучаемую тему;

-          Необходимо начинать с отбора сайтов, которые вы бы желали использовать с вашими студентами;

-          Ограничьте время, которое вы тратите, чтобы найти соответствующие сайты по изучаемой теме;

-          Помните, чтобы добавить сайты, которые вы найдете интересными или просто хотите использовать в дальнейшем, нужно правильно сохранять информацию.

Мультимедиа скрэпбук в переводе с английского языка, звучит, как черновик, где собраны коллекции мультимедийных ресурсов. Мультимедиа скрэпбуки являются хорошим способом для студентов, чтобы исследовать тему через мультимедийные примеров. Студенты могут также узнать, как создавать свои собственные мультимедийные альбомы с вырезками. Исследуйте Интернет ссылки на этой странице, чтобы найти примеры scapbooks и источники для изображений, звуковых клипов и видео-файлов.

Следующий вид учебных интернет-ресурсов — трежа хант, который переводится как охота за сокровищами, и во многом схож с приведенными выше видами учебных интернет-ресурсов, но его главное отличие от хотлист и мультимедиа скрэпбук, что он представляет не только полезные ссылки на различные темы по изучаемой теме, но и вопросы, касающихся содержанию этих сайтов. Трежа хант — это способ для студентов на практике решения проблем, улучшить свои навыки чтения и понимания, и узнать, как искать нужную информацию в Интернете.

Рассмотрим следующий вид учебных интернет-ресурсов — сабджект сэмпла, который в переводе с английского языка, звучит, как заголовок примера. Смысл применения такого вида учебного интернет-ресурса состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся отвечать на представленные вопросы по изученным темам. Если трежа хант был направлен на изучение фактического материала, то сабджект сэмпла носит дискуссионный характер и нацелен именно на коммуникацию. Деятельность похожа на трежа хант, кроме того, что на вопросы студенты отвечает субъективно. Студенты пытаются интерпретировать информацию, развить перспективу и оценивать свои выводы самостоятельно.

Применение сабджект сэмпла на занятиях по иностранному языку позволяет студентам:

-          интерпретировать информацию, высказывать и поддерживать мнения;

-          вырабатывать эмоциональную связь к теме;

-          развивать логическое и творческое мышление;

-          читать для разработки и интерпретации необходимую информацию, формулировать личный ответ.

Наконец, последний вид учебных интернет-ресурсов — вебквест, который в переводе с английского языка, звучит, как проект, основанный на материалах, взятых из Интернет источников, представляет собой самый сложный вид задания. Проектная деятельность имеет свою специфику и возможна только на среднем и продвинутом этапе обучения иностранным языкам. Вебквест — это формат урок справочно-ориентированного, в котором все или почти все сведения, с которыми студенты работают, берутся и анализируются из Интернета.

Они могут быть созданы с помощью различных программ, в том числе простого текстового редактора документа, который содержит ссылки на веб-сайты.

Современные отечественные специалисты П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев представили свое видение структуры учебных интернет-ресурсов [6, с. 42].

Таблица 1

Структура учебных интернет-ресурсов

Название учебного интернет-ресурса. Его структура

Хотлист

Мульти-медийный скрэпбук

Трежа хант

Сабджект сэмпла

Вебквест

1.

- Список ссылок на текстовые учебные интернет-ресурсы.

- Список ссылок на текстовые, графические, аудио и видео и учебные интернет-ресурсы.

- Ссылки на различные сайты по изучаемой теме;

 

— вопрос по каждому разделу;

 

— общий вопрос на целостное понимание темы.

- Ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет;

 

— вопрос по каждому разделу;

 

 

—аргументация своего собственного мнения по изучаемому дискуссионному вопросу.

- Ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет;

 

— вопрос по каждому разделу;

 

 

—аргументация своего собственного мнения по изучаемому дискуссионному вопросу;

— общий вопрос дискуссионного характера.

 

Такая классификация видов учебных интернет-ресурсов позволяет осуществлять переход от простого к сложному, способствует активизации всех видов речевой деятельности и ресурсов познавательной, мыслительной и творческой деятельности студентов. Например, хотлист и мультимедиа скрэпбук нацелены преимущественно на поиск информации, ее анализ и ранжирование. Последние виды учебных интернет-ресурсов такие как: трежа хант, сабджект сэмпла и вебквест содержат в себе уже элементы проблемного обучения. Все они направлены на активизацию познавательной деятельности студентов, а также на осуществление самостоятельного поиска и анализа информации. Учебные интернет-ресурсы могут быть готовыми, взятыми из сети интернет, либо заранее подготовленными преподавателями. При изучении интернет-ресурсов нужно также осознавать, чьи интересы представляет выбранный материал, особенно при обсуждении социально-острых тем [2].

Выбор англоязычных учебных интернет-ресурсов достаточно широко представлен различными сайтами на сегодняшний день.

Итак, учебные интернет-ресурсы позволяют разнообразить учебную деятельность, просты и удобны в применении. Учебные интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей и представлены пятью видами в зарубежной литературе, каждый вид предназначен для определенного вида работы. Активное и разностороннее участие во внеаудиторной и аудиторной деятельности студентов позволяет повысить уровень социальной активности, культуры, коммуникативной компетенции, у студентов с низким порогом социокультурного развития. Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью сделать вывод, что критическое мышление и анализ материала, представленного в учебных интернет-ресурсах, играют ключевую роль.

 

Литература:

 

1.                  Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Индрик, 2007. ― 123 с.

2.                  Гутарева Н. Ю. Роль современных технологий в языковом образовании. Role of modern technologies in education. //Научно-теоретический и прикладной журнал. № 11 (59) Красноярск: НИЦ, 2014. (Социально-гуманитарные науки). 424 с. — С. 253–264.

3.                  Гутарева Н. Ю. Самостоятельная работа студентов неязыкового вуза как условие эффективного учебного процесса. //Научно-образовательный журнал. Профессиональное образование в России и за рубежом. № 3 (15) Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2014. 151 с. — С. 115–117.

4.                  Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. ― 2001. ― № 2, 3.

5.                  Реан А. А. Социальная педагогическая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 1999. ― 416 с.

6.                  Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. — М.: Издательство Глосса-Пресс, 2009. ― 182 с.

7.                  Якунин В. А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб.: Издательство Полиус, 1998. ― 639 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle