Библиографическое описание:

Домахин А. А. Определение особенностей учебной адаптации студентов первого курса (на примере Арзамасского филиала ННГУ имени Н. И. Лобачевского) // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 750-752.

В статье представлены особенности адаптации студентов первого курса к учебной деятельности на примере Арзамасского филиала ННГУ. Обозначены критерии успешной учебной адаптации.

Ключевые слова: адаптация, учебная деятельность, первокурсник, студент.

 

Проблема низкого уровня адаптации довольно широко исследуется в современном психолого-педагогической науке. Адаптация рассматривается не только психологи, но и социологи, медики. Большое внимание уделяется и исследованию проблем адаптации студентов-первокурсников, а также вопросу результативности мероприятий по повышению уровня адаптации студентов к новым для них социальным условиям. В современной социальной и экономической ситуации в высшем образовании присутствует высокая неопределённость будущей перспективы после окончания вуза. Институт или университет лишь на некоторое время придают стабильность жизни и отодвигают от поиска своего места в мире, отодвигают конкуренцию студентов-выпускников с другими специалистами на рынке труда. Студенчество — это период жизни человека, в котором ему приходится сталкиваться с совершенно разными проблемами, и решать их должен сам студент. Многочисленные исследования показывают, что эффективность обучения во многом зависит от возможностей первокурсника быстро и без трудностей адаптироваться к новым для него видам учебной деятельности. Так Г. П. Кузина совместно с С. А. Руновой изучили, как протекала адаптация у студентов первого курса, у которых в старших классах велась работа про профориентации. В исследовательских работах Т. И. Катковой и Ю. В. Стафеевой анализируется процесс адаптации в широком смысле этого слова у студентов вузов определённого типа: педагогических и экономических. В. Н. Грибов занимался изучением адаптации студентов малого города при их переходе из вуза-филиала в главный вуз. Но недостаточно исследовано то, как протекает адаптация к учебной деятельности у студентов-первокурсников, когда они поставлены в ситуацию, где по разным причинам существуют различия в мотивации и уровне подготовки.

В связи с этим, была поставлена цель: изучить особенности адаптации к учебной деятельности студентов первого курса на примере Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Содействовать достижению поставленной цели призваны следующие задачи

1.      Изучить понятие адаптации студентов вуза к новым условиях обучения.

2.      Изучить особенности адаптации студентов первого курса к учебной деятельности.

3.      Определить факторы, которые влияющие на учебную адаптацию первокурсников.

4.      Выявить критерии успешной адаптации к учебной деятельности у студентов на первом курсе.

Методами исследования будут являться:

1.                  сравнительно-сопоставительный анализ литературы по данной проблеме

2.                  индуктивный и дедуктивный методы

3.                  анкетирование

4.                  статистическая обработка данных

В современных науках существует большое количество определений адаптации: как в широком, так и в узком смысле. Так адаптация в педагогике формулируется как одновременно процесс и результат внутреннего и внешнего единения личности с учебной средой, умение её приспособиться к разнообразию общества. Показателем адаптации личности является её успешное функционирование во взаимоотношениях и деятельности. В психологии же адаптацию определяют как эффективный процесс взаимодействия организма со средой. Адаптацию как один из главных факторов интеллектуального развития рассматривал Ж. Пиаже. Исследователь Д. В. Колесов трактует её, как способность организма отвечать на влияние внешней среды, сохраняя свою индивидуальность. По мнению В. В. Богословского адаптационный процесс — это особенная ограниченная операция по приспособлению чувствительности анализаторов организма к действиям раздражителей.

Современный педагогический процесс высшего образования должен сформировать гармонично развитую личность, у которой хорошо будут развиты мировоззренческие позиции и установки в отношении обучения и профессиональной деятельности, обеспечить готовность выпускника вуза к высоким профессиональным достижениям. Педагогическая деятельность основана на личностно-ориентированном обучении, то есть на взаимодействии педагогов со студентами, при котором создаются наилучшие условия для развития способностей студентов к своему совершенствованию, профессиональному самоопределению и самообразованию. Поэтому адаптация студентов первого курса является процессом изменения формы связей, а также изменением отношения студента к содержанию образования и организации учебного процесса в вузе.

Для определения особенностей адаптации студентов первого курса была разработана анкета, состоящая из вопросов:

1.         В каком процентном соотношении выражается Ваша адаптированность к учебной деятельности?

2.         Адаптировались ли Вы к преподавателям? Какие факторы Вам мешали или мешают до сих пор это сделать?

3.         Были ли для вас непривычными по сравнению со школой новый формы учебной деятельности: лекция, семинар? Почему? Возросла ли учебная нагрузка?

4.         Сразу ли Вы нашли оптимальный режим труда и отдыха в новых условиях? Если нет, то, что вам мешало?

5.         Были ли у вас сложности в освоение навыков самостоятельной работы, работы со словарями и справочниками? Какие именно сложности возникали?

6.         Испытывали ли вы сложности в освоении новых учебных дисциплин и какие?

7.         Влияло ли на адаптацию к учебной деятельности выстраивание новой системы отношений с одногруппниками?

Респондентами для исследования выступили 42 студента-первокурсника историко-филологического факультета и факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала им. Н. И. Лобачевского.

По результатам анкетирования, направленного на выявление особенностей учебной адаптации, с которыми сталкиваются студенты при поступлении в вуз, были выделены самые значительные особенности: большой объем учебного материала; возросшая учебная нагрузка; сложности в построении отношений с одногруппниками; сложности в усвоении новых для бывших школьников учебных дисциплин; новая система взаимодействия с преподавателями (Приложение № 1).

98 % первокурсников адаптировались к преподавателям, а именно к их манере преподавания, характеру, требованиям. Среди факторов, которые мешали успешной адаптации, студенты выделили специфический характер преподавателя, малое количество пар с ним.

83 % студентов 1 курса отметили, что при начале обучения в вузе для них были непривычными новые формы учебной деятельности. Это семинар, коллоквиум и лекция, которые практически не использовались в школьном обучении. Так же было отмечено, что произошло возрастание учебной нагрузки в вузе по сравнению со школьной, увеличилось домашнее задание. Первокурсникам в первые месяцы обучения в университете сложно привыкнуть к «учебной паре», которая составляет 90 минут, а нет 45 минут, как обычный академический час в школе.

Также студентам-первокурсникам сложно найти оптимальный режим труда и отдыха. 33 % не сразу адаптировались к новым условиям трудовой деятельности. Факторами, ограничивающими успешную адаптацию, были названы: нехватка времени, сложности в распределении нагрузки, плохие условия проживания в общежитии, участие в университетских мероприятиях.

Исходя из этого, у 24 % первокурсников возникли сложности в освоении навыков самостоятельной работы, работы со словарями, источниками и справочниками. Студенты отметили, что главной проблемой для них является поиск литературы для подготовки к семинарам, интерпретация источников и большой объём используемой литературы.

74 % студентов не испытывают никаких сложностей в освоение новых учебных дисциплин, которые не преподавались в школе. 24 %, у которых возникают подобные сложности, выделяют следующие сложности в адаптации к учебным предметам: используются непонятные термины и определения, большой объём материала.

На 29 % первокурсников влияет выстраивание новой системы отношений с одногруппниками. Из-за того, что в группе, как правило, собираются первоначально совсем незнакомые люди, студентам-первокурсникам сложно проявить себя. Многие из студентов отметили, что боятся сказать что-нибудь не то и в дальнейшем получить статус «глупого человека».

В среднем студенты 1 курса оценивают свою адаптацию к учебной деятельности в 72 %. Во многом первокурсникам помогли адаптироваться собственные способности и черты характера и способности, а также возможность получить в любое время психологическую помощь и совет от организованной в вузе психолого-педагогической службы.

Исходя из анализа данных, можно выявить критерии успешной адаптации к учебной деятельности у студентов первого курса:

-          создание и совершенствование тематических образовательных программ

-          индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей

-          Проведение адаптивов, верёвочных курсов, тренингов по сплочению студенческого коллектива;

-          Организация целенаправленной работы куратора со студентами первого курса;

-          создание кураторского часа для студентов первого курса, целью которого будет проведение разномасштабных мероприятий по различным тематикам;

-          Проведение индивидуальной воспитательной и психологической работы со студентами, испытывающими трудности в адаптации к новым социальным условиям;

-          Предоставление самостоятельно выбора студентам в реализации своих возможностей для творчества во внеучебное время;

-          Динамичное и личностно-ориентированное взаимодействие преподавателей со студентами-первокурсниками.

 

Литература:

 

1.         Адаптация студентов первого курса в вузе [Текст] /А. А. Кузьмишкин [и др.]// Молодой Ученый. — 2014. — № 3. — С. 933–935.

2.         К вопросу о воспитательном потенциале технологий активизации и интенсификации деятельности учащихся. Федосеева Н. В. Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности Гл. редактор Широков О. Н.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С. 77–80.

3.         Организация практики бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода. Иванцова Е. С., Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Миронычева В. Ф. Приволжский научный вестник. 2014. № 8–2 (36). С. 72–79.

4.         Троицкая И. Ю. Опыт организации психолого-педагогической службы в современном вузе /И. Ю. Троицкая //Личность. Культура. Общество. — 2009. — Т.XI. — № 2. — С. 404–408.

5.         Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ. Миронычева В. Ф., Кузина И. В., Марина А. В. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 3–4. С. 142–144.

6.         Уровневый подход к оцениванию сформированности компетенций бакалавров в ходе учебной практики. Иванцова Е. С., Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Миронычева В. Ф., Федосеева Н. В. Приволжский научный вестник. 2014. № 8–2 (36). С. 80–87.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle