Библиографическое описание:

Моисеева Е. Ю. Право на смерть. Перспективы легализации эвтаназии в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 569-572.

Двадцатое столетие не только ознаменовано высочайшими достижениями в науке, однако и фундаментальным переосмыслением того, что же представляет из себя тело человека и каков его статус, каковы пределы физической свободы каждого. По сути, мир переходит в реалии новой социально-правовой парадигмы. Желания человека в подходящий момент своей жизни осознанно уйти от страданий, совершенствовать/ изменять свой организм медико-агрегатными инструментами, воссоздать свое существо путем клонирования либо моделировать собственное тело в неметрической форме объективного существования и т. д. породили новое правовое явление — соматические права человека (от греч. Soma-тело). Данные правопритязания человека на свободное распоряжение своим телом возникли не только в последние два столетия: специфические вопросы относительно права человека гомосексуальные контакты, проституцию, стерилизацию интересовали правовую науку давно, однако в силу своей специфики всегда находились вне закона, вне социума и его морально-этических устоев.

Актуальность проблемы соматических прав человека и гражданина обусловлена тем, что отсутствие их законодательного закрепления ведет к нарушению иных прав, прямо предусмотренных Конституцией РФ. Развитие НТР никогда не остановится, следовательно, будут возникать иные способы медико-агрегатного реконструирования тела человека, будут появляться иные методы трансплантации биообъектов и т. д., а значит, никогда не отпадет потребность людей в законодательном регулировании данных видов общественных отношений. Впервые понятие соматических прав в юридический оборот ввел Крусс В. И. в начале XXI в. «Среди правопритязаний личности, представляющей человечество на рубеже третьего тысячелетия от Рождества Христова, можно выделить особую группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом…Сюда можно отнести права на смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков и психотропных средств, право на искусственное репродуктирование, стерилизацию, аборт, право на клонирование, а затем и виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в нематериальной форме объективного существования. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как «соматические права»» [6, с. 43]. Анализируя доктринальные взгляды, можно прийти к выводу о том, что в узко-юридическом смысле под соматическими правами следует понимать признанную обществом и государством возможность определенного поведения, выражающегося в полномочиях по распоряжению человека своим телом. Необходимо отметить, что сегодня в Российской Федерации не сложился оптимальный механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина. Более того, некоторые соматические права вообще не получили своего законодательного закрепления. В данной статье хотелось бы коснуться одной из злободневных тем в Российской Федерации — легализации права на эвтаназию.

Понятие «эвтаназия» является одним из проявлений «права на смерть». Эвтаназия (греч. euthanasia; eu — хорошо, thanatos — смерть) интересуют правоведов с давних пор. Еще в 1918 году известный российский юрист А. Ф. Кони писал: «Где нет возможности совершенно прекратить страдания, не прерывая нити жизни, допустимо с нравственной точки зрения участие врача в успокоении больного навеки» [5, с. 69]. Право на смерть не вошло в систему естественных прав человека и гражданина, обычно рассматривается в контексте права на жизнь, гарантированное ч. 1 ст. 20 Конституции РФ. Общеизвестным является тот факт, что право на жизнь занимает центральное место в системе соматических прав человека. Жизнь возникает вне государственных велений и институтов. Она дается человеку природой, но никогда — государством и властью. Общество и государство обязаны уважать и защищать эту ценность, которая приоритетна над другими. Н. Н. Алексеев удачно заметил, что «юридическая норма не обладает способностью производить на свет живые существа» [1, с. 151]. Положения о праве на жизнь провозглашены и закреплены всеми важнейшими международно-правовыми документами по правам человека. Так, в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» [2, с. 8]. В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» [9]. Связь права на жизнь и запрета произвольного ее лишения подчеркивается и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и т. д. Содержание права на жизнь включает два основных элемента: право на неприкосновенность жизни и на свободное распоряжение своей жизнью. Все запреты, касающиеся двух этих элементов, являются не конституционными. Право на жизнь, с точки зрения позиции права, представляет собой меру возможного поведения, предусмотренную законом. Это значит, что человек может и отказаться от этого права, что, по сути, означает существование права на смерть. Современное российское законодательство не закрепляет право гражданина на смерть как естественное право человека; складывается впечатление, что законодатель игнорирует его. По словам А. Н. Красикова, «право на смерть — это такое же естественное право человека, как и право на жизнь, а эвтаназию следует рассматривать как разновидность реализации человеком права на смерть» [4, с. 71]. Необходимо отметить, что право на смерть складывается из двух составляющих: право на суицид и право на эвтаназию. Сегодня вопрос о легализации эвтаназии в РФ стоит как никогда остро. Статистика инкурабельных больных по всей стране достаточна велика. Так директор Евразийской федерации онкологов Сомасундарам Субраманиам отмечает, что в 2009 г. В России умерло 183 тысячи человек (терминальных пациентов), нуждающихся в купировании боли [10]. С каждым годом этот показатель возрастает. А значит, и потребность больных граждан в легализации эвтаназии существует. Первоначально необходимо разобраться с тем, что же такое эвтаназия. Современная наука подходит к тому, что эвтаназия — это акт медицинского вмешательства, производимый по просьбе безнадежно больного пациента с целью избавления его от физических и моральных страданий легким ускорением смерти какими-либо действиями или средствами [4, с.71]. Существует несколько видов эвтаназии:

1) активная, осуществляемая путем действия — введения лекарственных средств, приводящих в быстрой и легкой смерти; 2) пассивная, осуществляемая путем воздержания о совершения определенных действий, поддерживающих жизнь больного (отказ от жизненно необходимого медикаментозного или аппаратного лечения и т. д.).

Хотелось бы согласиться со словами С. Тасакова, который еще в 2003 году отметил, что отсутствие законодательного акта, разрешающего эвтаназию, унижает достоинство граждан в РФ. Сегодня ряд отечественных ученых открыто заявляют о том, что эвтаназия — это капитуляция медицины, когда медперсонал, якобы не хочет дальше бороться за жизнь больного. Хороший ответ данному аргументу приготовили Ю. А. Дмитриев и Е. В. Шленева: «Если государство, в лице органов здравоохранения, не в состоянии облегчить мучения больного и попытаться приблизить качество его жизни к достойным условиям, отказ от эвтаназии может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, что запрещается статьей 21 Конституции РФ» [3, с. 58]. Следовательно, представляется разумным, что запрет эвтаназии унижает достоинство тяжело больных людей, а в целом, и положения ст. 7 Конституции РФ, провозглашающей РФ социальным государством, в котором создаются необходимые условия для обеспечения достойной жизни человека и гражданина.

Следует проанализировать несколько норм действующего законодательства в области здравоохранения с целью выявления явных правовых коллизий: ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11] закрепляет возможность отказа пациента от медицинского вмешательства: гражданин или его законный представитель имеет право на отказ от лечения, а значит, можно положения данной нормы возможно рассматривать, как существование пассивной эвтаназии в РФ. Статья раскрывает диспозитивность поведения управомоченного лица, так называемую «свободу воли»: человек может остаться жить, а может и отказаться от лечения, во многих случаях, это означает, что он умрет. Но ст. 45 тех же Основ, накладывает ограничения на применение, как активной, так и пассивной эвтаназии, в частности ограничением является пассивная эвтаназия — прекращение мер, по искусственному поддержанию жизни больного. Это право, которое предоставляется пациенту вне зависимости от смертельного заболевания, основывается на понимании того, что любое вмешательство есть вторжение в область личной свободы и, соответственно, должно основываться на личном волеизъявлении гражданина. Вышеуказанная статья, помимо прочего, нарушает право человека на свободное распоряжение своей жизнью, которое является составной частью права человека на жизнь, провозглашённое ст. 20 Конституции РФ. Представляется абсурдным наличие ситуации, когда теоритическое (и декларируемое всеми) право распоряжаться собственной жизнью на практике практически не реализуется. А право на жизнь, по сути, превращается в обязанность жить.

Анализ литературы, касающейся данной проблемы привод к выводу, что аргументы в пользу легализации эвтаназии сводятся к следующему:

1)                 эвтаназия — как проявление реализации права человека на жизнь;

2)                 законодательно пациент имеет право отказываться от лечения;

3)                 пациент имеет право на облегчение страданий всеми имеющимися в распоряжении медицинских работников средствами и, нередко, отдает предпочтение «легкой» смерти, а не мучительным страданиям, нестерпимым болям, утрате человеческого облика;

4)                 запрещение эвтаназии — это ограничение прав неизлечимо больных людей, толкающее их на самоубийство.

Мировой опыт легализации данного института является крайне интересным.

Первой страной в Европе, которая декриминализировала эвтаназию была Голландия, в которой еще в 2001 году верхняя палата парламента приняла закон, который освобождал врачей от уголовной ответственности за данную процедуру. По некоторым данным, эвтаназия в Голландии осуществляется с 1984 года, однако она находилась на нелегальном положении, когда врачи по просьбе тяжело умирающих больным или по просьбе их родственников, умерщвляли их. Только в 2000 г. в Голландии было 2123 официально зарегистрированных случая эвтаназии, из которых 1893 — на последних стадиях рака; в 2005 г. их количество возросло до 4300 случаев [4, с. 105]. По этому закону граждане с 16 лет в праве самостоятельно определить право и способ ухода из жизни. Хотелось бы сказать, что и в Голландии эвтаназия применима в исключительных условиях, так законодатель Голландии специально оговаривает, что активная эвтаназия допускается в строго определенных случаях. Институт эвтаназии сегодня легально существует и в Бельгии. По официальным данным, с сентября 2002 г. уже более четырехсот граждан Бельгии ушли из жизни при помощи эвтаназии. В феврале 2014 г. В Бельгии была официально разрешена детская эвтаназия. Эксперты утверждают, что данный вид эвтаназии может затронуть небольшой процент инкурабельных юных больных в Королевстве [7]. Интересным является опыт США: в июне 1997 г., после полугода дебатов, Верховный суд постановил, что американцы не имеют конституционного права на смерть с помощью врача, но, с другой стороны, самоубийство с помощью врача не противоречит Конституции [4, с. 100]. По решению суда каждый штат должен рассматривать эту проблему самостоятельно и либо разрешить эвтаназию, либо запретить ее. В некоторых странах существует легализованная пассивная эвтаназия: Франция, Швейцария, Австралия и т. д. Всего 40 стран.

Представляется, что Российской Федерации как демократическому и социальному государству в целях создания условия доя реализации и защиты прав тяжелобольных необходимо принять Федеральный закон «Об эвтаназии в Российской Федерации», который бы легализовал все виды эвтаназии. Необходимо выделить условия, при которых право на эвтаназию должно быть реализовано:

1.         Неоднократно подтвержденная различными специалистами невозможность существующими способами и методами вылечить больного.

2.         Сознательная, настойчивая, неоднократная просьба больного о проведении эвтаназии либо просьба представителей, инкурабельного (в т. ч. коматозного) больного

3.         Достаточное и достоверное информирование такого больного либо его представителей лечащим врачом относительно прогноза заболевания для его здоровья и жизни.

4.         Подтверждение консилиумом врачей-специалистов диагноза неизлечимого заболевания, невозможности спасения жизни или облегчения страданий больного.

5.         Информирование родственников больного о его решении по поводу эвтаназии.

6.         Вынесение решения суда о возможности проведения эвтаназии либо разрешение прокурора. Факт и способ осуществления эвтаназии должны быть указаны в медицинской документации, в зависимости от усмотрения врачебного консилиума.

Российской Федерации как демократическому и государству следовало бы обратиться к опыту зарубежных стран, где существует легализованная эвтаназия, для реципирования этого института, в целях создания юридического механизма реализации и защиты данного вида соматического права. Именно эвтаназия является одним из инструментов всеми провозглашённого конституционного принципа, закрепляющего право каждого на достойную жизнь. Хотелось бы согласиться с некоторыми авторами, которые утверждают о том, что запрет смертельно больным людям, испытывающим каждодневные страдания, которые невозможно ослабить даже сильнодействующими анестетиками и наркотиками, является применением, по сути, пыток к данной категории лиц. Коллизия отечественного законодательства, существующая уже на протяжении долгого времени, не позволяет инкурабельным больным — гражданам РФ полноценно реализовывать свои конституционные права, что приводит к нарушению их прав и законных интересов, а самое главное — приносит как физические, так и нравственные страдания.

 

Литература:

 

1.                  Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. 315 с.

2.                  Всеобщая декларация прав человека(принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А) от 10.12.1948// «Российская Газета», 05.04.1995, № 67.

3.                  Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии//Государство и право.2002. № 11. С. 58–62

4.                  Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь / О. С. Капинус. — М.: Камерон, 2006. 479 с.

5.                  Кони А. Ф. Избранные труды. М:.Из-во Ю-райт, 2000. 256 с.

6.                  Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении. К постановке проблемы//Государство и право. 2000. № 10.С.43.

7.                  Медицина Бельгии: [Электронный ресурс]: Бельгия одобрила детскую эвтаназию.URL:http://www.utro.ru/articles/2014/02/14/1175485.shtml(дата обращения 20.01.2015)

8.                  Медицина…: [Электронный ресурс]:Терапевтическое клонирование.URL:http://orientir.ru/Article/View/2736(дата обращения 27.01.2015)

9.                  Международный Пакт о гражданских и политических правах(принят Генеральной Ассамблеей ООН) от 19.12.1966// «Бюллетень Верховного Суда РФ» от 5.12.1994, № 12

10.              Российские эксперты призвали коллег объединиться для защиты инкурабельных больных… [Электронный ресурс]:По информации хирурга-онколога, директора Евразийской федерации онкологии Сомасундарама Субраманиана. URL:http://old.hmgma.ru/press/detail.php?ID=768&IBLOCK_ID=1(дата обращения 02.02.2015)

11.              Федеральный закон от 21.11. 2011 № 323-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//»Российская газета», 2011, № 5939

12.              Чиркин В. И. Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны// «Гражданин и право», 2010, № 1. С.15–17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle