Библиографическое описание:

Рубан А. А. Правовое регулирование и реализация права на доменное имя в предпринимательской деятельности в России // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 583-586.

Интернет — основная движущая сила инновационного развития. Значение информационно-телекоммуникационной сети Интернет для современного предпринимательства лапидарно изложил один из основателей Microsoft Билл Гейтс, в своей книге «Бизнес со скоростью мысли»: «В будущем на рынке останутся два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса». Что касается нашей страны и ее рыночной экономики и, как следствие, конкуренции между производителями товаров и услуг необходимым условием коммерческого успеха для предпринимателя становится выделение себя, своего бизнеса, производимой продукции и оказываемых услуг на существующем рынке. Решение состоит в индивидуализации соответствующего объекта, что позволяет реализовать целый комплекс необходимых для предпринимательской деятельности функций, а именно: информационную, гарантийную и рекламную.

Актуальность проблемы реализации права на доменные имена определяется темпами роста регистрации доменных имен, возрастающим количеством споров в данной сфере и особой ролью интеллектуальной собственности на современном этапе развития — данные факторы являются признаками динамичного развития экономики Российской Федерации. Число пользователей современного российского Интернета, по разным оценкам, на начало 2014 года составляло около 67 млн. человек, а по данным Минкомсвязи уже к началу 2015г. в России количество пользователей увеличилось на 2,5 млн. человек [6]. В связи с этим, появляется тенденция увеличения количества национальных доменов, на сегодняшний день к ним относятся следующие:.ru,.com.ru,.net.ru,.spb.ru,.org.ru,.pp.ru,.su,.moscow,.рф,.москва [4]. Говоря языком маркетинга, домены, введенные на кириллице, расширяют свойства продукции и предлагаемых услуг, поскольку они приближают их к потребителю, тем самым, делая выбор доменного имени, залогом достижения положительных результатов в сфере электронного бизнеса.

Так что же такое доменное имя? Какова его правовая природа? Как защитить интересы владельца? Поставленные вопросы, пожалуй, за исключением первого, следует отнести к числу злободневных. Сегодня домен является неотъемлемой частью функционирования компьютерной сети Интернет в привычном для пользователя виде. Каждый компьютер, подключенный к сети, имеет уникальный IP-адрес, который идентифицирует каждый компьютер, подключенный к сети. Именно по адресному протоколу IP происходит обеспечение доставки пакетов информации от одного устройства к другому, однако, запоминание последовательности из четырех чисел, разделенных точками, вряд ли можно было назвать удобным для потребителя — это и стало причиной создания доменной системы имен (Domain Name System, далее — DNS). DNS — распределенная база данных, в которой символьному имени домена соответствует цифровой адрес компьютера, где расположен сайт, индивидуализируемый данным доменным именем [9, с. 32]. Что касается самого домена, то он представляет собой зону (область) пространства иерархических имен сети Интернет, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Домен идентифицируется именем (доменным именем), легальное определение которого было введено лишь в 2012г., согласно п.15 ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», домен — это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» [11]. Можно еще выделить понятие «доменной зоны» — указание на домен первого уровня, но практической необходимости в разделении приведенных выше понятий нет.

Относительно структуры доменного имени, можно сказать, что полное доменное имя любого сайта в сети «Интернет» включает в себя несколько доменов, разделенных точками (в конце имени может присутствовать точка, тогда доменное имя считается полным или абсолютным (часто на практике она добавляется программным обеспечением), а если ее нет, то относительным). Крайний правый — домен верхнего уровня, далее, справа налево, следуют имена доменов второго уровня и так далее. Например, в записи dns.nsk.ru: ru — домен верхнего (первого) уровня, nsk — домен второго уровня, а dns — третьего. Существует еще «корневой» домен (нулевого уровня), который обслуживается различными серверами DNS, располагающимися в разных странах мира — обозначается пустым.

Доменное имя на первых порах можно было получить бесплатно. Однако к концу девяностых в Рунете появились первые ростки большой коммерции, а в апреле 2004 года RU-CENTER (главный регистратор) запустил собственный аукцион доменных имен.

На сегодняшний день согласно Правилам регистрации доменных имен предусмотрены два способа приобретения прав на доменное имя. Во-первых, это договор возмездного оказания услуг между организацией по распределению доменных имен (регистратором) и будущим владельцем (администратором) доменного имени. Причем, регистраторы прямо указывают в своих правилах на непринятие ответственности в отношении зарегистрированного доменного имени с другими средствами индивидуализации, придерживаясь принципа «первого заявителя». Такой договор является консенсуальным, возмездным и срочным. Во-вторых, это договор о передаче права администрирования, который носит обязательственный характер [12]. А прекращаются права: по истечении срока действия исключительного права на доменное имя, по заявлению обладателя права на доменное имя и в случае принятия судом решения о прекращении исключительного права на доменное имя.

Владелец обладает совокупностью нескольких правомочий, в частности, это право на использование и право на администрирование, право на распоряжение является дискуссионным. Обычно домен приобретается для того, чтобы создать Интернет-сайт, разместить на нем определенную информацию. После создания сайта владелец доменного имени «прикрепляет» его к своему сайту, тем самым указывает «путь», по которому можно получить доступ к нему. Следовательно, у зарегистрированного доменного имени может быть два состояния «делегирован», когда при наборе доменного имени пользователь сети Интернет попадает на определенный сайт, и «не делегирован», когда домен зарегистрирован, но не отождествлен с конкретным Интернет-ресурсом (т. е. доступ к сайту отключен). На один и тот же сайт может указывать два и более доменных имени. При этом, каждый владелец доменного имени должен также обеспечить его техническое функционирование, однако, часто эти функции перекладываются им на регистратора или Интернет-провайдера [12].

Как было упомянуто выше, доменное имя — это не единственный путь, по которому можно найти определенный сайт, это осуществляется и при наборе в программе-браузере определенного IP-адреса. В этой связи, можно говорить о такой важной функции доменных имен в отличие от IP-адресов, как индивидуализация. Для получения информации о владельце домена есть специальные службы WHOIS, которые помогают определить его контактную информацию, характер доменного имени (корпоративный или частный) и некоторые другие данные [1]. Несмотря на все данные характеристики, правовой охраны у доменного имени нет, которая есть у большинства средств индивидуализации.

Научное сообщество в вопросе правовой природы доменного имени разошлось по разные стороны баррикад. Одни, связывают природу доменных имен исключительно с технической стороны, основным аргументом сторонников данного подхода — наличие адресной функции [7, с. 49]. Другие же опираются на индивидуализирующую функцию (индивидуализация информационного ресурса, уникальность в трансграничных масштабах, выражение в ограниченном наборе символов), как основную, отличающую ее от IP-адресов, призванную способствовать аккумуляции репутации, которая была приобретена ранее на конкурентном рынке. И соответственно относят доменные имена к числу средств индивидуализации, данная позиция подкрепляется и зарубежным опытом [5, с. 29]. Однако закрытый перечень средств индивидуализации, который отражен в ст. 1225 Гражданского Кодекса РФ не свидетельствует о применении институтов, разработанных для средств индивидуализации к доменным именам [3]. Данные точки зрения являются полярными, и сторонники активно выступают в защиту положений каждой из них, поэтому законодателю необходимо ставить вопрос о придании доменного имени особого правового статуса, так как вряд ли возможно достижения консенсуса в доктринальном порядке.

Обращаясь к судебной практике, нетрудно заметить, что правоотношения, складывающиеся по поводу доменных имен, затрагивают прежде всего интересы владельцев товарных знаков и фирменных наименований. Исходя из того, что «доменные споры» зачастую связаны со средствами индивидуализации физических и юридических лиц, по всему миру возникают недобросовестные пользователи сети Интернет, именуемые «киберсквоттерами». Практика определила четыре их основных вида: точный, тайпсквоттинг, транскрибирование и мультиязычный, причем нарушителем может являться только хозяйствующий субъект.

Следует указать, что традиционная судебная процедура на сегодняшний день не может в полной мере обеспечить достойную правовую защиту правообладателей в условиях формирования инновационной экономики. Созданный «Суд по интеллектуальным правам» как новая структурная единица системы арбитражных судов вряд ли достигнет поставленных задач. Такая структура должна быть более автономной. По словам Новоселовой Л. А., на сегодняшний день его задачей в отношении доменных имен является, главным образом, обеспечение единообразия и стабильности подходов, выступая в качестве суда кассационной инстанции. И все-таки профессор полагает, что правовое регулирование доменных имен в скором времени будет изменено, поскольку этого требует IT-индустрия. А произойдет это в тот момент, когда новоиспеченный суд сформирует и накопит соответствующую практику [8, с. 25].

Представляется, что основной способ разрешения выявленной проблемы — создание быстрой, эффективной досудебной процедуры, решения по которой бы выносились не только компетентными органами в вопросах права, но и в технических вопросах арбитрами. Например, во многих странах большинство судебных решений относительно регистрации и использования доменных имен было принято в соответствии с UDRP — Единой политикой рассмотрения споров о доменных именах (далее — ЕПРС) [7, с. 47], разработанной на основе рекомендаций ВОИС. Согласно ЕПРС, обладатели прав на доменные имена при их регистрации заключают договоры о регистрации доменных имен со специальными уполномоченными (аккредитованными) ICANN регистраторами доменных имен (Registrar). В таких договорах может быть принято решение для правообладателя о запрещении использования доменного имени, оно принимается по заявлению третьего лица уполномоченными ICANN для разрешения споров организациями (Approved Dispute-Resolution Service Provider) по специальным процессуальным правилам — Rules for Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy (Правила для единой политики рассмотрения споров о доменных именах) [2, с. 19]. Данная процедура не аналогична третейскому разбирательству, так как не предусматривает наличие обязательного соглашения между сторонами. Но, все же это не мешает созданию правил разрешения споров аналогичным ВОИС — Russian Domain Names Disputes Resolution Policy, поскольку законодательство не запрещает предусмотреть в договоре процедуру во внесудебном порядке. Для ее создания необходимо: изменить регламент регистрации доменных имен, включив в него положение о возможности одностороннего расторжения со стороны регистратора при вынесении досудебным органом решения о неправомерности регистрации; сделать указания в договорах на данные правила; предусмотреть структуру, для разрешения споров в административном порядке; составить список компетентных специалистов, разрешающих указанные споры. [10, с. 255].

Обстоятельно исследовав поставленные проблемы, в заключение можно сделать ряд предложений. Во-первых, что касается правового регулирования, то целесообразно определить правовую природу доменного имени, изменив при этом нормы ст. ст. 1484 и 1519 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Во-вторых, заимствуя международный опыт процедуры UDRP, следует обратить внимание на основные принципы и постараться воплотить их в отечественной правовой системе, некоторые из которых, уже имплементированы в российское законодательство.

 

Литература:

 

1.      Азаров М. С. Формирование правового института доменных имен как один из аспектов совершенствования правовой основы информационного пространства Российской Федерации. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. Наук. — М., 2010

2.      Горбунов С. Домены в законе // Доменные имена. 2010. № 1(2). C.18–22

3.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2006, № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

4.      Домены: [Электронный ресурс]: Регистрация. URL: http://www.nic.ru/dns (дата обращении 13.03.2015г.)

5.      Дмитриев С., Рузакова О. Доменные имена: проблемы российского и зарубежного законодательства // Интеллектуальная собственность. 2001. № 6 C. 28–38

6.      Интернет: [Электронный ресурс]: В РФ за год число пользователей интернета выросло на 2,5 млн. человек. URL: http://www.rg.ru/2015/01/15/internet-site-anons.html (дата обращения 10.03.2015г.)

7.      Невзоров И. В. Правовая природа доменного имени и его соотношение с объектами интеллектуальной собственности // Предпринимательское право. 2005. № 4. C. 45–57

8.      Новоселова Л. А. Суд по интеллектуальным правам: активное взаимодействие с представителями IT-индустрии // Доменные имена. 2013. № 2. C.24–26

9.      Смирнов Р. С. Доменное имя как объект гражданских прав: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. Наук. — М., 2011

10.  Серго А. Г. Доменные имена. Правовое регулирование. — М.,: Изд-во Российской гос. академии интеллектуальной собственности, 2013. 312 с.

11.  Федеральный  закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448

12.  Щурова И. А. Доменные имена: понятие, осуществление и правовое обеспечение в предпринимательской деятельности. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. Наук. — М., 2010

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle