Библиографическое описание:

Сороченко Д. Н. Бумага как материал моделирования в архитектурно-дизайнерской деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 908-913.

Выявлен огромный потенциал бумаги как пластического материала в создании многообразия ярких, художественно-выразительных макетных форм, которые являются самым доступным, простым и быстрым методом представления проектного замысла формирования архитектурной среды.

Ключевые слова:бумажная форма, композиция, объёмное моделирование, пластика.

 

Бумага — одно из уникальных изобретений человечества. Несмотря на кажущуюся недолговечность отдельного бумажного листа, бумагу можно назвать вечным материалом, так как её история насчитывает века. Возможности бумаги как материала, предназначенного не только для письма, рисунка, чертежа, но и для моделирования, в архитектурном проектировании до конца не изучены.

Официально признано, что бумага была изобретена в 105 году нашей эры в Китае. Однако, сегодня существует мнение, что родиной бумаги является Мексика. Кроме этого, в 1957г. появилась информация, что бумага была изобретена во II веке до нашей эры, о чём свидетельствуют найденные обрывки листов бумаги в гробнице пещеры Баоця северной провинции Китая Шаньси. Эти факты, достоверность которых ещё предстоит доказать, лишний раз говорят о долгой истории бумаги. В течение многих веков бумага являлась достижением восточной культуры. Продвижение бумаги в Европу шло медленно. Европейская бумага имела форму листа-плоскости, и процесс её литья был изначально ориентирован на производство листового материала, более удобного для письма. А качественные её показатели формировали, исходя из способностей отображать текст или изображение и взаимодействовать с чернилами и красками. Постепенно возможности и функции бумаги расширяются, но новации принадлежат вновь восточной культуре. В то время как на Востоке из японской бумаги ручного литья создают объёмно-пространственные шедевры, в Европе бумага на протяжении многих веков остается носителем текстовой и изобразительной информации. И только в начале ХХ века бумага освобождается от обязательного исполнения этих функций и обретает пластические и пространственные свойства. В связи с этим характеристики бумаги как пластического материала оказываются в центре внимания. Бумага выступает как элемент пространственной среды, способный формировать эту среду своими пластическими, выразительными средствами. Отныне, бумага — материал, бумага — технология, бумага — форма — новый арсенал проявления бумаги в пространстве, который является показательным для нашего времени [3].

Итак, бумага из средства отображающего становится конструирующим материалом благодаря развитию идеи пространства, которая родилась в среде русских художников- авангардистов. В работах К. Малевича, изобретателя нового стиля в живописи, — супрематизма — впервые пространство бумажного листа взято как абстрактная категория, в которой взаимодействуют формы [8]. Историк дизайна С. Хан-Магомедов отмечает роль архитектора Э. Лисицкого, который «в упражнениях по проекционному черчению приучал учеников видеть в этих плоскостных супрематических композициях Малевича лишь одну из проекций объёмной композиции» [3]. Стремление найти выход из изобразительной плоскости в мир вещей было реализовано в объёмно-пространственных композициях. В. Татлин выносит живописную плоскость в реальное трехмерное пространство, но в его постановках отсутствуют замкнутые объёмы. Композиционные замыслы, заложенные в рисунках, он реализует в рельефы из картона или из фрагментов материального подбора (дерево, пластик, жесть) [5, с. 232]. А. Родченко в оголённом каркасе киоска увидел новаторскую архитектурную форму, что побудило его к созданию в 1918 году первой серии пространственных построений, принципы объёмно-пространственных композиций которых были использованы 1919–1920 годах в его архитектурных проектах [10, с. 10]. Так были заложены основы конструктивизма — стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего [1]. В своих объёмно-пространственных построениях А. Родченко использует бумагу. Также в области авангардных построений из бумаги работали такие русские художники, как: Н. Габо, П. Митурич, и Л. Юдин [3]. Созданные ими авторские концепции трансформации плоскости оказались полезными и плодотворными для европейской культуры бумагопластики. Макетирование как технический приём в поиске нового визуального языка конструктивизма использовали в своём творчестве яркие представители авангарда И. Леонидов и Я. Чернихов [6, с. 233–235]. Таким образом, художники впервые обратили внимание на бумагу как на конструктивный материал с возможностями формообразования.

Новации в архитектуре оказали влияние на отечественную пропедевтику. Если в ремесленную эпоху подмастерье имел дело с реальным предметом, то в условиях развивающейся культуры формообразования студент сам проектирует и моделирует форму. В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в учебный процесс. В ВХУТЕМАСе впервые стали обучать основам пластического и пространственного формообразования и впервые стали применять при выполнении упражнений макетирование. Что касается Запада, то Дюссельдорфская школа, а за ней и Баухауз уже имели к этому времени опыт выполнения макетов из бумаги [6, с. 57].

С развитием объёмного моделирования из бумаги меняется отношение к графическому изображению, которое по сути является разверткой, схемой, техническим чертежом и которое призвано ещё на плоскости заложить образ будущей объёмной композиции. Графическое построение схемы-рисунка разработано в авторских концепциях В. Гамаюнова, В Колейчука и А. Родченко [3]. Таким образом, в русской художественной культуре и архитектурной пропедевтике сформировалось новое понимание пространственной структуры. Изобразительная плоскость исчезла. Возникла проектная среда. Предметный мир перестал отображаться изобразительными средствами, он стал ими проектироваться. Произошло изменение отношения к плоскости, которая становится активным элементом в объёмно-пространственных построениях, а рисунок — проектным чертежом, схемой будущей объёмно-пространственной композиции.

В архитектурно-дизайнерской деятельности в основном используют бумагу промышленного производства, в процессе которого закладываются все основные качества будущего материала моделирования такие, как: структурные, тектонические, пластические, текстурно-фактурные и визуальные. Знание и понимание свойств бумаги необходимо для осуществления профессионального выбора материала и способа его использования.

По своим физическим свойствам бумага является многокомпонентным материалом, состоящим в основном из специально обработанных растительных волокон, тесно переплетённых между собой и связанных силами сцепления. Волокна при тесном переплетении образуют плоскость, которая и является формообразующей единицей. Причем, именно уникальные качества бумажной плоскости, определяемые её структурой — сочетание жесткости и мягкости, легкости при деформации и сопротивляемости — обусловили те формообразующие возможности, которыми она обладает [2]. Поэтому физические свойства бумаги, её структурные показатели оказывают прямое влияние на методику пропедевтических курсов для архитекторов-дизайнеров, максимально использующих пластические и конструктивные свойства этого материала. Успешное моделирование из плоскости объёмных композиций невозможно без понимания бумаги как системы волокон, которая имеет свою микробиологию и структуру.

При проектировании объёмно-пространственных композиций из бумаги необходимо учитывать её тектонические особенности. Это имеет отношение к изделиям, в которых бумажная складка является функциональным элементом или работает как ребро жесткости. Даже при высоких художественных показателях объёмной композиции (интересное решение или богатая фактура) слабая, неустойчивая конструкция сводит на нет позитивное впечатление от её внешнего облика. Сопротивление бумаги как материала, обладающего собственными физическими свойствами, сигнализирует о неправильном, неконструктивном, нетектоничном использовании материала, а соответственно и самого формообразования.

На выразительные качества бумажной композиции влияют визуальные и оптические свойства материала, которые формируются при его поверхностной обработке в процессе промышленного производства бумаги [9]. Человеческая рука осуществляет непосредственный контакт с бумажным листом, и его тактильные характеристики являются важными выразительными средствами. При сгибании бумажного листа есть ощущение работы материала, а именно: правильное использование тектоники листа или насильственное. Материал через тактильные ощущения воспитывает понимание конструктивных свойств бумаги, а также необходимость учета её пластических и тектонических свойств. Таким образом, бумага обладает широким спектром конструктивных возможностей (тектоника листа), богатым тактильным потенциалом (фактура), выразительными объёмно-пространственными характеристиками (пластика). Эти качества уникальны, они вытекают из самой сути листового материала, состоящего из связанных между собой волокон. Анализ всех свойств бумаги позволяет прогнозировать возможность формирования будущих объёмно-пространственных композиций.

Технологический творческий поиск создания объёмных бумажных конструкций базируется на реализации приобретённого опыта, отработке навыков взаимодействия с бумажным листом и осмыслении его художественных возможностей. Первая типология основных приемов трансформации плоскости была предложена в 80-ых годах ХХ века изобретателем и формотворцем В. Колейчуком [3]. Сегодня переосмысление этих приемов позволило создать новую типологию конструктивных приемов бумагопластики, в которую входят такие базовые элементы, как складка и разрез. На этих приёмах в основном держится все многообразие форм, конструируемых из бумажного листа. Трансформация листа из плоскости в складчатую структуру всегда имеет свой характер, свою индивидуальность. Уникальным является то, что эстетические качества структурированной складками бумажной плоскости дают основу её тектоническим характеристикам, то есть несущая способность конструкции является функцией её геометрической формы. Это значит, что поиск эстетики и конструктивности в бумагопластике осуществляется одновременно. Бумажная складка трансформирует плоскость в пространственную категорию: единственная складка переносит лист бумаги из двухмерного в трехмерное измерение. Разрез дает больше свободы пластическим решениям, чем складка. Структура из бумаги, кое-где прорезанная, гораздо легче преобразуется из плоскости в объём. Тектоника таких преобразований значительно отличается от тектоники структур, выполненных без разреза, так как целостность листа нарушена и упругость, устойчивость к деформациям формы не везде сохранена. Разрез придает бумажным структурам возможность формирования яркого объёма, позволяет взгляду осматривать структуры как снаружи, так и внутри, и полностью охватывать их пространство. Поскольку тектоника складок и разрезов различна, то совместное использование нескольких конструктивных приемов формирует индивидуальные прочностные качества структурированного полотна. Одновременное применение складок и разрезов дает возможность моделировать яркие и выразительные объёмно-пространственные композиции. Таким образом, складка и разрез являются основными приемами взаимодействия с бумажным листом, которые выявляют конструктивные возможности бумаги и обладают значительным художественным потенциалом.

В процессе творческого поиска бумага оказывает свое влияние на конструируемый архитекторами-дизайнерами мир реальных вещей, так как её свойства и качества в формообразовательных опытах затем проявляются в реальных формах и предметах [4]. Бумага как материал формообразования имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими листовыми материалами: удобство в работе, низкая себестоимость, широкий ассортимент. Бумажная конструкция формирует объём с помощью создания оболочки, что отвечает современному экономически оправданному принципу дизайна: минимум средств — максимум эффекта. Бумага доступный для быстрых трансформаций материал, но менее долговечный, чем другие листовые материалы. Благодаря этому бумаге отдают предпочтение при макетировании, так как моментальность делает её незаменимой в экспериментальной творческой деятельности [3]. Созданная форма становится не только мыслимой, видимой, но и чувствуемой, что недостижимо при графическом или 3D моделировании, которое предлагает несколько видов изображения проектируемого объекта: изометрию, аксонометрию, планы, разрезы и т. д. Однако, чувственно-зрительный опыт, который мы имеем при восприятии реального объёма и пространства, с помощью экрана передать невозможно. Поэтому сегодня несмотря на появление компьютерного 3D моделирования потребность в оперативном объёмном формообразовании сохраняется [6, с. 193]. Таким образом, бумагопластика является перспективным направлением, проектирующим предметную среду и влияющим на развитие проектной художественной культуры.

В данной статье бумага как материал моделирования представлена через основополагающую триаду архитектурно-дизайнерской деятельности: материал — технология — форма. Материал — это лист бумаги, бумажная плоскость, которая становится активным элементом в объёмно-пространственных построениях благодаря своим уникальным свойствам и развитию идеи пространства в художественной культуре начала ХХ века. Технология — это набор приёмов бумагопластики (складка, разрез и др.), которые выявляют возможности листа бумаги как конструктивного материала и его художественные способности. Форма — это многообразие бумажных форм объёмного моделирования архитектурно-дизайнерской деятельности, в которой изготовление бумажных макетов является самым доступным, простым и быстрым методом представления проектного замысла. Сегодня эти элементы триады перспективно развиваются. Творческий вклад в созидание предметного пространства вносят бумаги ручного литья, которые поражают прежде всего обилием визуальных возможностей, реализованных в ней, или, например, наличием приятного запаха бумаги, полученного смешиванием разных компонентов при её изготовлении. Бумага ручного литья всегда индивидуальна и в основном её используют в эксклюзивных проектах. В настоящее время на российский рынок поставляются коллекции элитных бумаг, основной акцент в которых делается на тактильные свойства [7]. Особая обработка таких бумаг имитирует самые разные материалы: кожу, замшу, бархат и т. д. Сегодня предлагается большое количество сортов цветных, фактурных картонов разной плотности. Подобные бумаги и картоны являются достойным материалом для воплощения в жизнь самых смелых дизайнерских находок.

Инновационным является применение новых приемов трансформации бумажной плоскости, разрушающих или преобразующих структуру бумажного полотна [3]. Смысл этих экспериментов заключается в поиске новых художественных идей. Такие технологии развивают свободу художника в отношении к материалу и дают возможность понять специфику поведения бумаги в различных ситуациях. Чаще всего подобные эксперименты находят применение в штучной продукции.

Что касается бумажных форм, то большинство архитектурно-дизайнерских макетов строят из бумаги. Впечатления, которые получают художники при общении с бумажной формой, порождают форму, подобную бумажной конструкции. Британский архитектор Заха Хадид, отказавшись от общепринятой геометрии в проектном макетировании, претворяет в жизнь оригинальные замыслы, воплощенные в Центре Гейдара Алиева (Баку, 2012 г.), в Торгово-развлекательном комплексе (Пекин, 2012 г.) и во многих других своих ярких объектах. Оперный театр Тенериф испанского архитектора Сантьяго Калатравы напоминает гигантский изогнутый лист бумаги. Во всех его работах двухмерный лист виртуозно превращается в трехмерную форму. В макетах архитектора Ларса Спойбрука полоски бумаги складываются в самопроизвольную объёмно-пространственную структуру. Его бумага демонстрирует новые пластические формы. Если вернуться к недавней истории, то с середины ХХ века начинается активный поиск новых форм, связанный с неудовлетворённостью архитектурой строгой геометрии, её однообразием. Результаты экспериментов на бумажных макетах воплотились в работах архитектора Ле Корбюзье, который возможно, сам не занимался поиском форм, но, безусловно, использовал разнообразный визуальный материал. Доказательством этого могут служить такие его творения, как: Капелла в Роншане, павильон «Филипс» на выставке в Брюсселе [6, с. 239]. Работы этих известных архитекторов показывают, что на смену форм строгой геометрии приходят формы новой органики. Таким образом, бумага как материал моделирования, обладая колоссальным потенциалом, остается востребованной не только для совершенствования традиционных форм строгой, четкой геометрии, но и для развития форм новой органики и через архитектурно-дизайнерскую деятельность способна формировать пространственную среду своими пластическими, выразительными средствами.

 

Литература:

 

1.         Асеева Е. Е. Послевоенное абстрактное искусство в России (1950–80) http://krotov.info/libr_min/01_a/se/eva_01.htm (дата обращения 20.10.2014)

2.         Бумага http://kapitalnt.krsn.ru/ (дата обращения 10.12.2014)

3.         Васерович Ю. А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна, 2007 http://cheloveknauka.com/bumagoplastika-v-proektnoy-kulture-dizayna (дата обращения 20.10.2014)

4.         Глазычев В. Л. Опыт Сенежской студии, 2004 http://www.glazychev.ru/publications/articles/2004–03–11_opyt_senezh_studii.htm (дата обращения 20.10.2014)

5.         Ермолаев А. П., Шулика Т. О., Соколова М. А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. М.: Изд-во Архитектура-С, 2005, 463с.

6.         Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика: История, теория, практика. М.: Изд-во Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2011, 400с.

7.         Прикоснуться к прекрасному: бумаги с тактильными свойствами http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8585&iid=351 (дата обращения 10.12.2014)

8.         Турчин В. С. От супрематизма к конструктивизму и далее. http://mironovacolor.ogr/articles/supr_constr/ (дата обращения 20.10.2014)

9.         Чурусов С. Основные свойства бумаги http://pechatnick.com/articles/osnovnie-svoistva-bymagi (дата обращения 10.12.2014)

10.     Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М.: Изд-во Советский художник, 1982, 223с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle