Библиографическое описание:

Егорова М. С., Кузикова В. А., Сухарева С. А. Проблемы формирования и оценки критериев качества жизни населения современной России // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 398-403.

Вступление мирового сообщества на новый этап развития, предусматривает преобразование фундаментальной науки и образования в основные отрасли хозяйства, осуществление социальных и интеллектуальных факторов экономического роста, установление совершенного качества жизни населения, преимущество высокотехнологичных отраслей [1].

В настоящее время социальная сфера является важным фактором изменения структуры экономики, усовершенствования традиционных производств, измерителем оптимальной структуры экономики, в том числе отраслевой и воспроизводственной. Реализация целей и обеспечение безопасности национального экономического развития становятся невозможными из-за ухудшения уровня жизни российского населения, а именно рост преступности, неблагоприятные тенденции в сфере образования, ухудшения общего состояния здоровья граждан, рост числа пенсионеров и сокращение населения работоспособного возраста. Все эти факторы оказывают негативное воздействие на социальные индикаторы и качество жизни населения. Темпы экономического роста в России тормозятся из-за того, что социализация факторов экономического развития учитывается недостаточно. В экономическую политику Российской Федерации был внедрен опыт развитых стран, но отсутствие соответствующих условий не дало ожидаемого результата и не было принято обществом [2].

Совокупность признаков, с помощью которых оценивается динамика и социально-экономическое развитие общества, а также его результативность называются критериями качества жизни населения, проживающего на определенной территории. В определение состава критериев качества жизни принято включать интегральный и частный подходы для оценки рассматриваемых категорий. Интегральный подход заключается в осуществлении двух типов оценок: объективной (на основе статистических данных официальных организаций) и субъективной (на основе опросов населения и общественного мнения, а так же с использованием обобщающей информации).

Несмотря на сосуществование в одной системе двух видов критериев (объективных и субъективных), дополняющих друг друга, они с разных сторон выражают объективные условия жизни и субъективное ощущение удовлетворенности человека условиями его жизни. Причина актуальности интегрального подхода заключается в неизмеримости составных элементов качества жизни количественно. К таким не измеряемым элементам можно отнести индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворенность качеством жизни, степень свободы, контроль и уверенность человека в любой жизненной ситуации и т. п.

Частный подход осуществляется при помощи интегральных индикаторов и обобщающей оценки качества жизни и направлен на более тщательное и глубокое исследование отдельных составляющих качества жизни населения. Ими являются показатели состояния здоровья, жилищные условия, образование, формы досуга и отдыха. Научное обеспечение включает в себя две группы критериев, которые осуществляют анализ и мониторинг качества жизни людей. Первая группа состоит из оценок, сформулированных на основе статистической информации. Вторую группу составляют оценки, основанные на социологических опросах. На основе сущности основных элементов качества и уровня жизни производится подбор социальных и статистических показателей.

В 1978 г. принята международная статистика уровня жизни, которая учитывает 12 основных социальных групп показателей:

1.                                Демографические показатели, характеризующие население: смертность, рождаемость.

2.                                Условия жизни с точки зрения санитарии и гигиены.

3.                                Показатели, характеризующие потребление продовольственных товаров.

4.                                Характеристика жилищных условий.

5.                                Уровень развития образования и культуры.

6.                                Показатели, характеризующие условия труда и занятость населения.

7.                                Динамика роста доходов и расходов населения.

8.                                Уровень потребительских цен и стоимость жизни.

9.                                Количество транспортных средств.

10.                            Организация досуга и отдыха.

11.                            Социальное обеспечение.

12.                            Степень свободы человека и его права.

Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования, существовавшем раннем Министерстве экономики РФ (1993 г.), была создана система оценки уровня жизни, которая состоит из 7 разделов и 39 показателей. Самыми значимыми из перечисленных 39 показателей являются 12 показателей, которые входят в систему показателей для оценки процесса экономической реформы в России:

1.                  Средняя заработная плата труда работников.

2.                  Средняя зарплата, средняя пенсия и покупательная способность населения.

3.                  Основные социально-демографические группы населения и их прожиточный минимум.

4.                  Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

5.                  Часть населения, имеющая среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета.

6.                  Показатели распределения населения по социально-демографическим группам.

7.                  Структура потребления продуктов питания в семьях с различным уровнем среднедушевого дохода.

8.                  Размер денежных доходов и расходов различных социально-демографических групп населения.

9.                  Соотношение среднедушевых доходов населения наименее 10 % и 10 % наиболее обеспеченного населения.

10.              Потребительские расходы социально-демографических групп населения и их структура.

11.              Коэффициент Джини.

12.              Выделение групп населения по размеру среднедушевого дохода.

В 1998 г. Госкомстат России разработал и утвердил «Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования». Применение этой системы показателей позволяет давать характеристику социально-экономического положения муниципального образования. Анализ социальных показателей муниципальных образований и его характеристику можно проводить по 25 направлениям, с использованием 300 показателей. Основными являются разделы, отражающие основные аспекты уровня жизни населения и его качества.

Для того, чтобы оценить качество жизни населения, необходимо использовать систему статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования. Основной проблемой является отсутствие институтов, занимающихся информационно-аналитической работой, или разветвленной сети учреждений муниципальной статистики, которые могли бы проводить мониторинг качества жизни на территории муниципального образования.

В России и за рубежом действует множество критериев качества жизни. Их анализ показывает, что качество жизни дополняется и характеризуется показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

-          показатели, характеризующие макроэкономическое состояние национальной экономики (уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения, динамика промышленного производства).

-          состояние здоровья населения.

-          обеспеченность жильем и его доступность, социальная инфраструктура.

-          состояние окружающей среды.

-          социальные отклонения в обществе (преступность, наркомания и т. д.).

Определение уровня удовлетворенности населения скоростью социально-экономических изменений в муниципальном образовании (качеством медицинской помощи, возможностью трудовой деятельности, гражданской и экологической безопасностью, и др.). Во время проведения социологических опросов граждане часто предлагают новые социальные индикаторы для оценки уровня жизни и ее качества. Их необходимо использовать наряду с официальной системой статистических показателей при управлении качеством жизни населения на территории муниципального образования и страны в целом.

В сравнении с системой статистической оценки уровня и условий жизни подсистема социальных индикаторов более гибко характеризует происходящие явления и процессы, она отражает первостепенные направления оценки качества жизни и применяется во время разработки и реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Для комплексного анализа качества жизни нужно использовать интегративные показатели оценки условий жизнедеятельности граждан на обобщенном уровне. Для этого показатели проходят процедуру агрегирования, а качество жизни рассматривается как целостное явление, состоящее из многочисленных первичных признаков. Но всякий процесс укрупнения исходных данных неизбежно приводит к снижению информативности и конкретной содержательности показателей. Поэтому разработанные интегративные показатели, характеризующие качество и уровень жизни населения, должны отражать все важнейшие свойства объекта исследования, его тенденции и закономерности развития.

В настоящее время в России уровень прожиточного минимума является границей бедности. На основании положений Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» производится расчет величины прожиточного минимума [4].

Из таблицы № 1 можно увидеть, что с 2012 года за каждый квартал величина прожиточного минимума возрастала (кроме IV квартала 2013 года).

Регулярно увеличиваются нормативы потребительской корзины в части продовольствия, объемов потребления товаров первой необходимости, лекарств и санитарно-гигиенических товаров для детей и пенсионеров. Так же для пенсионеров включены расходы на оплату транспортных услуг. Услуги учреждений культуры предусмотрены отдельной статьей расходов.

Таблица 1

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации [3]

Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в руб.)

на душу населения

для трудоспособного населения

для пенсионеров

для детей

за II квартал 2014 года

8192

8834

6717

7920

за I квартал 2014 года

7688

8283

6308

7452

за IV квартал 2013 года

7326

7896

6023

7021

за III квартал 2013 года

7429

8014

6097

7105

за II квартал 2013 года

7372

7941

6043

7104

за I квартал 2013 года

7095

7633

5828

6859

за IV квартал 2012 года

6705

7263

5281

6432

за III квартал 2012 года

6643

7191

5229

6387

за II квартал 2012 года

6385

6913

5020

6146

за I квартал 2012 года

6307

6827

4963

6070

 

Динамика прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации представлена на рисунке 1 [3].

Рис. 1. Динамика прожиточного минимума

 

Государственными органами постоянно ведется работа по разработке наиболее эффективных методик выявления граждан и бедных семей, нуждающихся в оказании адресной социальной помощи. Программы помощи нуждающимся имеют многостороннее значение, так как учитывают сочетание материальной помощи малообеспеченным гражданам с мерами по социальной адаптации и повышению их востребованности на рынке труда. Для улучшения качества жизни необходимо реализовать меры, принятые на государственном уровне, они могут дополняться и изменяться в субъектах Российской Федерации, имеющих право увеличивать размеры социальной помощи нуждающимся гражданам, разрабатывать и применять собственные механизмы адресной материальной помощи за счет имеющихся у них финансовых возможностей, предусматривать оказание социальной помощи гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Для оказания помощи малоимущему населению, вместе с бюджетными средствами необходимо задействовать иные источники финансирования. С этой целью необходимо развитие партнерства государства и частных благотворителей, которые в силах помочь в сложившейся ситуации. Помощь негосударственных организаций стала бы очень весомой благодаря разработке и исполнения задач по улучшению благосостояния малообеспеченных категорий населения на основаниях социальных грантов по инициативе государственных органов управления. В перспективах государства планируется продолжить работу по усовершенствованию законодательства и реализации мер по преобразованию натуральных льгот в денежные выплаты, а так же осуществление увеличения размеров ежемесячных выплат определенным категориям граждан с учетом ежегодной индексации.

В таблице 2 представлен общий объем социальных выплат на основании данных годовых расчетов показателей денежных доходов и расходов населения.

Динамика объемов социальных выплат по их видам изображена на рисунке 2.

По сравнению со странами близкого уровня развития в области формирования человеческого потенциала, Россия обладает некоторыми преимуществами: системы образования и культуры находятся на лидирующих позициях. Однако установившееся недофинансирование систем образования и культуры, деградация фундаментальных наук, являющихся двигателем развития этих систем, способны отнять у России эти преимущества. С целью обеспечения экономического роста и стабильности социальной политики, важнейшей стратегией развития России является задача по восстановлению и закреплению преимуществ в областях культуры и образования.

Таблица 2

Общий объем социальных выплат1) (по утвержденным данным годовых расчетов показателей денежных доходов и расходов населения) [3]

Виды социальных выплат

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Социальные выплаты, млрд. руб.

2477,7

3333,3

4247,7

5761,8

6514,0

7319,3

из них:

пенсии

 

 

 

 

 

 

1669,7

2282,3

2825,8

3987,2

4415,5

5078,7

пособия

639,5

830,0

1167,9

1522,7

1831,4

1935,9

стипендии

26,4

35,7

39,8

41,0

51,6

59,2

Удельный вес социальных выплат, процентов:

 

 

 

 

 

 

в ВВП

7,5

8,1

10,9

12,4

11,7

11,8

в объеме денежных доходов населения

11,6

13,2

14,8

17,7

18,3

18,5

Изменение социальных выплат2), в процентах к предыдущему году

109,3

117,9

114,1

126,9

104,3

106,9

1) С 2010 г. — включая данные по Чеченской Республике.

2) С корректировкой на индекс потребительских цен.

 

Рис. 2. Динамика объемов социальных выплат по их видам [3]

 

Главная особенность социальной политики это необходимость самостоятельной деятельности профессиональных сообществ, которые являются гарантом качества социальных и государственных услуг, а так же демонстрируют профессиональный уровень развития в различных сферах экономики. Такими специалистами могут быть инженера, ученые, юристы, врачи, учителя и другие. Одной из важнейших задач Правительства Российской Федерации являются помощь в формировании профессиональных сообществ, предоставление им в руководство многих контрольно-надзорных полномочий, оценка качества, а так же участие в разработке и оценке политики.

Кроме реализации своих традиционных задач, направленных на улучшение качества жизни наиболее незащищенных групп населения, социальная политика должна учитывать и интересы таких слоев общества, которые могут реализовать возможности и потенциал инновационного развития. С экономической точки зрения это могут быть представители среднего класса, социальные установки и доходы которых позволяют им выбирать виды трудового поведения и потребления. С культурной же точки зрения это люди, имеющие высшее образование, которые относятся к научно-исследовательскому классу или являются потенциальными его представителями. Этот метод не характеризуется отказом от борьбы с бедностью, являющейся вызовом для социального равновесия, но позволяет сбалансировать это направление действиями, связанными с целями развития [5].

Таким образом, понятие «качество жизни» является динамичным показателем экономического развития страны, и успевать за его изменениями очень сложно. Показатель качества жизни населения должен корректироваться в соответствии со структурными сдвигами микро и макроэкономики (инфляция, снижение платежеспособного спроса населения и др.).

 

Литература:

 

1.                  Гасанов М. А., Егорова М. С. Приоритеты преодоления структурной десоциализации и формирование социального благополучия в России. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований № 10 (часть 2),2014, стр. 58–61

2.                  Егорова М. С., Барышева Г. А. Проблемы измерения экономического благополучия человека в условиях экологизации экономики// Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12–3. — С. 135–139

3.                  Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#. Дата обращения (10.30.2015)

4.                  Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (03 декабря 2012 г.).

5.                  Global Trends of «Green» Economy Development as a Factor for Improvement of Economical and Social Prosperity [Electronic resource]/ M. S. Egorova, M. V. Pluzhnik, P. Glik//Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 166: Proceedings of The International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences 2014 (RPTSS-2014), 16–18 October 2014, Tomsk, Russia. — [P. 194–198]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle