Библиографическое описание:

Горбатова Т. Н., Рыбушкина С. В. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 741-743.

Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе. Рассматриваются преимущества использования метода кейсов в обучении профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова:метод кейсов, обучение иностранному языку, профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке, учебный процесс.

 

В современном мире предъявляются жесткие требования к профессиональной составляющей специалиста. В условиях высокой конкуренции на рынке труда, профессиональная подготовка специалистов должна характеризоваться не только комплектом знаний в определенной области, но и широким кругозором, высоким уровнем адаптации, а так же наличием дополнительных «компетентностей» (знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо области).

Особое место в современном обществе занимает иностранный язык. Он является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалистов всех областей. Владение иностранным языком это один из показателей профессионального уровня специалиста, который может осуществлять свою деятельность на международном уровне, что является одной из составляющих успеха.

Практическое владение иностранным языком предполагает возможность его активного применения, как в повседневном, так и в профессионально-деловом общении. Однако иностранный язык служит не только средством коммуникации, но и средством профессионального роста.

Таким образом, основная задача образовательных учреждений, в том числе и высшего звена, не только обучать иностранному языку, а учить пользоваться иностранным языком для решения профессиональных и социальных задач.

В этом смысле, иностранный язык должен восприниматься как эффективный инструмент совершения коммуникации, направленной на достижения новых профессиональных рубежей.

В рамках неязыкового вуза можно выделить два уровня подготовки студентов по дисциплине иностранный язык. Первый уровень — это общая языковая подготовка. Второй уровень — это профессиональная языковая подготовка, которая предполагает овладение профессиональной терминологической базой и профессиональными особенностями языка. Профессиональная языковая подготовка направлена на приобретение практического опыта, необходимого для эффективной коммуникативной деятельности в профессиональной области на иностранном языке.

К числу наиболее эффективных методик преподавания профессионального иностранного языка относится «метод кейсов», который заключается в самостоятельной иноязычной деятельности студентов в искусственно созданной профессиональной среде и предполагает активное взаимодействие на иностранном языке с целью решения профессиональных задач.

Метод кейсов — это метод конкретных ситуаций (от англ. «case» — случай, ситуация), метод ситуационного анализа. Данная техника обучения использует описание реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций (кейсов). Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. В итоге, они должны подготовить и презентовать на занятии результаты своих исследований в устной форме или в виде презентации.

Применение данного метода началось в 1920 г. в Гарвардской школе бизнеса, когда перед преподавателями остро встал вопрос об эффективной подготовке аспирантов в сфере бизнеса. Возникла ситуация, когда стало очевидно, что лишь знаниевой базы недостаточно, нужен практический опыт в условиях максимально приближенных к реальным.

Решение было найдено: слушателям давалось описание определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно в ходе коллективного обсуждения решение. Это и стало началом метода, который называется методом кейсов («case study»).

Существуют две классические школы «case study» — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первого подхода использование метода «case study» нацелено на обучение поиску единственно правильного решения. Второй подход направлен на поиск многовариативного решения проблемы.

В России использование метода «case study» берет свое начало в 90-х гг. ХХ века. Преподаватели вузов использовали данный метод в работе со студентами экономических и юридических специальностей [1].

Однако в настоящее время метод кейсов широко распространен и в преподавании иностранного языка.

В условиях отсутствия языкового окружения, данный метод дает реальную возможность использования активной устной практики, которая так необходима будущим специалистам для формирования «профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке». Она подразумевает: наличие способности (на основе полученных знаний, умений и навыков) понимать и порождать ситуации речевого поведения на иностранном языке, которые будут адекватны профессиональным целям, сферам и запросам.

Наиболее разумно, на наш взгляд, применять метод кейсов на втором этапе обучения иностранному языку, когда начинается профессиональная языковая подготовка. Это обусловлено тем, что к этому моменту, студенты уже обладают достаточным объемом знаний по дисциплине «иностранный язык» и по профилирующим дисциплинам, что поможет им качественно работать с проблемными ситуациями, и даст возможность применить теоретические знания на практике.

Итак, кейс — это проблемная ситуация которая может быть представлена в любом виде: текст, видеоролик, аудиоматериал, презентация и т. п. Кейс так же должен включать в себя формулировку задания, описание формата представления результата (эссе, презентация, дискуссия, дебаты) и критерии оценивания работы.

Использование метода кейсов требует от преподавателя тщательной подготовки. При этом стоит принимать во внимание такие основополагающие моменты как:

-        кейс должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе обсуждения каждый участник группы имел возможность участия;

-        кейс должен соответствовать тематике курса, в рамках которого она рассматривается;

-        работа с кейсом должна способствовать развитию навыков работы с информацией (анализ, синтез, поиск причинно-следственных связей, вычленение ключевых и значимых моментов) [1];

Для работы над кейсом обычно выделяют малочисленные группы студентов в составе трех — четырех человек.

Основными этапами работы над кейсом являются:

1)   ознакомление с ситуацией и выделение ключевых моментов

2)   анализ полученной информации и вычленение проблематики

3)   поиск необходимой информации, отсутствующей в кейсе

4)   выработка возможных путей решения проблемы

5)   отбор эффективных путей решения, путем выявления плюсов и минусов каждого

6)   оформление результатов и их презентация

7)   обсуждение и подведение итогов

Для успешной работы с кейсом студентам рекомендуется: следовать этапам работы над кейсом, предложенным выше; возвращаться к условиям задания; распределить функции участников; помнить о том, что каждый участник должен проявить себя; поддерживать и письменно фиксировать любые идеи, полученные «мозговым штурмом»; выработать единую позицию в группе.

Очевидно, что каждый этап предполагает непрерывное взаимодействие участников группы. Данное взаимодействие предполагает коммуникацию на иностранном языке в рамках заданной ситуации, контекст которой несет в себе профессиональную составляющую.

Что касается роли преподавателя, то стоит отметить, что его участие в данного рода практике отличается от его стандартной функции. Он «примеряет» на себя роли преподавателя-фасилитатора (и оказывает педагогическую помощь и неимперативную поддержку), преподавателя-консультанта (и осуществляет обучающую функцию через консультирование), преподавателя-модератора (и реализует деятельность, которая направлена на раскрытие потенциальных возможностей и способностей студента) [2].

Метод кейсов служит решению важнейших задач в обучении профессиональному иностранному языку:

-        создает необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностранный язык для реального общения;

-        способствует эффективному развитию навыков таких видов речевой деятельности как чтение, аудирование и говорение;

-        помогает формировать навык деловой коммуникации, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков [3].

Работа с кейсами позволяет формировать ключевые профессиональные качества, такие как: умение работать с информацией; умение принимать решения, в том числе и в сложных, стрессовых ситуациях; умение быстро и адекватно реагировать на полученную информацию, в том числе и в иноязычном пространстве.

Использование метода кейсов на занятиях по профессиональному иностранному языку можно считать своего рода тренажером для практической реализации полученных знаний и умений с целью получения опыта взаимодействия в профессиональных ситуациях на иностранном языке. Это способствует созданию высокого уровня адаптивности к знакомым и незнакомым ситуациям в профессиональной среде и выработки модели поведения в них.

Таким образом, во-первых, работа с реальными проблемными ситуациями (кейсами), во-вторых, профессиональная ориентация содержания кейсов, в-третьих, использование аутентичного иноязычного материала и, в-четвертых, реальная возможность общения на иностранном языке делает метод кейсов одной из результативных техник формирования «профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке». А, следовательно, и эффективным способом реализации профессиональной подготовки на иностранном языке.

 

Литература:

 

1.      Э. А. Сидельник Особенности использования метода “case study” в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2011. — № 10. — Том 123. — С. 129–135

2.      Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 581–584.

3.      М. В. Золотова, О. А. Демина О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle