Потребитель о качестве медицинских услуг: общественное мнение горожан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 03.04.2015

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Поликарпов, П. Б. Потребитель о качестве медицинских услуг: общественное мнение горожан / П. Б. Поликарпов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 668-671. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16933/ (дата обращения: 25.04.2024).

Одним из главных условий стабильного и поступательного развития цивилизованного общества является здоровье его членов, оптимальные условия для его сохранения, поддержания и укрепления. И в этом плане особую роль играют медицинские учреждения, призванные нести ответственность за здоровье каждого гражданина и вести постоянную профилактическую и оздоровительную работу в виде предоставления соответствующих услуг в рамках государственной политики заботы о здоровье каждого человека.

В этой связи, взяв за основу необходимость предоставления медицинских услуг населению, автором был проведен социологический опрос, цель которого определить: что думают жители городов о своем здоровье, о возможности получения и качестве получаемых медицинских услуг [1]. Опрашивались городские жители, которые обращались в медицинские учреждения за медицинской помощью.

В первую очередь удалось определить, что большинство горожан охарактеризовали свое состояние здоровья как среднее. Только каждый третий оценил его на «хорошо» и около 6 % указали на отличное состояние своего здоровья.

Важным критерием субъективной оценке здоровья респондентов, выступает посещение медицинских учреждений. Наиболее оптимальным, по мнению значительной части опрошенных (36,3 %), является посещение реже одного раза в год. Практически каждую неделю посещают медицинские учреждения лишь 0,7 % саратовцев (Таблица 1). 8,9 % респондентов усматривают возможным и необходимым частоту с периодом в месяц (2–3 раза в месяц). Довольно редкой частотой посещения, отличаются 28,1 % горожан, бывающие у врача лишь 2–3 раза в год. Сходной по количеству, а не по периоду посещений является частота 2–3 раза в месяц, отражающаяся в поведении 23 % респондентов. Доля затруднившихся ответить по данному вопросу составляет 3 % жителей г. Саратова.

46,7 % москвичей определяют свое здоровье как хорошее, без каких-либо хронических заболеваний и редких болезней. Подобное количество опрошенных не усматривают полную удовлетворенность своим здоровьем, в связи с наличием хронических заболеваний. Доля, квалифицирующих свое здоровье как неутешительное, а именно с частыми болезнями и наличием хронических заболеваний, составляет 6,7 % респондентов. В результате, можно предположить, что большая часть опрошенных обращаются в медицинские учреждения не так часто, а по мере необходимости, исходя из конкретной ситуации. Другими словами обращение к врачу носит скорее не обязательный характер.

Таблица 1

Посещение медицинских учреждений пациентами, % от общего

Категория

% Саратов

% Москва

Каждую неделю

0,7

0

Два-три раза в месяц

8,9

0

Несколько раз в полгода

23,0

18,8

Несколько раз в год

28,1

62,5

Реже одного раза в год

36,3

18,8

Не могу ответить

3,0

0

Итого

100,0

100,0

 

Жители столицы России отличаются от саратовцев менее частым обращением к врачам, о чем свидетельствуют полученные результаты. Основная масса опрошенных (87,5 %) предпочли за последний месяц обойти посещение подобных учреждений, в то время как абсолютная идентичность в количестве посещений, характеризует такие частоты как 1 или 2 раза в год. Вышеописанная частота посещений медицинских учреждений в общем количестве, является проекцией посещений врача за последний месяц. А именно, незначительное количество респондентов, посещающих медицинские учреждения реже одного раза в год в общем количестве, служат отражением непосещений врача за последний месяц. Подобной частоты придерживается большинство опрошенных (50,8 %).

Жители г. Саратова (32,1 %) считают, что качество медицинских услуг в государственных лечебных учреждениях за последние два года не изменилось. По мнению 27,6 % респондентов оно незначительно улучшилось. 10,4 % горожан заметили значительные ухудшения в качестве медицинских услуг. 6,7 % саратовцев выделили незначительное ухудшение качества медицинских услуг. По мнению 3,7 % опрошенных оно значительно улучшилось. 19,4 % горожан затруднились определить изменения за последние два года в качестве медицинских услуг государственных учреждений.

Среди опрошенных москвичей 33,6 % считают, что качество медицинских услуг в частных лечебных учреждениях за последние два года не изменилось. Для 17,2 % респондентов оно незначительно улучшилось. По мнению 7,5 % опрошенных оно значительно улучшилось. 2,2 % горожан заметили значительные ухудшения в качестве медицинских услуг. 1,5 % выделили незначительное ухудшение качества медицинских услуг. 38,1 % горожан затруднились определить изменения за последние два года в качестве медицинских услуг частных учреждений. Это может быть связано с тем, что услуги платных клиник чаще всего недоступны для большинства горожан.

50 % опрошенных москвичей неоднократно сталкивались с оказанием некачественной медицинской помощи. 37,5 % горожан не имеют опыта получения некачественных медицинских услуг, а 12 % — пришлось столкнуться с данной проблемой единожды. Среди опрошенных саратовцев 39,3 % не приходилось получать некачественные медицинские услуги. 28,1 % респондентов имеют опыт однократного получения некачественного медицинского обслуживания, столько же саратовцев (28,1 %) сталкивались с данной проблемой неоднократно. 4,4 % горожан затрудняются сказать о наличии опыта получения некачественных медицинских услуг. В итоге, больше половины респондентов, так или иначе, сталкивались с некачественным медицинским обслуживанием (См. таблицу 2). В основу вопросов, обращенных к респондентам, был взят общепринятый перечень видов некачественных медицинских услуг [2].

Среди получаемых, точнее, недополучаемых медицинских услуг наиболее распространенными являются: низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, не повлекшие причинения вреда здоровья (28 %- в Саратове и 34,8 % — в Москве). 26,1 % москвичей испытали на себе необоснованное взимание или требование платы за лечение.

Таблица 2

Получение некачественных медицинских услуг, % к опрошенным

Виды некачественных медицинских услуг

% Саратов

% Москва

Низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, не повлекшие причинения вреда здоровью

28,0

34,8

Низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, повлекшие причинение вреда здоровью или смерть застрахованного

16,0

0

Необоснованный отказ от оказания медицинской помощи

15,2

4,3

Нарушение условий и режима лечения

12,0

8,7

Необоснованное взимание или требование платы за лечение

10,4

26,1

Злоупотребления со стороны медицинских работников

8,8

8,7

Применение не щадящих (болевых) методов лечения при возможности их исключения или использования иных, щадящих методов.

6,4

8,7

Нарушение прав застрахованного в части его информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения и на сохранение в тайне сведений, составляющих врачебную тайну.

1,6

8,7

Отсутствие, дефекты оформления, представление недостоверной медицинской, статистической и финансовой документации

1,6

0

Итого

100,0

100,0

 

На необоснованное взимание или требование платы за лечение указывают 10,4 % жителей г. Саратова, а злоупотребление со стороны медицинских работников — 8,8 %. По 8,7 % приходится на тех москвичей, кто столкнулся со злоупотреблениями со стороны медицинских работников, а так же применением не щадящих (болевых) методов лечения, при возможности их исключения, или использования иных, щадящих методов. Применение таких не щадящих (болевых) методов лечения встречали 6,4 % саратовцев. Нарушение условий и режима лечения и нарушение прав застрахованного в части его информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения и на сохранение в тайне сведений, составляющих врачебную тайну, ощутило на себе 8,7 % москвичей. В Саратове нарушение условий и режима лечения отметили 12 %, а нарушение прав застрахованного в части его информированности — 1,6 %. Реже всего москвичи сталкиваются с необоснованным отказом от оказания медицинской помощи (4.3 %). Саратовцы сталкиваются с такими проблемами, как необоснованный отказ от оказания медицинской помощи чаще (15,2 %). Низкий уровень качества или дефекты в оказании медицинской помощи, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, повлекшие причинение вреда здоровью или смерть застрахованного выделяют 16 % саратовцев.

По мнению жителей Москвы чаще всего некачественные медицинские услуги оказываются в частных клиниках (40 %), чуть меньше — 33,3 % случаев отмечается в участковых больницах (Таблица 3). В городской больнице были некачественно обслужены 20 % москвичей, 6,7 % — в больнице ведомственного подчинения.

Таблица 3

Тип медицинского учреждения, в котором были оказаны некачественные медицинские услуги, % к опрошенным

Виды медицинского учреждения

% Саратов

% Москва

Городская больница

45,3

20,0

Участковая больница

24,2

33,3

Областная больница

11,6

0

Центральная районная больница

8,4

0

Частная клиника

8,4

40,0

Федеральная больница (Федеральный медицинский центр)

1,1

0

Больница ведомственного подчинения

1,1

6,7

Итого

100,0

100,0

 

В Саратове самым распространенным медицинским учреждением, в котором были оказаны некачественные услуги, является городская больница — 45,3 %, на втором месте по популярности стоит участковая больница (24,2 %). В областной больнице имели опыт получения некачественных медицинских услуг 11,6 % опрошенных, а в центральной районной больнице — 8,4 %. Среди учреждений, в которых были оказаны некачественные медицинские услуги, саратовцы выделили так же частную клинику (8,4 %). По 1,1 % приходится на тех, кто столкнулся с некачественным медицинским обслуживанием в федеральной больнице и больнице ведомственного подчинения.

Выяснилось, что больше половины жителей г. Саратова, имеющих опыт некачественного обслуживания, получили его во взрослой поликлинике (53,4 %). В травматологическом пункте была оказана некачественная медицинская помощь 11,7 % горожан, а в стационаре — 8,7 % (Таблица 4). Недовольными стоматологической поликлиникой остались 7,8 % саратовцев, а в детской поликлинике были оказаны некачественные услуги 5,8 %.

Таблица 4

Структурное подразделение учреждения, в котором были оказаны некачественные медицинские услуги

Структурное подразделение

% Саратов

% Москва

Взрослая поликлиника

53,4

69,2

Травматологический пункт

11,7

0

Стационар

8,7

0

Стоматологическая поликлиника

7,8

23,1

Детская поликлиника

5,8

0

Станция скорой медицинской помощи

4,9

7,7

Женская консультация

3,9

0

Родильный дом

1,9

0

Аптека

1,0

0

Диспансер

1,0

0

Итого

100,0

100,0

 

Оказалось, что почти 70 % москвичей, имеющих опыт получения некачественного медицинского обслуживания, столкнулись с ним во взрослой поликлинике, 23,1 % — в стоматологической поликлинике, 7,7 % выделяют станцию скорой помощи. 4,9 % саратовцев среди структурных подразделений учреждения, в котором были оказаны некачественные медицинские услуги, указали станцию скорой медицинской помощи, а 3,9 % отметили подразделение женской консультации. В родильном доме столкнулись с некачественным медицинским обслуживанием 1,9 % респондентов, а по 1 % приходится на тех, кто недоволен оказанными услугами в аптеке и диспансере. Таким образом, большинство оказанных некачественных услуг в медучреждении приходится на взрослые поликлиники.

Москвичи, которые обратились в медицинское учреждение и встретили ненадлежащее обслуживание, рассчитывали на оказание лечебной помощи (57,1 %), 35,7 % респондентов столкнулись с трудностями при получении диагностической помощи. Так же некачественную помощь в медицинском учреждении получили и горожане, обратившиеся туда с целью оформления документов (7,1 %). Большинство саратовцев, получивших некачественную помощь в медицинском учреждении, обращались туда с целью вылечиться (60,2 %), а 32,7 % — с целью получения диагностики. Некачественные услуги получили 3,1 % саратовцев, обратившихся с целью получения лекарственной помощи, а 2 % — организационной. По 1 % приходится на тех, кто обращался в медучреждение с целью получения материальной и санаторно-курортной помощи соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод о более значительной распространенности в сознании жителей столицы низкого уровня качества или дефектов в оказании медицинской помощи, несоответствии качества и объема медицинской помощи установленным стандартам, не повлекших причинения вреда здоровью, чем в Саратове. Москвичи чаще сталкиваются с необоснованными требованиями оплаты за лечение. Саратовцы же в большей степени испытывают на себе нарушения условий и режима лечения, а также тяжелые последствия некачественной медицинской помощи и необоснованные отказы в медицинских услугах.

 

Литература:

 

1.                  Исследование проводилось в Москве и Саратове методом анкетирования в 2014 году.

2.                  Домашняя правовая энциклопедия. Медицина и здоровье [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал Гарант — Режим доступа http://base.garant.ru/58038904/#block_14016. 03,02,14.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, Саратов, услуга, медицинское учреждение, Москва, некачественное медицинское обслуживание, несоответствие качества, уровень качества, нарушение условий, режим лечения.


Похожие статьи

Место медиации в борьбе населения с некачественными...

услуга, некачественная медицинская помощь, медицинская помощь, лечебное учреждение, саратовец, респондент, обращение, горожанин, некачественное медицинское обслуживание, время.

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

В статье представлена комплексная оценка качества стационарной медицинской помощи; изучено влияние качества медицинской помощи на уровень потребления стационарной медицинской помощи; определены дефекты при оказании медицинской помощи...

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

услуга, медицинская помощь, медицинская услуга, дополнительный сервис, оказание, Российская Федерация, конечный результат, медицинский характер, медицинское учреждение, немедицинский характер.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском...

медицинская помощь, коэффициент вариации, среднее, уровень, средневзвешенный показатель удовлетворенности, оценка, медицинское обслуживание, качество питания, высокий уровень разнообразия оценок...

Совершенствование механизмов управления качеством...

В условиях реформ и переходной экономики управление учреждениями сферы медицинских услуг требует принципиально новых подходов к оценке эффективности деятельности. При этом важнейшими критериями эффективности управления должны быть положительные изменения...

Единая система оценки удовлетворенности населения качеством...

На первом уровне оказывается медицинская помощь в условиях центральных районных больниц и стационаров небольших городских больниц, а также в городских поликлиниках и врачебных амбулаториях.

Проблемы компенсации морального вреда в случаях...

Во-вторых, медицинская услуга специфична, ведь граждане не обладают медицинскими знаниями и не могут судить о правильности назначенного лечения.

Новые особенности оценки качества медицинской помощи, взаимоотношений лечебно-профилактического учреждения...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное финансирование бюджетных медицинских учреждений, трудность доступа к врачу и большие очереди, ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи...

Похожие статьи

Место медиации в борьбе населения с некачественными...

услуга, некачественная медицинская помощь, медицинская помощь, лечебное учреждение, саратовец, респондент, обращение, горожанин, некачественное медицинское обслуживание, время.

Оценка качества медицинской помощи на стационарном этапе

В статье представлена комплексная оценка качества стационарной медицинской помощи; изучено влияние качества медицинской помощи на уровень потребления стационарной медицинской помощи; определены дефекты при оказании медицинской помощи...

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

услуга, медицинская помощь, медицинская услуга, дополнительный сервис, оказание, Российская Федерация, конечный результат, медицинский характер, медицинское учреждение, немедицинский характер.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском...

медицинская помощь, коэффициент вариации, среднее, уровень, средневзвешенный показатель удовлетворенности, оценка, медицинское обслуживание, качество питания, высокий уровень разнообразия оценок...

Совершенствование механизмов управления качеством...

В условиях реформ и переходной экономики управление учреждениями сферы медицинских услуг требует принципиально новых подходов к оценке эффективности деятельности. При этом важнейшими критериями эффективности управления должны быть положительные изменения...

Единая система оценки удовлетворенности населения качеством...

На первом уровне оказывается медицинская помощь в условиях центральных районных больниц и стационаров небольших городских больниц, а также в городских поликлиниках и врачебных амбулаториях.

Проблемы компенсации морального вреда в случаях...

Во-вторых, медицинская услуга специфична, ведь граждане не обладают медицинскими знаниями и не могут судить о правильности назначенного лечения.

Новые особенности оценки качества медицинской помощи, взаимоотношений лечебно-профилактического учреждения...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное финансирование бюджетных медицинских учреждений, трудность доступа к врачу и большие очереди, ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи...

Задать вопрос