Библиографическое описание:

Егорова М. С., Лончакова А. Д. Экономическое регулирование природоохранной деятельности в г. Омске // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 403-406.

Город Омск рассмотрен как промышленный город, где крупные предприятия пагубно влияют на экологическую обстановку в городе. Дано определение и рассмотрены функции, полномочия государственного экологического надзора. Изучены статьи (51, 57 и 62) Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым взымаются денежные средства за негативное воздействие на окружающую среду.

Ключевые слова: государственный экологический надзор, финансово-правовые обязательства, природоохранные мероприятия.

 

В настоящее время мощные промышленные города и центры являются источниками выбросов загрязняющих веществ, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Экологическая обстановка Омской области определяется как физико-географическими условиями, так и деятельностью промышленности. В данном регионе развита нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, строительство и производство стройматериалов, энергетический комплекс. Данные отрасли, а также транспорт, формируют основное антропогенное воздействие на природные комплексы и урбанизированные территории Омской области. Промышленные предприятия являются источниками экологической опасности и регулирование их деятельности должно носить целенаправленный государственный характер.

Государственный экологический надзор, как в г. Омске, так и в других субъектах РФ, осуществляется в целях сохранения природных экосистем и повышения качества окружающей природной среды для обеспечения провозглашенного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [3].

Государственный экологический надзор включает:

1)        государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; в области охраны водных объектов; надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; земельный надзор; надзор в области обращения с отходами;

2)        федеральный государственный лесной надзор; надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и сохранения водных биоресурсов; охотничий надзор; надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий [3].

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ [3].

Указанные полномочия в 2013 г. в Омской области при активном взаимодействии осуществляли государственные инспекторы федеральных органов исполнительной власти — Управления Росприроднадзора по Омской области, Управления Россельхознадзора по Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству; органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного в области охраны окружающей среды, — Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и Главного управления лесного хозяйства Омской области [3].

В 2013 г. в рамках осуществления государственного экологического надзора на территории Омской области проведено 6754 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверок на промышленных предприятиях выявлены нарушения, т. е. все данные предприятия негативно воздействуют на окружающую среду [3].

На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным [4].

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

-          выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

-          сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, под-земные водные объекты и на водосборные площади;

-          загрязнение недр, почв;

-          размещение отходов производства и потребления;

-          иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с хозяйствующих субъектов во исполнение ими финансово-правовых обязательств, возникающих из осуществления деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия [4].

Плата вносится единым платежным документом с последующим распределением по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Согласно статьям 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата подлежит зачислению по нормативам: 20 % — в федеральный бюджет, 40 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации и 40 % — в местные бюджеты [4]. Динамика поступления денежных средств в бюджеты разных уровней за 2010–2013 гг. представлена в таблице1.

Таблица 1

Динамика поступления денежных средств за негативное влияние на окружающую среду [3]

 

Согласно плану по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2013 г., утвержденным приказом Росприроднадзора от 9 сентября 2013 г. № 563, на Управление Росприроднадзора по Омской области возложено обеспечение поступления платы в размере 125,2 млн руб. Фактическое поступление денежных средств за негативное влияние на окружающую среду за 2013 г. составило 187,6 млн руб [3].

Превышение фактического поступления над плановой величиной обусловлено деятельностью территориального управления Росприроднадзора по взысканию задолженности в соответствии с полномочиями по администрированию указанного вида платежей, определенными федеральным законодательством в виде осуществления камеральных проверок расчетов платы, предъявления требований о погашении задолженности по плате и подготовки исковых требований о принудительном взыскании задолженности по плате, за сверхлимитные начисления в период отсутствия разрешающих документов [4].

Объем финансирования различных мероприятий, направленных на снижение негативного влияния на природную среду, в 2013 г. составил 552,2 млн руб., в том числе за счет средств [4]:

-          федерального бюджета — 183,1 млн руб.,

-          областного бюджета — 51,3 млн руб.;

-          местных бюджетов — 46,7 млн руб.,

-          юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — 141,3 млн руб.;

-          других источников — 129,8 млн руб.

Объем финансирования мероприятий, направленных на [4]:

-          снижение негативного воздействия на атмосферный воздух, составил 197,3 млн руб.;

-          охрану и рациональное использование водных ресурсов — 306,5 млн руб.;

-          обращение с отходами производства и потребления — 47,2 млн руб.;

-          экологическое просвещение и подготовку кадров — 1,2 млн руб.

В 2013 г. юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Омской области, связанную с отрицательным влиянием на окружающую среду (крупнейшими природопользователями), были выделены финансовые средства для природоохранных мероприятий. Эта информация представлена в таблице 2.

Таблица 2

Сведения о выполнении природоохранных мероприятий по данным юридических лиц [3]

Наименование мероприятия

Объем финансовых средств, направленных на реализацию мероприятия, тыс. руб.

Открытое акционерное общество «Газпромнефть — Омский НПЗ»

190682,00

Муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания»

8 684,91

Производственное объединение «Полет» — филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева»

924,14

Открытое акционерное общество «Омскводоканал»

67585,24

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11»

571220,38

Филиал «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова» Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственный центр газотур-бостроения «Салют»»

3719,5

Открытое акционерное общество «Транссибирские магистральные нефтепроводы»

7194,06

Общество с ограниченной ответственностью «Омский завод технического углерода»

6156,00

 

Увеличение объемов хозяйственной деятельности ведет к глобальным природным катастрофам. Конечно, человечество осознает возможность этих катастроф, экономисты уже подсчитывают негативные последствия загрязнения окружающей среды, которые проявляются в снижении ВВП [1]. Так как загрязнение окружающей среды требует дополнительные затраты, такие как: удаление отходов, мешающих нормальной хозяйственной деятельности человека; очистка загрязненных природных ресурсов до качества, позволяющего использовать их для производственных целей; лечение людей и потери оттого, что они не вышли на работу и т.д [2]. Общество должно понимать, что бесконечное наращивание темпов экономического роста приведет к уничтожению нормальной окружающей среды, а это, в свою очередь, снизит темпы экономического роста. Мы должны понимать, что экономическое развитие является «устойчивым», если оно удовлетворяет потребности нашего поколения, при этом, сохранить и оставить в наследство природные богатства будущим поколениям для удовлетворения их потребностей [5].

Существует три пути развития связи экономики и экологии. Первый: максимальное ограничение или прекращение техногенного воздействия на природу, но это невозможно в современном обществе, так как сегодня трудно даже представить человечество без промышленности. Второй путь: развитие экономики без учета экологических ограничений, что ведет к полной деградации природы. Остается один, самый рациональный — третий путь: сочетание экономических и экологических потребностей. Поэтому предприятиям необходимо выделять средства для природоохранных мероприятий [1].

Необходимо «донести» до человечества новое направление экономического развития, сочетающееся с экологическим, а именно рациональное природопользование, экологизация экономики, учитывающая экологические факторы в производстве и технологии [5].

Заключение

На основании данной информации моно сделать вывод о том, что экономика и экология все более переплетаются между собой. Многие предприятия Омской области уже понимают всю ответственность за сохранение окружающей природной среды. Выделяются большие средства для природоохранных мероприятий. Устойчивое развитие возможно только при осознание того факта, что обеспеченность экономики природными ресурсами зависит от законов экологии. Необходимо правильно определить расходы на охрану окружающей среды.

 

Литература:

 

1.                  Бабак Н. А. Минимизация негативного воздействия на окружающую среду строительной деятельности и ЖКХ системой превентивных методов СПб.: ПГУПС, 2011. С.115

2.                  Литвинов А. М. Стимулирование снижения шумового загрязнения в системе мер эколого-экономической политики крупных городов Ростов н/Д, 2003. С.172

3.                  О состоянии и об охране окружающей среды Омской области в 2010 году/Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, — Омск: ООО «Издательство» «Манифест», 2011.- 200с.

4.                  Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗОб охране окружающей среды

5.                  Чугунова С. В. Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики г. Саратов, 2012. С.169.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle